Работа в группе использовалась в обучении уже в 20-х годах XX века.
На рубеже 80-90-х годов идеи групповой формы обучения получили возрастающую популярность в школьном образовании США, а затем и Канады (разработки научно-педагогических центров при университете Джона Хопкинса под руководством Р. Славина, Университете штата Миннесота под руководством Р. и Д. Джонсонов, Университете Калифорнии
под руководством С. Кагана). Результаты исследований, проводимых с тех времен и по сей день, свидетельствуют о высокой степени эффективности этой технологии.
Уроки домашнего чтения над произведением английского автора С. Моэма дают обширное поле деятельности для развития коммуникативных способностей учащихся. Работая над рассказами, учитель английского языка легко решает коммуникативные задачи развития навыков и умений.
Наиболее эффективно действуют технологии группового обучения. Групповое обучение строится на принципе сотрудничества. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из источника информации в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло. Используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому ученику говорить на одном уроке 10-15 минут. Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.
Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществления разноуровневого подхода к преподаванию английского языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “ слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.
Технология группового обучения вобрала в себя много преимуществ, что использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.
Приведу пример использования универсальной структуры работы в парах на этапе отработки анализа текста, которую С. Каган назвал “Send a problem”
(“Проблема в подарок”). Суть ее заключается в следующем: каждый участник группы самостоятельно формулирует несколько вопросов по текущей теме и ответы на них и записывает вопросы на карточках. На следующей этапе участники группы по очереди зачитывают свои вопросы , после этого группа должна в результате обсуждения сформулировать ответ на поставленные вопросы. На третьем этапе группа отбирает необходимое количество наиболее удачных вопросов и раздает их остальным группам. Таким образом, каждая группа получит, например, по одному вопросу от каждой группы. Теперь участникам группы необходимо дать наиболее полный ответ на каждый из полученных вопросов. Завершающий этап подобной работы может проходить по-разному: учитель может проконтролировать правильность ответов, либо это может сделать каждая из групп, у которых ответы на вопросы были заготовлены на втором этапе. Напомним, что работа на каждом этапе должна быть ограничена по времени.
Такую структуру можно эффективно использовать при подготовке к проверочной работе, а также при проверке понимания текстов и т. д.
При ответах на вопросы очень часто по опыту работы возникают элементы дискуссии, что особенно ценно, так как развивает критическое мышление учащихся, умение отстоять свою точку зрения и правильно сформулировать ее средствами английского языка.
Рассмотрим, как действует эта структура в процессе работы над рассказом С. Моэма “A friend in need”.
Деление по группам осуществляется учителем по принципу - один
“сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик. Каждый ученик составляет
3 интересных “умных” вопроса к тексту. Работая в группах, ученики отвечают на них. Вопросы могут быть следующего содержания:
- What kind of person was Lenny Burton?
- What can Burton do except playing cards?
- Why did he agree to swim?
- What was the main thing that struck the author?
- Why did Burton`s namesake offer him to swim over three miles instead of giving him a job?
На третьем этапе они выбирают вопрос наиболее удачный и правильный с грамматической точки зрения (это обязательное условие) и “посылают” в другие группы. Участники групп должны дать наиболее полные ответы на эти вопросы.
В другой структуре групповой работы “ посыльным вопросов” может быть учитель. Каждой группе дается проблема следующего характера:
1 группа
- What do you think about Edward Hyde Burton?
- Was he really a kind man?
- Did he feel pity for his young namesake?
- Do you like him as a person?
2 группа
- How do you understand the title of the story?
- What is the main idea of the story?
- Where is the climax of the story?
3 группа
- Do you agree or disagree with the author`s opinion that the first impressions of a person are not always right?
- What is the author`s attitude to his characters?
Каждый член группы старается дополнить ответ отвечающего на вопрос. Если проблема интересна для учащихся , обязательно возникает дискуссия. “Прав ли герой или нет”, “Актуальна проблема или нет”.
Учитель имеет право только задать свой вопрос, если учащиеся не затронули важную проблему или помочь им:
- “What would you do if you were Edward Burton?”
- “Where is the climax of the story?”
- “Is it important to be shrewd now days?”
- “ Is it a talent to understand people?”
- “Is it right to charge the people on clothes and appearance?”
- “What is the right way to charge the people?”
Конечным итогом этой работы будет задание каждому члену группы:
Retell the story on the part of:
- the author
- Edward Hyde Burton
- Lenny Burton
- Analyse the text
Работу над анализом можно завершить и следующим образом: ученики в группах составляют план анализа текста, продумывают главные идеи, делают заключения.
Совместная работа помогает еще раз осмыслить проблемы текста, подвести итоги. Каждый ученик вносит вклад в совместную работу. В то же время работа в группе обеспечивает грамотное литературоведческое, лексическое и грамматическое оформление плана и текста каждого ученика в группе. Совместный план используется учениками для собственного монологического высказывания.
Таким образом, групповой метод работы помогает им в их индивидуальной деятельности.
Ученики в большинстве случаев считают групповую форму работы более эффективной, поскольку они ощущают личную ответственность за результаты работы всей группы, не просто получают информацию от учителя, но сами становятся исследователями, проводят анализ информации и делают соответствующие выводы. Происходит присвоение знаний : с одной стороны, слабые ученики осознают, что они способны учиться лучше; с другой стороны, более сильные ученики осваивают роль помощников-наставников.
Наконец, все без исключения ученики подчеркивают важность взаимодействия, сотрудничества, поскольку считают эти навыки необходимыми в будущем.
Многие выпускники нашей гимназии отмечают, что, покидая школу и попадая в новую среду, им легче адаптироваться к новым условиям и организовать взаимодействие в новом коллективе, а это означает, что они уже имеют значительный опыт сотрудничества.