Цикл классных часов “Школа правильного поведения” является важной составляющей экспериментальной работы по нравственному образованию в школе. Выбор темы данного цикла продиктован желанием поднять нравственные проблемы, которые актуальны не только для нас, классных руководителей, но и интересны самим ребятам. Мы считаем важным уйти от традиционного проведения классных часов, посвящённых обсуждению проблем дисциплины, состоящих из менторских назиданий и постоянных наставлений, внушающих ученикам только апатию и безразличие. Мы постарались организовать нашу работу так, чтобы она стала совместной и значимой для самих учащихся. Изучение понятий морали на уроках грамматики нравственности, которые являются ядром экспериментальной работы, показало, что смысл теоретических знаний трудно усваивается учащимися, если он не связан со смыслом их поступков и нравственными чувствами, которые они испытывают или должны испытывать. Уже при подготовке классных часов самая активная роль отводилась самим учащимся. Они имели возможность заранее подумать над предложенной темой, а во время классного часа могли высказать и выразить свои чувства, мысли, эмоции. Мы стремились к тому, чтобы каждое сказанное слово заставило задуматься, пересмотреть свои взгляды, изменить своё отношение, чтобы ни один из присутствующих не остался равнодушным.
Мы хотим представить вашему вниманию сценарий одного из классных часов цикла” Школа правильного поведения” под названием “Главное слово в нашей судьбе”. Этот классный час был посвящён Дню матери и проведен 29 ноября 2006 года. Надеемся, что наша работа поможет многим классным руководителям в организации и проведении воспитательной работы с учащимися. Но уроком трудно ограничить поиски смысла, так как истина, как известно, проверяется практикой. Именно поэтому от рассуждений о поведении мы перешли к практике школьной жизни, к ежедневному, ежемесячному обращению учащихся к своей совести: “ Прав ли Я?”, “ Правильно ли понимаю?”, “ Чисты ли мои чувства?”. Где еще, как ни на классном часе, можно проверить свои выводы, обсудить с друзьями свое поведение в конкретной ситуации, сформулировать свое мнение, позицию по возникшей нравственной проблеме.9 “А” и 9 “Б” классы, в которых мы являемся классными руководителями, являются классами коррекционнно-развивающими, и по сложившемуся стереотипу отношения к ним, их учащихся зачастую считают неспособными освоить сложные понятия и навык их использования. Но включение ребят в эксперимент показало, что как раз для них сложные этические знания послужили почвой для развития личности, для успешной их социализации и дальнейшей интеграции в гражданское общество.
Классный час
“Главное слово в нашей судьбе”
Оформление:
На доске “Школа правильного поведения”; газета “Самые, самые, самые”; высказывания великих о матерях; большое нарисованное сердце для дальнейшего его заполнения; экран.
Вступительное слово классного руководителя.
Ведущий 1
Первое слово, которое произносит человек – МАМА. Оно обращено к той, кто подарила нам жизнь. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами, улыбками. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
Ведущий 2
Ни первым, ни последним на Земле
Кричу: “И кто придумал это?”
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле…
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет
Чтоб выкрикнуть впервые слово “Мама”,
Которого священней в мире нет.
Ведущий 1
Немного из истории праздника. День всех матерей – международный праздник. В Америке его отмечают с1914, в Германии и Франции – с 1922 года. В России этот праздник сначала ассоциировался с Женским днем-8 Марта, с прошлого года стал отдельным праздником. Праздник этот своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь.
Классный руководитель:
При подготовке к празднику мы провели анкетирование ребят по вопросу “Ваши ассоциации со словами “МАМА”, были вот такие ответы.
Ребята подходят к нарисованному сердцу и пишут на нем свои слова-ассоциации и комментируют их. Дети написали следующие слова: “Любовь, забота, нежность, ласка, нервы и т.д.”
Ведущий 1
Каждую секунду в мире рождается три человека. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так любовь матери согревает всю жизнь ребенка. У мамы самое доброе сердце, самые ласковые руки, самый нежный взгляд.
На фоне мелодии показываются слайды-фотографии матерей учащихся класса, часто в кругу детей. Чтец читает стихотворение.
Чтец
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать!
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви ей издревле завешен
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Ведущий 2
На свете не существует человека роднее и ближе и матери. Ее любовь безгранична, бескорыстна. Дети – самое дорогое для нее. В них смысл ее жизни.
