Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Глобус и карта", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить детей с понятиями: глобус, карта полушарий.
  2. Научить пользоваться глобусом.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, карта полушарий, развертка глобуса, апельсин, листы бумаги.

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний, постановка проблемы.

- Какую форму имеет наша Земля?
- Назовите предметы, которые похожи по форме на Землю.
- Как называется уменьшенная модель Земли?

- Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с глобусом. Давайте представим, что мы идем в поход.
- Что мы возьмем с собой?
- Будем брать глобус?
- Нет, конечно же. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус. Однако, возможности глобуса ограничены – даже самые большие из них не дают достаточного представления о Земле, они громоздкие, и их неудобно носить с собой. Для практических целей используют карты.

У картографов возникают проблемы, когда нужно показать весь земной шар.

Фламандский картограф Герард Меркатор прославился благодаря изобретенной им в 1569 году картографической проекции Земли. Картографические проекции легко понять, если представить земной шар в виде апельсина и вспомнить как мы его чистим. Дольки его кожуры можно разложить на лист бумаги так, как они покрывали апельсин.

II. Изучение нового материала.

1. Пример – опыт с апельсином. Работа с рисунком в учебнике с.64

2. Экскурс в историю.

Древнейшая из известных нам карт была начерчена на глиняной табличке около 2 250 года до нашей эры. С тех пор методы картографирования постоянно совершенствуются.

3. Мы сегодня познакомимся с картой полушарий: западного и восточного.

(Дети рассматривают карту)

На глобусе и карте мы видим множество линий. Каждая имеет свое название.

Прочитайте на с.65 об этих линиях.

- Какие линии называются меридианами?
- Какие линии называются параллелями?
- Как называется самая длинная параллель?
- На какие полушария делит Землю экватор?

4. Работа по учебнику.

С.66 № 3,4.

III. Итог урока.

- Для чего нужны глобус и карта?
- Чем отличаются глобус и карта?

 - Решите кроссворд, какое слово получилось в рамке. Что это такое?

IV. Домашнее задание.

С.66 – ответить на вопросы.

С.67 № 6.о