Развитие речи ребёнка в первые годы жизни играет важную роль. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка (в частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т. д. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребёнка.
С целью раннего выявления речевых нарушений у детей раннего возраста в ноябре 2006 года мы провели обследование психического развития 31 ребёнка 2-3 лет по методике Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. Анализ результатов обследования позволил сделать следующие выводы:
Все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.
- 81% детей легко находят нужные предметы и действия, из них 32% детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под».
- 74% детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 29% детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов.
- Все дети пользуются речью, а 58% детей используют в своей речи фразы и предложения.
Но на ряду с этим были выявлены и такие проблемы как:
- 74% детей не проявляют инициативу в общении со взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями.
- 42% детей в активной речи используют только отдельные слова.
- Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих цвет.
- 26% детей выполняют только одноактные инструкции.
В целом, у большинства детей снижается уровень понимания речи и выполнение речевых инструкций при рассматривании картинок.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей 2-3 лет хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но на ряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.
На основе проблемного анализа полученных результатов обследовании детей мною был составлен план работы с педагогами и родителями и выработаны рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста.
План работы с педагогами групп раннего возраста
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста. | Ноябрь | Логопед | |
2 | Практикум по проведению артикуляционной гимнастики. | Декабрь | Логопед | |
3 | Создание картотеки:
|
В течении года | Воспитатели | |
4 | Консультация «Игры и игровые упражнения для развития воздушной струи» | Январь | Логопед | |
5 | Консультация-практикум «Корректировка программного содержания в соответствии с выявленными проблемами». | Ноябрь | Логопед, ст. воспитатель | |
6 | Рекомендации по развитию речи детей группы риска. | Ноябрь | Логопед | |
7 | Разработка индивидуальных маршрутов развития детей группы риска. | Ноябрь | Логопед, воспитатели | |
8 | Составление библиографии по проблеме речевого развития детей. | Декабрь | Логопед, ст. воспитатель |
План работы с родителями детей раннего возраста
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 | Ознакомление родителей с результатами обследования детей «Общие проблемы речевого развития детей и пути их коррекции». | Ноябрь |
Логопед |
|
2 | Индивидуальные встречи с родителями детей группы риска с целью совместного составления плана индивидуального развития в домашних условиях. | Ноябрь |
Совет специалистов |
|
3 | Выпуск журнала для родителей « Малыш учится говорить.» | В теч. года | Логопед | |
4 | Индивидуальные консультации по запросам родителей. | В теч. года | Логопед | |
5 | Создание библиотеки «Популярные пособия для родителей по развитию детей раннего возраста». | В теч. года | Логопед,
ст. воспитатель |
|
6 | Практикум «Игры и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата, воздушной струи и слухового внимания». | Январь |
Логопед |
|
7 | Индивидуальные встречи по результатам проведённой с детьми работы. Составление нового плана работы. | Февраль-Май | Совет специалистов |
Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
- Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
- Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.
- Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)
- Уточнять артикуляцию звуков раннего онтогенеза.
- Обогащать пассивный и активный словарный запас:
- учить называть предметы ближайшего окружения;
- знакомить со значением слов, обозначающих:
- основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
- форму предметов (круглый, квадратный, овальный);
- параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);
- различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый,грязный);
- обозначать словами свои и чужие действия.
- Учить детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.
- Вводить в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).
- Оречевлять и комментировать все режимные моменты.
- Проводить пальчиковые игры.
- Включать в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
- Читать стихи и сказки с повторяющимися действиями.
- Рассматривать сюжетные картины и беседовать по их содержанию.
- Рассматривать игрушки и описывать их.
- Учить детей выполнять двухактные инструкции.
Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития
- Учить детей общаться со взрослыми и друг с другом:
- здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;
- показывать другим людям то, что ему понравилось;
- ждать исполнения своих желаний;
- играть рядом с другими детьми;
- играть вместе с другими детьми.
- Продолжать знакомить детей с названиями окружающих его предметов, учить узнавать их на картинках.
- Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).
- Учить детей различать понятия «большой», «маленький».
- Учить детей подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы (би-би, тук-тук, бух, мяу, ням-ням и т. д.).
- Побуждать детей повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».
- Формировать у детей элементарную фразовую речь (Ляля топ-топ, киса мяу).
- Упражнять детей в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке.
- Учить ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».
- Упражнять детей в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку.).
- Учить детей соотносить предметы по цвету.
- Учить понимать значение предлогов «в», «на», «под» в ситуациях с игрушками и при рассматривании иллюстраций.
Для организации более эффективной и целенаправленной работы по выявленным проблемам были выработан индивидуальные маршруты развития на каждого ребёнка, имеющего значительные нарушения в речевом развитии как для педагогов, так и родителей.