Ведущий 1
Любовь к малышу своему для нее также естественна как цветение садов, смена дня и ночи, восхода и захода солнца. Мама приобщает нас к человечеству. В наши уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувства народа.
Ведущий 2
Она наполняет нас духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир?
Классный руководитель
Да конечно это. А сейчас послушайте украинскую легенду.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, поселили ее в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели ее в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из темного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит о матери: “Пойдемте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не сморишь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало “Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. “Если в сердце сыновнем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская мудрость, - то и тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым пламенем”.
О маме модно говорить много, но кто расскажет о ней лучше, чем ее сын, или дочь.
Ученики рассказывают о своих мамах. Рассказы рождаются на глазах у зрителей. Кто-то вспомнил, как мама сидела у постели когда он болел, кто-то вспомнил как хотел обмануть маму, а она не приняла эту ложь и очень много разных историй.
Классный руководитель
У каждого человека есть мать, или была. Я, к сожалению, могу сказать о своей маме – была.
Великое чувство! Его до конца
Мы в душе сохраняем;
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем
Я хочу прочитать вам отрывок из рассказа, посвященный матерям, которых уже нет на свете, незабвенным матерям, явившихся воплощением любви, доброты, заботы, всепрощении, беззаветной преданности.
“Из горницы слышалось быстрое чтение Псалтыри, человек пять пожилых женщин в нужных местах пели “Аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Господи!” Я не решился войти, чтобы не помешать панихиде, и остановился у двери. Неожиданно я четко расслышал слова, произнесенные нараспев: “Господи, прости ей вольные и невольные прегрешения ее и дай ей место в раю”. Слова эти меня так тронули, что в груди заклокотали слезы от вспыхнувшей благодарности к певчим за такую просьбу.
И я невольно продолжил эту молитву про себя: Господи, да какие у нее грехи? Она – страдалица и великомученица, как многие женщины – матери, женщины-вдовы, только, пожалуй, в гораздо большей степени. Она была мать-великомучиница, великая терпеливица, великая страдалица, умерла великая душа человеческая. С ее смертью разрушилось многое, еще одного человеческого гнезда не стало на земле. Какая немощная в последние годы она ни была, она все равно объединяла нас все человеческое. Она была не просто родительница, но – и кормилица, и воспитательница, и наставница; ради детей она часто шла на риск, на самопожертвование. Теперь ее нет, и никакие добрые воспоминания о ней не заменят нам ее живую…
Господи, дай ей место в раю…”
Ведущий1
Пусть все услышанное станет назиданием и напоминанием о великом долге перед матерью, о заботе и любви к ней.
Классный руководитель
Помни что любая девушка – мать, или будущая мать. Она по-своему красиво переживает ответственность за весь род человеческий. Материнство делает женщину красивой и мудрой. Для женщины все люди становятся в какой-то мере ее собственными детьми. Это самое высокое проявление женственности – чувствовать в каждом человеке его радости и горести. Это качество передается девочкам по наследству и проявляется в их поведении задолго до материнства.
Ведущий 2
Девушку нельзя оскорбить, нельзя причинить ей зло уже потому, что она девушка. Оскорбляя девушек, мы оскорбляем свою мать и всех матерей. Наше отношение к девушке – это зеркало нашей души.
Обсуждение взаимоотношений юношей и девушек. Ребята по своему желанию вспоминают случаи, когда они обидели одноклассницу, были не добры к ней.
Ведущий 2
Девушки должны помнить, что женственность – это самое высокое выражение человеческой красоты. В этой красоте – рождение новой жизни, развитие, цветение.
Ведущий 1
Юноши должны научиться уважать в девушке женственность, и помнить, что отношение к девушке является мерой нравственности. Хам в отношении к девушке, к женщине – хам во всех отношениях. Уважать девушку, женщину – значит уважать жизнь.
Классный руководитель
На каждый праздник принято дарить подарки, цветы, открытки. Говорит добрые слова. И сейчас попробуйте сказать эти добрые слова МАМЕ.
Под мелодию ученики подписывают открытки, на экране вновь плывут слайды “Наши мамы”
Классный руководитель
Наш классный час был посвящен мамам, что вам запомнилось? О чем он вас заставил задуматься?
Следуют высказывания учеников.
Предоставляется слово гостям.
Заканчивается классный час, и ребята с букетами цветов и открытками идут домой.