Управление качеством образования в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Качество образования — это качество не только конечных результатов (оценки, уровня срезов знаний и т.д.), но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Как же управлять качеством образования в ДОУ или в НШ/ДС? Прежде всего, создать систему мониторинга качества образования: систему сбора информации, ее хранения и распространения в образовательной системе, сложившейся в данном ОУ, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

Что же входит в данную информационно-аналитическую систему?

  1. Здоровье и здоровый образ жизни;
  2. Воспитание и образование детей в соответствии с госстандартами;
  3. Готовность ребенка к обучению в школе начальной или средней (НШ/ДС);
  4. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  5. Работа с кадрами;
  6. Взаимодействие ОУ с семьей, спонсорами, общественностью;
  7. Преемственность в работе со школой;
  8. Материально-техническое и финансовое состояние.

Отслеживание результатов качества образования идет посредством:

  1. Информации от всех специалистов ОУ, которая может оформляться в индивидуальную карту развития ребенка. В нашем НШ/ДС - это медико-психолого-педагогические консилиумы, проводимые З раза в год, где не только собирается информация, но и даются задания, консультации по дальнейшей работе с каждым ребенком.
  2. Срезы знаний, умений и навыков З раза в год с последующим анализом и рекомендациями.
  3. Тематические проверки и т.д.
  4. Глубокий анализ причин выполнения или невыполнения норм, требований и пути их решения (возникшая у нас проблема снижения качества успеваемости была решена посредством совместного создания плана повышения уровня обученности)

Для повышения качества готовности детей к школе третий год работают с середины октября по май курсы по подготовке к школе, где в основном решаются проблемы психологической готовности ребенка. Но без желания педагогов идти вперед, преодолевать «стоячее болото», невозможно говорить о качестве образования.

Прежде всего, необходимо:

I. Создать условия для самореализации педагога.

Выработать определенную концепцию отношения к педагогам. Идти от успехов педагога, воспитателя.

Ведь неуверенный неуспешный педагог с заниженной самооценкой не может привести детей к успеху.

Как же вырастить успешных педагогов? Есть разные рекомендации, но вот наиболее, по моему мнению, реальные для молодых специалистов:

  1. Осознание педагогом своих реальных возможностей;
  2. Технологичный процесс (разработка планов, изучение и применение технологий);
  3. Активное участие в формах распространения и обобщения опыта.

Как же организовать систему самообразования зрелых педагогов? Прежде всего, определить возможности своего профессионального роста, предложив педагогу соотнести уровень своей компетентности с творческим ростом умений специалиста.

По Л.М.Асмолову уровни профессионального роста педагога:

О-й — слабая методическая подготовка.

1-й — стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.

2-й - применение новых технологий обучения и воспитания.

З-й — разработка новых форм учебных занятий.

4-й — разработка новых методик при частичном изменении содержания.

5-й - изменение содержания без изменения идеологии предмета.

6-й — создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.

7-й - создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и ОУ.

Мы провели ряд консультаций по созданию методичек, технологий с воспитателями, педагогами. Результат был не сразу, но у педагогов появилось желание отразить свой опыт в печатных работах. За прошедший учебный год свои работы опубликовали руководитель физвоспитания Величко Н.Г., учитель Бондаренко С.В., утверждены две авторские программы по обучению информатике, созданные педагогом Мясниковой С.В., которая в настоящее время получает грант губернатора, педагог-психолог В. Н. Щеканова регулярно публикует в газете рекомендации для детей и взрослых.

II. Иметь необходимую информационную базу:

  • Записи уроков, занятий,
  • Материалы по педагогике, психологии,
  • Материалы и статьи периодической печати,
  • Материалы по анализу деятельности педагогов,
  • Различные диагностические процедуры, и способы их проведения.

III. Приоритет воспитания в учебной деятельности.

IV. Стимулирование педагогов (по успешности их деятельности). У нас для этого есть надтарифный фонд (поощрения за открытые занятия, выступления, участие в смотрах и т.д.)

V. Вовлечение педагогов в процесс повышения квалификации:

  • Активно-игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Индивидуальное и микрогрупповое исследование;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Документальный анализ;
  • Посещение занятий, уроков, проводимых коллегами, с последующим анализом;
  • Написание творческих работ;
  • Создание проектов (у нас, к примеру, проекты участков НШ/ДС);
  • Совместная работа молодых специалистов с наставником;
  • Дискуссионный поиск.

VI. Реализация идей демократичного контроля, в основе которого поддержка и доверие.

Источниками, способствующими повышению качества педтруда, могут быть:

  1. Листы педуспешности. (событие, присвоенный балл, возможный балл, кто оценивал)
  2. Листы активности педагогов. (мы ведем)
  3. Книжка педактивности. (организовал, участвовал, проводил, присутствовал, руководил, победил, изучал, читал, смотрел, слушал, исследовал, подготовил, помогал).
  4. Портфолио.

VII. Вовлечение родителей в процесс образования (предложения и пожелания родителей по повышению качества образования).

Но один руководитель, даже очень талантливый, не сможет управлять качеством образования, да и ОУ в целом (ведь управлять — это добиваться цели при помощи других людей). для этого необходима команда административная.

Можно выделить три группы базовых характеристик, по которым можно подобрать заместителей:

  1. Психофизиологическая — состояние здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы.
  2. Квалификационные — объем и глубина общих знаний, профессиональных навыков.
  3. Личностные — ценностные ориентации, потребности, характер, темперамент, способности к коммуникации.

Команда также должна быть ориентирована на успех. Прежде всего надо определиться, кто я, и добрать необходимые личности. Необходимо распределить не только функциональные обязанности, но и статусные роли.

Руководителю необходимо сконцентрироваться на том, в чем он максимально компетентен, а членов команды подобрать в соответствие с теми областями деятельности, которые необходимо вести.

Итак, к своей основной функции стратегического управления можно прибавить, если этого требует характер и объем работой, что делается легко, играючи, если к этому лежит душа. И единственно, какие полномочия нельзя передавать заместителям — это личные контакты с подчиненными. Соперничество замов — это эрозия. Нельзя делать замечания одному в присутствии другого, хвалить одного, если не найдете, за что похвалить другого. Руководителю надо знать желания замов, их видение перспектив своего роста, поддерживать эти устремления. Суть лидерства — в наличии последователей, считают ведущие менеджеры. В административной команде должны быть не только заместители директора по УВР, но и старшая медсестра, психолог, зам по административно-хозяйственной работе и в зависимости от целей и задач ОУ могут иметь место и другие: логопед, эколог и т.д. Это позволяет модернизировать структуру управления и повышать качество образования по всем направлениям; перейти от функционально-линейной организационной структуры к структуре матричной (расширению горизонтальных связей).

Таким образом, только мониторинг качества образования дает возможность своевременно и правильно принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций, осуществлять комплексное положительное развитие личности ребенка.