Методология научного поиска — основа технологии развивающего обучения

Разделы: Математика


В психологии и методике установлено, что при изучении математики школьник должен усвоить не только содержание знаний, но и способы их получения. Возникает вопрос: как организовать обучение математике, чтобы усвоение математических понятий, аксиом, теорем, алгоритмов и познавательных средств происходило в комплексе, одновременно? Здесь, прежде всего, следует обратиться к психолого-педагогической теории развивающего обучения. Психологи утверждают, что воспитание и обучение формируют развивающуюся личность в том случае, если педагог организует собственную деятельность ребенка по усвоению накопленного человеческого опыта. В.В. Давыдов считает: обучение в школе нужно вести так, чтобы оно в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и становления знаний. В процессе выполнения такой деятельности «школьники осуществляют мысленные действия, адекватные тем, посредством которых вырабатывались эти продукты духовной культуры». С точки зрения зарождения, развития и становления математического знания, математическая деятельность не сводится лишь к воспроизведению полученных кем-то знаний, а включает в себя процесс поиска, открытия новых фактов и закономерностей.

Попытаемся проследить путь познания в математической науке. Конечно, путь познания в математике шел разными путями. Мы выделяем тот, который важен с точки зрения организации процесса познания в математике школьниками. Он может быть представлен схемой 1 (Приложение1).

Эта схема может иметь непосредственное реальное воплощение в процессе обучения, и будет выглядеть так, как показано на схеме 2 (Приложение1, схема2).

Для разработки технологии РО учителю важно знать, какие методы научного познания характерны для каждого этапа. Они отражены в схеме 3 (Приложение2).

К числу эвристических методов науки, прежде всего, относятся наблюдения и сравнение, эксперимент и обобщение, неполная индукция, аналогия и заключение по аналогии. Все эти методы позволяют выдвигать гипотезы, которые требуют установления их истинности или ложности. В то же время, к открытию математических фактов приводят и дедуктивные рассуждения. Эвристические методы науки позволяют включать учащихся в самостоятельный поиск новых фактов, правил, формул, теорем. Проиллюстрируем сказанное на примерах.

Неполная индукция – это умозаключение, которое делается на основе рассмотрения некоторых фактов, причем число рассматриваемых фактов не охватывает всего их множества. Естественно, что полученное таким образом умозаключение может быть только гипотезой. В курсе математики деятельность учащихся по выдвижению гипотез организуется через моделирование, измерение, вычисление. Моделирование – подходящий прием при изучении такой темы как «Площади многоугольников». Измерением целесообразно воспользоваться в теме «Признаки равенства треугольников», чтобы помочь учащимся сформулировать соответствующую гипотезу. Теорему Виета учащиеся могут «открыть» путем правильно направленных учителем вычислений. А вот то, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, ребята могут увидеть на чертеже. Для развития гибкости и критичности мышления важно варьировать ситуации, проводить их сравнение.

Аналогия – в переводе с греческого означает «соответствие», «сходство». Умозаключение по аналогии переносит знание, полученное из рассмотрения одних объектов, на другие объекты, менее изученные, но сходные с первыми по некоторым свойствам.

Наблюдение, сравнение, интуиция. В основе догадок нередко лежит интуиция. Но интуитивное познание – результат ранее приобретенных знаний, навыков, а также умений переносить эти знания на новые ситуации. Умению строить такие догадки школьников следует обучать.

Покажем, как можно построить систему вопросов при «открытии» формулы площади треугольника S = 0,5 ab sin C.

На доске изображены три треугольника. Учитель говорит: «Известно, что площадь треугольника вычисляется по формуле (рис.а) (Приложение3). Какой вид имеет эта формула в случае прямоугольного треугольника? Учитель переходит к рис.б (Приложение3) и делает под ним сначала одну запись, а затем – после обсуждения с учащимися – вторую. Далее учитель задает классу следующие вопросы по рис.в: «Можно ли построить треугольник по двум сторонам а и b и углу между ними? Сколько таких треугольников можно построить?» В ходе беседы выясняется, что по двум сторонам a и b и углу С между ними треугольник однозначно определен. Значит, определена и его площадь. Но частным случаем этой ситуации является прямоугольный треугольник, где и .

