Урок географии в 7-м классе "Климат Южной Америки и факторы его формирования"

Разделы: География


Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач.
  2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
  3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
  4. Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.
  5. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.

Развивающие:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
  2. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
  2. Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.
  3. Поддерживать психологический комфорт урока.

Оборудование:

  1. Карта Южной Америки (физическая).
  2. Климатическая карта Южной Америки.
  3. Набор климатических диаграмм.
  4. Климатическая карта мира.
  5. Плакат «Южная Америка - самый влажный материк»

Для учащихся:

  1. Атлас по географии, 7класс.
  2. Климатическая карта Южной Америки с климатическими диаграммами (из учебника О.В. Крыловой).
  3. Географические задачи.
  4. Контурная карта, набор климатических диаграмм, клей, конверт.

Сегодня мы продолжаем знакомство с Южной Америкой и на этом уроке мы изучим особенности климата данного материка. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос, почему Южная Америка – самый влажный материк? (На доске до начала урока вывешен плакат «Южная Америка – самый влажный материк).

Итак, тема урока «Климат Южной Америки и факторы его формирования».

Откройте тетради и запишите число, тему урока. Начнем нашу работу с анализа карты «Климатические пояса и области мира». Откройте атлас.

Вопрос: Назовите, в каких климатических поясах находится материк Южная Америка?

Вопрос: Вспомните особенности названных вами типов климата?

Обратите внимание, материк сужается к югу, поэтому в умеренных широтах нет условий для сильного нагрева летом.

Вопрос: Сравните набор климатических поясов Южной Америки с климатическими поясами Африки и Австралии.Объясните причины сходства и различия.

(В Африке отсутствует умеренный климатический пояс, в Австралии - экваториальный пояс; в Африке - все климатические пояса, кроме экваториального, парные. В Южной Америке - два субэкваториального пояса, наличие умеренного климатического пояса, который занимает достаточно большую площадь. Эти особенности связаны с размерами материков и их географическим положением).

Ребята, вы ещё раз повторили, что географическое положение и размеры материка являются климатообразующими факторами.

Вопрос: Какие еще климатообразующие факторы вы можете назвать?

Рельеф – расположение горных хребтов, морские течения, господствующие ветра, высота над уровнем моря, соседство с другими материками.

(Учитель по ходу ответа учащихся прикрепляет таблицы «климатообразующие факторы», затем таблицы «географическое положение», «размеры материка» и др.)

Давайте выявим влияние климатообразующих факторов на особенности климата Южной Америки, а для этого вам придется решить ряд географических задач. Для их решения вам опять понадобится карта.

Страница атласа «Климатическая карта Южной Америки»

Задачи:

1. Весь гигантский мир Амазонии – болота, леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше подобного природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?

(Господствующие в.м. – пассаты, географическое положение – наличие экваториального и субэкваториального климата; рельеф – Анды, Амазонская низменность, теплое течение – Гвианское).

2. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют, и какие причины приводят к образованию таких мест.

(Рельеф - Анды, господствующие в.м. - пассаты для Колумбии, западный перенос для Чили).

3. Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 южной широты. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520 км, включает и пустыни, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни. Найдите на карте эту полосу. Объясните происхождение этих пустынь.

(Холодное перуанское течение, географическое положение - тропический климат).

Вопрос: На физической карте найдите, как называется самая известная и большая пустыня тихоокеанского побережья Южной Америки. (Атакама).

Сообщение учащихся (с использованием демонстрационного материала).

Между 22-27 южной широты вдоль берега Тихого океана, занимает впадину Атакама, тянется примерно на 1000 км пустыня Атакама, которая относится к типу береговых пустынь. Холодное Перуанское течение, охлаждает воздух, препятствуя поднятию его вверх и выпадению осадков. Температура воздуха в пустыне в среднем достигает +16 С. Осадки выпадают не ежегодно, в среднем менее 50 мм в год. Полное отсутствие осадков или их малое количество компенсируется обильными росами и туманами, которые образуются вследствие высокой влажности воздуха (до 80 %)

Задачи:

4. Пустыня Патагонии — единственная в Южном полушарии, расположенная на восточном побережье материка. Какие климатообразующие факторы способствуют её существованию?

