Развитие творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве общеобразовательной школы через журналистскую деятельность

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня стало аксиомой, что целью воспитания является развитие личности ребенка. Поэтому многие школы ставят перед собой данную цель, конкретизируя ее через те или иные качества личности. Мечтой большинства педагогических коллективов и практически каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Однако долгие годы в советской педагогике приоритетным направлением воспитательной деятельности избиралось формирование в ребенке социально типичного. Лишь в последнее время стали все больше уделять внимания поддержке становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Нужно обратиться к его внутренним потенциалам ребенка, заложенным от рождения возможностям развития.

Из ценностного отношения к человеку как к уникальной личности, хранителю жизни и культуры на Земле вырастает новое понимание смысла и цели современного воспитания – не сформировать (как это было принято прежде), а найти, поддержать, развить человека в человеке, привести в действие его внутренние механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания, рефлексии и др., необходимые ему для становления собственной личности, достойной человеческой жизни, взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Реализация общемировых ценностей воспитания, на мой взгляд, должна основываться на определении, данном во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.): «Дети мира невинны, уязвимы и независимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того как расширяются их перспективы, и они обретают опыт. »

Отечественная воспитательная традиция основана на поддержке ребенка как личности, индивидуальности. Личностно-ориентировочное воспитание – это и есть педагогически обусловленный процесс становления личностного образа ребенка. Воспитанника необходимо включать в процессы духовно-нравственного саморазвития (выбор ценностей и смыслов), культурной идентификации (введение в культуру), социализации (выполнение гражданских обязанностей), индивидуализации (развитие его индивидуальных способностей, сохранение самобытности личности, воспитание характера).

Одним из принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, является принцип творческой активности. Без творческой активности трудно представить возможность формирования яркой индивидуальности, полномасштабной самореализации человека, причем творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Именно поэтому педагогу необходимо заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.

Творчество – это реализованная способность создания нового. Однако нового для кого – для самого творца, для других людей? Все новое создается из уже существующего – в чем же тогда творчество? Может быть, в самостоятельном решении задачи? Может быть, в способности мечтать и добиваться осуществления мечты? В способности к воображению, творении себя, друзей, своего времени?

В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Особенность современного детского движения – в многообразии его природного проявления, разносторонности влияния на детей с учетом их личных склонностей, возможностей. Активность возраста требует выхода. Поэтому нет ничего удивительного в том, что возникли десятки и десятки различных общественных объединений детей и молодежи, куда ребята приходят по собственному желанию, чтобы удовлетворить интерес к общению со сверстниками и старшими, к той или иной деятельности, чтобы обрести возможность и пространство самореализации. Одним из основных направлений деятельности детских общественных организаций, способствующих формированию позитивных отношений и убеждений, является создание условий для творчества и саморазвития учащихся.

Развитие ребенка – это многогранный процесс, который в огромной степени идет без управляющего педагогического влияния. Но в этом процессе есть педагогически создаваемые ситуации. И они могут быть «точками» личностного роста. Рост будет тогда, когда ребенок проявит свою активность в связи с тем, чему его научили.

Каким же образом молодому человеку или девушке организовать свою жизнь так, чтобы уже в школьные годы многое повидать и понять, стать содержательным и интересным человеком? Здесь главное: обратить свой взор на окружающих людей, на их судьбы и способности, на природу и жизнь нашей Родины, а не ограничиваться своим маленьким «я», заботами о модной одежде, о дискотеках и стремлении побольше заработать денег.

Многие подростки стремятся во что бы то ни стало самоутвердиться. Это совсем неплохо. Важно, как это делается. Хорошо, когда ребенок стремиться повысить свой интеллектуальный потенциал, стать эрудитом и интересным собеседником, развивая свои творческие способности. Все эти качества личности учащегося можно воспитать в рамках школьного самоуправления.

Одним из разделов школьного самоуправления в нашей школе является журналистика. Сегодня журналистику не всегда хвалят. Но если посмотреть на неё глазами педагога, то можно увидеть, чем в современной школе может пригодиться это одно из самых увлекательных занятий.