Учитель просит сравнить случаи а) и б) учитывая, что в случае б) , а в случае в) формула площади должна зависеть от угла С. Теперь можно определить главную проблему: «Постарайтесь сформулировать гипотезу относительно формулы площади треугольника через две стороны и угол между ними».

Конечно, можно сказать, что такие рассуждения слишком длинные, но это зависит от цели урока и от имеющегося резерва времени. Понятно, что существенным недостатком развивающего обучения является то, что оно требует значительных затрат времени.

Дедуктивные умозаключения. Указанные выше приемы приводят только к умозаключениям вероятности и развивают, прежде всего, эвристические интеллектуальные умения. Однако, заботясь о развитии мышления, важно в процессе обучения подводить школьников к «открытию» теорем на основе дедуктивных умозаключений.

Для разработки технологии РО важно учитывать и то, как происходит процесс усвоения. Педагогическая психология выделяет в этом процессе ряд последовательных этапов (Приложение 4, схема4).

На этапе поиска доказательства теоремы также важно использовать приемы аналогии и неполной индукции. Однако чаще всего поиск ведется аналитическим путем или аналитико-синтетическим. Важно обучать школьников, как общим методам доказательства, так и частным приемом. Нужно показывать новизну метода или приема и владеть методикой обучения школьников этим методам. Приобщение школьников к методам научного познания в математике позволяет приобщить их и к человеческой культуре в целом, служит важным средством реализации принципа гуманизации образования. Технология РО позволяет формировать в комплексе все основные интеллектуальные умения: эвристические, логические и речевые, развивает качественные характеристики мышления – гибкость, глубину ума, критичность. Улучшение качественных характеристик умственной деятельности благотворно влияет на всю психологическую деятельность человека.

Посмотрим, как можно разрабатывать технологию изучения конкретной темы. Тема: «Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств».

Напомним основное содержание материала:

  1. Определение отношений: a > b, a < b.
  2. Теоремы и их доказательства:
    1. если a > b, b > c, то a > c;
    2. если a > b, c – число, то a + c > b + c;
    3. если a < b, c – число, то ac < bc;
    4. если a > b, c < 0, то ac < bc.
  3. Выявим имеющиеся в этом содержании предпосылки для развития интеллектуальных способностей школьников.

    1. Здесь учащиеся практически впервые встречаются с теоремами и доказательствами в алгебре. Поэтому следует обратить внимание на то, что строение теоремы, сущность доказательства в алгебре то же, что и в геометрии. Имеется возможность обратить внимание на единую логическую основу построения различных математических дисциплин.
    2. В процессе доказательства учащиеся должны уметь выполнять два основных логических действия, связанных с определением понятия. В доказательстве каждой из этих теорем выполняются оба этих действия одновременно: из того, что a > b, на основании определения следует, что a – b > 0; из утверждения, что a – c >0, заключаем, по определению, что a > c. Таким образом, при несложном доказательстве первой теоремы имеется возможность целенаправленного формирования у учащихся умения пользоваться определениями математических понятий.
    3. Содержание материала позволяет обучать школьников выдвижению гипотез. Так, первое свойство учащиеся смогут подметить или на частных примерах, или по аналогии со свойством верных числовых равенств. Возможен и такой вариант, когда свойство подмечается на частных примерах, а учитель подсказывает аналогию, предлагая сравнить его с соответствующим свойством верных числовых равенств. Выдвигается гипотеза относительно любых трех чисел, связанных рассматриваемыми отношениями.
    4. После доказательства первой теоремы можно предложить учащимся вспомнить еще два свойства верных числовых равенств:
      если a = b, c – число, то a + c = b + c;
      если a = b, c – число, то ac = bc.

      Повторяя первое свойство, учитель побуждает учащихся высказать аналогичное утверждение для свойств числовых неравенств. Появляется гипотеза, что если a > b, c – число, то a + c > b + c.

      Аналогично выдвигается гипотеза, что если a > b, c – число, то ac > bc.

    5. Имеется возможность включить учащихся в самостоятельный поиск доказательства всех трех теорем. На примере доказательства первой теоремы целесообразно вести поиск синтетического способа, что и приводит сразу к доказательству. Доказательство второго и третьего свойств учащиеся могут сами найти по аналогии.

    Наблюдения показывают, что небольшой по объему и сравнительно простой теоретический материал имеет хорошие предпосылки для целенаправленной деятельности учителя по умственному развитию школьников.