(Рельеф –– Анды задерживают западный перенос, холодное Фолклендское течение не дает формироваться осадкам).

5. Расскажите о значении Анд как главном климаторазделе Южной Америки.

(Работа с климатической картой из учебника О.В. Крыловой; на настенную климатическую карту Южной Америки, учитель прикрепляет климатические диаграммы, аналогичные карте из учебника).

Вывод: Анды задерживают воздушные массы, а, следовательно, и осадки, что приводит к формированию засушливых территорий, а, следовательно, климатических областей.

(Записать под диктовку в тетрадь, диктует один из учеников, или ученик записывает на доске, а остальные учащиеся переписывают в тетрадь).

Физминутка.

6. * Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка? Если вы затрудняетесь с ответом, вспомните, как влияет на климат Австралии большой Водораздельный хребет.

(Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье формировались пустыни, примерно до 30 южной широты; в умеренных широтах было бы увлажнено западное побережье и центральная часть, а на восточном побережье – пустыня, так как здесь ещё проходит холодное течение).

7. Какие формы рельефа Африки выполняют роль климатораздела? Свои суждения аргументируйте.

(Атлас задерживает западный перенос, Драконовы горы – пассаты).

8. Какой материк будет особенно сильно влиять на климат Южной Америки?

(Антарктида оказывает охлаждающее влияние на южную часть материка из-за своей близости)

Выполняются, если класс сильный и позволяет время на уроке.

Сообщение учащихся (с использованием демонстрационного материала).

В связи с отсутствием горных хребтов широтного направления вся Южная территория открыта и холодным Южным (памперо), и Северным (нортес) ветром. Зимой обычно дует холодный Южный ветер, который вызывает сильное похолодание.

Памперо налетают с необыкновенной быстротой и приводят к резким понижениям температуры. Эти ветры приносят огромное количество пыли, а на крайнем юге ветер носит характер снежных бурь.

Осталось рассмотреть, как влияет на климат высота над уровнем моря.

Сообщение учащихся.

В Андах хорошо выражена высотная климатическая поясность. В нижнем поясе гор климат не отличается от климата окружающих равнин. При подъёме в горы изменяется температура и режим осадков, на вершинах лежат снега и ледники. Особенно суров климат Анд в тропическом поясе на высоких центральных плоскогорьях, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки даже летом выпадают в основном в виде снега и их очень мало. Здесь расположены самые сухие и бесплодные высокогорье в мире.

Молодцы! Вы провели грамотное, доказательное исследование особенностей климата Южной Америки и теперь сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Климатическое своеобразие каждого из Южных материков можно выразить очень лаконичной характеристикой: Африка - самый жаркий материк, Австралия - самый сухой материк, а Южную Америку называют самым влажным материком.

Докажите правильность этого выражения.

  1. Большую площадь занимает экваториальный и субэкваториальный климатические пояса.
  2. Субтропический и тропический климатические пояса занимают небольшую площадь из-за того, что материк сужается к югу.
  3. Наличие умеренного климатического пояса на самой узкой части материка.
  4. На материк с океана приходят пассаты и западный перенос.
  5. Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха.
  6. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, т.к. это климатораздел.

(По ходу ответа учащихся, учитель, под плакатом «Южная Америка - самый влажный материк», вывешивает заранее написанные на ватмане доказательства).

Запишите, пожалуйста, в тетрадь названные вами доказательства.

Итак, мы с вами успешно ответили на вопрос, поставленный в начале урока.

А в качестве закрепления, ребята, я предлагаю вам выполнить небольшую работу. (Можно дать это задание в качестве домашней работы).

У вас на столах лежат конверты с контурной картой климатических поясов Южной Америки и набором климатограмм. Вам необходимо разместить климатические диаграммы в соответствии с климатическими поясами и областями материка. Кто желает, может эту работу проделать у доски на настенной климатической карте Южной Америке. У вас есть небольшие подсказки – это лежащие на партах климатические карты.

(Проверяется правильность выполнения задания, даются пояснения с использованием аналогичных увеличенных климатограмм).

Вы все молодцы, оценки за урок получают…

Наш урок окончен, всем большое спасибо.

Список литературы.

  1. В. Крылова. Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
  2. В Крылова. Материки и океаны. Учебник для 7 класса средних общеобр. учреждений. – М.: Просвещение, 2006