Индивидуальный маршрут развития Ивановой Маши (для педагогов)
№ | Рекомендации | Реализация рекомендаций в детском саду | Сроки | Результат |
1 | Поддерживать и поощрять инициативу девочки в общении со взрослыми и другими детьми. | Создание ситуаций, побуждающих взаимодействовать с детьми и взрослыми. |
Постоянно |
Маша стала общительнее с детьми и взрослыми; откликается на просьбы других детей и с удовольствием идёт с ними играть. |
2 | Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия изображённые на картинке. | Беседы по содержанию иллюстраций. П/и «Сделай как я». Д/и «Кто, что делает?» |
Постоянно |
Маша рассматривает иллюстрации, называет действия, которые она видит на картинке; принимает активное участие в подвижных играх и называет действия, которые совершает в данный момент. |
3 | Учить понимать значение предлогов: в, на, под в действиях с игрушками и при рассматривании иллюстраций. | Игры с предметами и игрушками; рассматривание иллюстраций. |
Постоянно |
Маша понимает значение предлогов в действиях с игрушками и иногда использует предлоги в речи, но девочка не всегда понимает значение предлогов при рассматривании иллюстраций. |
4 | Закреплять и расширять первичные представления о функциональных возможностях предметов через практический опыт (перенос действий с предметами-орудиями в игровую ситуацию) | Сюжетные дидактические игры с куклами и другими игровыми персонажами (разговор с больной куклой). | Постоянно |
Маша разговаривает с игрушками, использует предметы по назначению. |
5 | Организовывать ситуации, требующие от ребёнка некоторых усилий в достижении результата. | Д/и «Собери пирамидку» «Собери матрёшку». Работа со строительным материалом. |
Постоянно | Маша собирает пирамидку, но затрудняется в назывании цветов; с удовольствием строит дом для своих друзей-игрушек. |
6 | Стимулировать речевую активность ребёнка, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог. | Традиция «С добрым утром, малыши». «Разговор по телефону» |
Постоянно | Маша включается в диалог с героями игры; откликается на просьбы позвонить по телефону кому-нибудь. |
7 | Осуществлять показ игровых действий, сопровождающихся развёрнутыми высказываниями в процессы разыгрывания с ребёнком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета. | Показ образца выполнения игровых действий.
Игры-инсценировки. |
Постоянно |
Маша повторяет игровые действия, показанные воспитателем, но мало сопровождает их развёрнутыми высказываниями. |
8 | Наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками не игровые действия ребёнка «понарошку». | Создание проблемных игровых ситуаций. Показ образца выполнения игровых действий. |
Постоянно |
Использует в сюжетно-ролевых играх предметы-заместители. Продолжить работу над проговариванием игровых действий в процессе игры. |
Индивидуальный маршрут по развитию Ивановой Маши (для родителей)
№ | Содержание совместной деятельности детей и родителей. | Сроки | Результат |
1 | Создавать Маше условия для проявления инициативы и самостоятельности | Постоянно | Девочка стала активно проявлять инициативу в общении со взрослыми и детьми. |
2 | Учить узнавать и называть изображения предметов и животных на иллюстрациях. | Май | Маша называет предметы и животных на иллюстрациях |
3 | Обозначать словами свои и чужие действия, действия с игрушками и действия изображённые на сюжетной картинке. | ФевральМай | Называет словами свои и чужие действия, действия с игрушками и действия изображённые на сюжетной картинке. |
4 | Побуждать Машу высказываться фразовой речью. | Май | Маша использует в своей речи простую фразу. |
5 | Знакомить девочку с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный); параметрами величины (большой, маленький); закреплять умение группировать и соотносить окружающие предметы по цвету и величине. |
Май |
Девочка группирует предметы по величине и соотносит предметы красного цвета. |
6 | Учить понимать значение предлогов: в, на, под. (Использовать игры с игрушками). | Май |
Понимает значение предлогов: в, на, под в действиях с игрушками. |
7 | Учить девочку понимать и выполнять элементарные действия по двухсложной инструкции: «Дай мне мишку и зайчика». | Май |
Маша выполняет двухактную инструкцию. |
8 | Учить осуществлять цепочку из 2-3 игровых действий. Использовать предметы-заместители в сюжетно-ролевой игре. Разговаривать в процессе игры с ребёнком. |
Постоянно |
Состав игровых действий стал более разнообразным. В игре использует разные варианты действий, включает в неё предметы-заместители. |
Согласие родителей: ____________________
Следующая встреча: май.
Вся проведённая работа с детьми, педагогами и родителями дала значительную динамику в развитии детей раннего возраста.
В конце учебного года было проведено повторное обследование развития речи детей группы риска, которое показало что, дети научились:
- использовать в своей речи элементарные фразы и простые предложения;
- понимать значения прилагательных «большой», «маленький»;
- выполнять двухактные инструкции взрослого;
- понимать значения предлогов «в», «на», «под» (в игровых ситуациях с игрушками).
Но вместе с тем необходимо продолжать:
- знакомить детей с основными цветами;
- учить понимать значение предлогов на сюжетной картинке и употреблять их в речи;
- упражнять детей в распространении простых предложений;
- побуждать детей пересказывать знакомые сказки с повторяющимся сюжетом.