Одна из задач современной школы – научить ребенка в огромном потоке различной информации, как положительной, так и отрицательной, уметь осмыслять и творчески выбирать ее. Этому может и должна помочь юнкоровская деятельность школьников. Конечно, по быстроте и качеству работы школьная газета не может соперничать с современными СМИ. Главное – школьная газета является средством объединения детей разных возрастов, способностей. Она служит средством развития личности ребенка, способствует созданию в школе крепкого коллектива. Учащиеся могут раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, свои способности в различных микроколлективах: пресс-центрах, пресс-клубах, фото- и видеостудиях, дизайнерских группах, летописцах, поэтах, сатириках и, наконец, в традиционных классных и школьных редколлегиях.

Итак, чем же может помочь моим воспитанникам журналистика в школе:

  1. Прежде всего, это расширение круга интересов учащихся. Интервью, беседы с людьми различных профессий, увлечений – все это помогает, слушая и наблюдая других, найти себя, выбрать свой путь, создать собственный кодекс моральных принципов. А для того, чтобы стать человеком, общение с которым доставляет искреннее удовольствие, надо постоянно работать над собой, узнавать много нового, собирать факты, которые не оставят равнодушными слушателей. Это, конечно, непросто, но успех гарантируется. Здесь необходимо соблюдать некоторые условия. Вместе с обогащением и развитием своей духовной жизни нужно жить и богатой впечатлениями жизнью, насыщать свою жизнь элементами собственного творчества.
  2. Приобретение исследовательских навыков (анализ, синтез, систематизация материала) – умение определиться с темой, вариантами достижения цели, способами решения проблем позволяют выработать активную позицию с учетом собственных интеллектуальных и психологических особенностей.
  3. Самоутверждение – даже неуверенные в себе забывают о своих комплексах, потому что сами управляют процессом.
  4. Способность доводить дело до конца – конечный результат (статья, газета, видеофильм) должен быть конкурентоспособным, а значит качественно и оригинально изготовленным.

Всего этого уже достаточно для того, чтобы воспитать ребенка-творца, ребенка-созидателя. Мир, в котором взрослеют наши дети, очень сложен. Количество информации, падающее на пока ещё слабые головы, настолько велико, что превращается в единый шум. Он может только раздражать. А ведь информация – важна. Её надо видеть, слышать, добывать, запоминать, вовремя использовать, создавать на её основе нечто новое. Вместо этого исследования говорят, что память у учащихся плохая, интересы плоские, мышление неоригинальное. Всё это – следствие обилия информации. Чаще всего учащийся рассуждает так: «Всё равно не запомню, раз не запомнил, то мне не интересно, не вижу связей. Раз всё безразлично, то безразлично, чем заниматься - поэтому главное заработать деньги, а не найти призвание». И хорошо, если этот внутренний монолог приводит к формуле «счастье в деньгах», а не к полному пессимизму и наркотикам.

Обратимся к выдающимся педагогам-практикам начала эпохи строительства светлого будущего. Например, чтобы сделать из малолетних преступников новых людей, способных создавать новый мир, Макаренко А.С. привлекал их не просто к труду, а к труду социально значимому, и в тех исторических условиях – современному (новому). На сегодняшний день никакие школьные производственные комбинаты не могут дать ребёнку понятие о современных высоких технологиях. Научный прогресс в школе может быть представлен только компьютерной техникой. Следовательно, только привлекая учащихся не к изучению, а к практической деятельности, связанной с компьютерными технологиями, можно сделать образовательный процесс успешным и осознанно необходимым. Журналистика, используя современные технические возможности, даёт такую возможность - увидеть практический выход получаемых в школе знаний в современность.

На современном этапе, этапе, когда школа постепенно вводит в образовательный процесс элементы дуального образования, участие в журналистской деятельности направит учащихся к выбору будущей профессии и, может быть, к профессии журналиста, редактора, фотографа, дизайнера, художника. Но это не самоцель. Навыки, полученные в процессе работы с различными источниками, умение редактировать тексты, анализировать события навыки обслуживания современной техники (аудио-, видео-, фототехники, компьютеров) пригодятся в самостоятельной жизни будущего гражданина РФ.

