Качество образования — это качество не только конечных результатов (оценки, уровня срезов знаний и т.д.), но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Как же управлять качеством образования в ДОУ или в НШ/ДС? Прежде всего, создать систему мониторинга качества образования: систему сбора информации, ее хранения и распространения в образовательной системе, сложившейся в данном ОУ, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
Что же входит в данную информационно-аналитическую систему?
- Здоровье и здоровый образ жизни;
- Воспитание и образование детей в соответствии с госстандартами;
- Готовность ребенка к обучению в школе начальной или средней (НШ/ДС);
- Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- Работа с кадрами;
- Взаимодействие ОУ с семьей, спонсорами, общественностью;
- Преемственность в работе со школой;
- Материально-техническое и финансовое состояние.
Отслеживание результатов качества образования идет посредством:
- Информации от всех специалистов ОУ, которая может оформляться в индивидуальную карту развития ребенка. В нашем НШ/ДС - это медико-психолого-педагогические консилиумы, проводимые З раза в год, где не только собирается информация, но и даются задания, консультации по дальнейшей работе с каждым ребенком.
- Срезы знаний, умений и навыков З раза в год с последующим анализом и рекомендациями.
- Тематические проверки и т.д.
- Глубокий анализ причин выполнения или невыполнения норм, требований и пути их решения (возникшая у нас проблема снижения качества успеваемости была решена посредством совместного создания плана повышения уровня обученности)
Для повышения качества готовности детей к школе третий год работают с середины октября по май курсы по подготовке к школе, где в основном решаются проблемы психологической готовности ребенка. Но без желания педагогов идти вперед, преодолевать «стоячее болото», невозможно говорить о качестве образования.
Прежде всего, необходимо:
I. Создать условия для самореализации педагога.
Выработать определенную концепцию отношения к педагогам. Идти от успехов педагога, воспитателя.
Ведь неуверенный неуспешный педагог с заниженной самооценкой не может привести детей к успеху.
Как же вырастить успешных педагогов? Есть разные рекомендации, но вот наиболее, по моему мнению, реальные для молодых специалистов:
- Осознание педагогом своих реальных возможностей;
- Технологичный процесс (разработка планов, изучение и применение технологий);
- Активное участие в формах распространения и обобщения опыта.
Как же организовать систему самообразования зрелых педагогов? Прежде всего, определить возможности своего профессионального роста, предложив педагогу соотнести уровень своей компетентности с творческим ростом умений специалиста.
По Л.М.Асмолову уровни профессионального роста педагога:
О-й — слабая методическая подготовка.
1-й — стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й - применение новых технологий обучения и воспитания.
З-й — разработка новых форм учебных занятий.
4-й — разработка новых методик при частичном изменении содержания.
5-й - изменение содержания без изменения идеологии предмета.
6-й — создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й - создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и ОУ.
Мы провели ряд консультаций по созданию методичек, технологий с воспитателями, педагогами. Результат был не сразу, но у педагогов появилось желание отразить свой опыт в печатных работах. За прошедший учебный год свои работы опубликовали руководитель физвоспитания Величко Н.Г., учитель Бондаренко С.В., утверждены две авторские программы по обучению информатике, созданные педагогом Мясниковой С.В., которая в настоящее время получает грант губернатора, педагог-психолог В. Н. Щеканова регулярно публикует в газете рекомендации для детей и взрослых.
II. Иметь необходимую информационную базу:
- Записи уроков, занятий,
- Материалы по педагогике, психологии,
- Материалы и статьи периодической печати,
- Материалы по анализу деятельности педагогов,
- Различные диагностические процедуры, и способы их проведения.
III. Приоритет воспитания в учебной деятельности.
IV. Стимулирование педагогов (по успешности их деятельности). У нас для этого есть надтарифный фонд (поощрения за открытые занятия, выступления, участие в смотрах и т.д.)
V. Вовлечение педагогов в процесс повышения квалификации:
- Активно-игровые методы;
- Практикумы и тренинги;
- Индивидуальное и микрогрупповое исследование;
- Профессиональные конкурсы;
- Документальный анализ;
- Посещение занятий, уроков, проводимых коллегами, с последующим анализом;
- Написание творческих работ;
- Создание проектов (у нас, к примеру, проекты участков НШ/ДС);
- Совместная работа молодых специалистов с наставником;
- Дискуссионный поиск.
VI. Реализация идей демократичного контроля, в основе которого поддержка и доверие.
Источниками, способствующими повышению качества педтруда, могут быть:
- Листы педуспешности. (событие, присвоенный балл, возможный балл, кто оценивал)
- Листы активности педагогов. (мы ведем)
- Книжка педактивности. (организовал, участвовал, проводил, присутствовал, руководил, победил, изучал, читал, смотрел, слушал, исследовал, подготовил, помогал).
- Портфолио.
VII. Вовлечение родителей в процесс образования (предложения и пожелания родителей по повышению качества образования).
Но один руководитель, даже очень талантливый, не сможет управлять качеством образования, да и ОУ в целом (ведь управлять — это добиваться цели при помощи других людей). для этого необходима команда административная.
Можно выделить три группы базовых характеристик, по которым можно подобрать заместителей:
- Психофизиологическая — состояние здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы.
- Квалификационные — объем и глубина общих знаний, профессиональных навыков.
- Личностные — ценностные ориентации, потребности, характер, темперамент, способности к коммуникации.
Команда также должна быть ориентирована на успех. Прежде всего надо определиться, кто я, и добрать необходимые личности. Необходимо распределить не только функциональные обязанности, но и статусные роли.
Руководителю необходимо сконцентрироваться на том, в чем он максимально компетентен, а членов команды подобрать в соответствие с теми областями деятельности, которые необходимо вести.
Итак, к своей основной функции стратегического управления можно прибавить, если этого требует характер и объем работой, что делается легко, играючи, если к этому лежит душа. И единственно, какие полномочия нельзя передавать заместителям — это личные контакты с подчиненными. Соперничество замов — это эрозия. Нельзя делать замечания одному в присутствии другого, хвалить одного, если не найдете, за что похвалить другого. Руководителю надо знать желания замов, их видение перспектив своего роста, поддерживать эти устремления. Суть лидерства — в наличии последователей, считают ведущие менеджеры. В административной команде должны быть не только заместители директора по УВР, но и старшая медсестра, психолог, зам по административно-хозяйственной работе и в зависимости от целей и задач ОУ могут иметь место и другие: логопед, эколог и т.д. Это позволяет модернизировать структуру управления и повышать качество образования по всем направлениям; перейти от функционально-линейной организационной структуры к структуре матричной (расширению горизонтальных связей).
Таким образом, только мониторинг качества образования дает возможность своевременно и правильно принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций, осуществлять комплексное положительное развитие личности ребенка.