В настоящее время в систему образования все шире внедряется компьютерная техника, компьютерные программы широко используются в решении образовательных задач, решении организационных и финансовых проблем. Учащиеся с интересом используют компьютерные технологии в журналистской деятельности. На уроках информатики, а подчас и дома они овладевают практическими навыками использования компьютера. Так, учащимися эффективно используется для создания очередного номера школьной газеты программа Microsoft Publisher. Для большей красочности выпуска использовали различные графические изображения, аудио- и видеофайлы. А какое удовлетворение испытывают юные журналисты от готового результата своего кропотливого труда. Некоторым учащимся, не преуспевающим в учебе, это придавало уверенность в своих способностях, воодушевляло на дальнейшую работу в редакторской деятельности. Таким образом, журналистика развивает творческие способности учащихся. В воспитательном аспекте школы оно привлекает универсализмом воздействия на разные слои ученического сообщества. Как отличники, так и тихие троечники, занимаясь журналистикой, понимают, что знание правописания необязательно. Ведь в современной школе есть компьютеры, которые могут указать на ошибку. Поэтому участвовать в процессе сбора и обработки информации могут и одаренные дети, и …не очень.

В.А.Сухомлинский писал: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство… труд становиться подлинным воспитателем лишь в том случае, если он стал для человека любимым. Как важно, чтобы в подростковом возрасте среди множества видов деятельности каждый нашел как раз ту тропинку, идя по которой он найдет свое счастье. Чувства личного достоинства, чести, являющиеся как бы духовным стержнем личности, приобретаются благодаря тому, что человек видит сам себя – свое мастерство, творчество – в результатах своего труда. Мы (учителя – авт.) добиваемся, чтобы каждый подросток нашел себя в труде».

Человек должен быть готов не только к социальным ролям, но и к определенным социальным ситуациям. И не только к тем, где он испытывает постоянную радость и удовлетворение от успеха. Успех – это радость, которая достигается, как правило, после преодоления многих трудностей.

Именно проявление творческой инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений поможет реализовать школьникам их ожидания от будущей профессиональной деятельности. Включение учащихся в реальные экономические отношения, расширение контактов с социальной средой в процессе выполнения практических заданий приведут к определенным изменениям в отношениях, к будущей самостоятельной деятельности.

Одним из основных направлений деятельности детских общественных организаций, способствующих формированию позитивных отношений и убеждений, является создание условий для творчества и саморазвития учащихся.

Полезно вспомнить китайскую пословицу о том, что кто к вещам стремиться, тот вместе с ними и исчерпывается. Мы можем с удовольствием слушать человека, который может поделиться своим жизненным опытом, рассказать о настоящих жизненных ценностях, об истории родного края, поселка и многое другое. А если собеседник к тому же может показать любительский видеофильм, фотографии – ему цены нет. Сколько интересных минут доставит разговор с таким человеком. А для того, чтобы стать человеком, общение с которым доставляет искреннее удовольствие, надо постоянно работать над собой, узнавать много нового, собирать факты, которые не оставят равнодушными слушателей. Это, конечно, непросто, но успех гарантируется. Здесь необходимо соблюдать некоторые условия. Вместе с обогащением и развитием своей духовной жизни нужно жить и богатой впечатлениями жизнью, насыщать свою жизнь элементами собственного творчества.

Изучение перспектив развития личности школьника, проведенное среди старшеклассников, показало, что наиболее ценными для школы выступают «развитие личности», «возможность творческой работы, учебы», «будущая собственная семья и дети». Формированию положительной мотивации учения и общественно-полезной деятельности способствуют: общее положительное отношение к школе, к клубам и кружкам дополнительного образования; радость познания; желание что-то сделать своими руками; широта интересов; любознательность.

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной, творческой самостоятельности учащихся, формирования умений исследовательской деятельности, на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Тенденции мирового развития предъявляют новые требования к учебному процессу. Обществу нужны люди, свободно владеющие способами анализа информации, творчески реализующие свои способности, знания, навыки, умения. А ведь способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Именно в процессе работы учащихся в пресс-центре нашей школы развиваются их творческие способности, инициаторская деятельность моих воспитанников.

Мой опыт работы в этой сфере небольшой. Но за короткий срок мои воспитанники, 11 человек, выпустили 8 номеров школьной газеты «Панорама», причем один из них вышел в кратчайшие сроки (в течение одного дня), что говорит в оперативности моих корреспондентов, редакторов, фотографа. Они показали умение быстро обработать информацию, проанализировать ее, отредактировать, высказать свою точку зрения. Учащиеся старших классов показали хорошие навыки работы с цифровой техникой, использование компьютерных технологий; умение располагать к общению людей различных профессий, возрастов и положений в современном обществе.

Первый номер нашей газеты «Панорама» вышел 8 ноября 2006 года. Это – день рождения газеты. В связи с предстоящими юбилейными датами (45 лет поселку Кысыл-Сыр и 50-лет газовой промышленности Якутии) возникла необходимость создания пресс-центра школы. Задолго до празднования юбилея в поселке учащиеся старших классов организовывали встречи с выдающимися людьми поселка, руководителями, ведущими специалистами, учителями, долгое время проработавшими в поселке, и брали интервью. Статьи редактировались учителями-словесниками и отправлялись в улусную газету. Дети с интересом собирали материалы для газеты, а после публикации первой статьи в районной газете у юных корреспондентов появился еще больший интерес к репортерской деятельности, учащиеся стали проявлять все большую инициативу. Постепенно складывался актив, количество спецкоров увеличивалось. Пресс-центр получил название «Панорама», как и его газета. Его структура усложнялась. Появилась необходимость фото- и видеосъемки. Выпуск второго номера газеты «Панорама» состоялся в день празднования юбилея поселка – 11 ноября, когда специальному корреспонденту посчастливилось взять интервью у президента республики Саха (Якутия) В.А.Штырова. В этот же день газета была распространена среди жителей поселка и его гостей. Это событие показало оперативность спец.корреспондентов, умение в кратчайшие сроки собрать материал, обработать информацию и выпустить «свежий» (уже второй) номер газеты.(Приложение 1) Учащиеся были удовлетворены своей работой, и их труды по достоинству оценены. Результатом работы стало опубликование всех статей нашего пресс-центра в полном объеме, без корректировок редакторов газеты, в улусной газете «ОЛОХ СУОЛА». (26.10.06г.№109, 15.11.06г.№131, 14.11.06г. №130, №127).

12 апреля произошло большое событие в спортивной жизни поселка Кысыл-Сыр. В этот день начал свою работу республиканский открытый турнир по боксу на призы ОАО «Сахатранснефтегаз» среди юношей 1991-1997 г. рождения. 3 дня спецкоры школьного пресс-центра работали: брали интервью у юных спортсменов, их тренеров и судей, вели видео- и фото-съемку. Результатом этой работы была статья, опубликованная в республиканской газете «Спорт Якутии». Кроме того было собрано огромное количество видео- и фотоматериала.

Таким образом, ученики, занимаясь журналистской деятельностью, активно оперируют приобретенными в жизни знаниями, умениями, навыками, совершают активную поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень развития личности.

В перспективе работы пресс-центра планируется расширение штатов специальных корреспондентов, организация фото- и видеостудии, выпуск приложения к школьной газете «Панорама» газеты начального звена «Лучик», выпуск тематических листовок за ЗОЖ, борьбу с вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания) и др..(Программа развития школьных средств массовой информации в приложении 2)

В заключение процитирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты можешь все – в бесплодной пустыне вырастить кедровый лес, но главное – не надо конструировать кедры, надо выращивать их семена». Если мы будем учитывать естественную природу человека, естественные потребности и интересы своей страны, своего общества и будем выращивать семена, которые нам даны нашими предшественниками, то все будет хорошо.

Список используемой литературы:

  1. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
  2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993.
  3. Сухомлинский В.А. сердцевина воспитания // Не только разумом, но и сердцем…: сборник статей и фрагментов из работ. – М., 1986.
  4. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций (учимся воспитанию). – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  5. Ястребцева Е.Н., Быховской Я.С. Intel «Обучение для будущего» - М., 2005.
  6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – Минск, 1987.
  7. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  8. Колесникова И.А., Барышников Е.Н.. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. – СПб, 1994.
  9. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблема управления. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2001.
  11. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1980.
  12. Куликов Л.В. Пихология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2001.