Из опыта применения ролевых игр в обучении деловому английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Я уже более 10 лет преподаю английский язык в Славянском сельскохозяйственном техникуме Краснодарского края, в котором мы готовим специалистов по специальностям “Бухгалтерский учет”, “Страховое дело”, “Менеджмент”, “Агрономия”, “Хранение и переработка растениеводческой продукции”, “Механизация”. Как известно сейчас бурно развиваются коммерческие связи с представителями торговых фирм и деловых кругов зарубежных стран и это усиливает необходимость изучать иностранный язык с ориентацией на практическое использование его в среде делового общения. Государственный стандарт требует от нас обучения будущих специалистов деловому английскому языку. Понятно, что чем выше будет мотивация учения, тем большого успеха в изучении языка добьются студенты.

Используя в своей работе многие методы обучения, я пришла к выводу, что ролевая игра (правильно организованная) все-таки лучше всего мотивирует речевую деятельность. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому как сказать (и которые студенты часто просто зазубривают не понимая), ролевая игра побуждает, мотивирует речь.

Игра помогает робким студентам легче высказать своё мнение от имени какого-либо действующего лица, создаёт условия равенства собеседников, разрушает традиционный барьер между преподавателем и студентом.

Во время игры студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение слушать партнера, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Многие преподаватели согласятся, что подростки часто не выражают большого желания принять участие в игре, так как бояться показаться смешными. Поэтому важно правильно подготовить и организовать ролевую игру. Лучше по иному разместить студентов в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение большим кругом, когда каждый обучающийся находится одновременно в контакте и с преподавателем и с другими студентами; место в центре может быть использовано для проведения игр. Такое размещение способствует большей естественности общения.

При проведении игр я в своей работе практикую применение нагрудных карточек с указанием вымышленного имени, профессии и т.п. своего персонажа. “Под маской” какого-либо действующего лица подростки раскрепощаются и это способствует более успешному проведению ролевой игры.

Во время ролевой игры преподаватель или совсем не участвующий в игре, или берет на себя второстепенную роль. И в том и в другом случае он наблюдает за участниками, записывает ошибки но не прерывает игру с целью исправления. После ролевой игры он сначала анализирует ход игры, обязательно отличая удачные моменты, а затем останавливается на наиболее типичных ошибках участников и в дальнейшем организует работу по их исправлению. Боязнь сделать ошибку сковывает речь студентов, поэтому исправление ошибок во время проведения ролевой игры представляется недопустимым.

В нашем учебном заведении мы работаем по учебнику “Деловой английский” под редакцией Т.К.Алексеевой, В.Г.Дарской, Л.А.Лесецкой и Т.Г.Шелковой и используем видеокурс BBC “Starting Business English”.

Так, при изучении темы “Making an Appointment” я провожу ролевую игру “Using a Telephone” (Телефонный разговор). Цель ее – закрепление лексических навыков по теме и формирование практического навыка применения телефонных сообщений.

На предварительном этапе проводится:

a) фонетическая отработка лексических единиц, необходимых при проведении ролевой игры под аудиозапись без зрительной опоры;
б) просмотр видео сюжета “Using a Telephone” с предварительной беседой.

Преподаватель напоминает студентам вежливые формы общения по телефону:

Can I ___________ please?
I would like to ____________ please/
I want to _____________ .

Преподаватель говорит о проблемах, которые могут возникнуть (e.g. person is not here; is in a meeting; he’s on the other line: it’s a wrong number).

Преподаватель исправляет студентов: What can you do if a person you need isn’t there?

Здесь вводится слово “message”.

На доске написаны слова, понимание которых проверяете

make a telephone call

call back

hold on

switchboard

take a message

available

direct line

mobile phone

extension (number)

Просмотр видеосюжета № 2 “Using a Telephone” (BBC English)

Вопросы до просмотра, по содержанию предыдущего сюжета:

  1. What is Edward’s new job?
  2. What is Bibury Sistems new product?
  3. What is Edward do in his new job?
    (> try to sell Big Boss)
  4. How do you sell products?
    (> advertising; contact clients e.g. by phone)

Просмотр видео сюжета по эпизодам

1. Edward’s first call to Mr. Smith’s office.

До – Who does Edward want to speak to?
После – Is he successful? Is the secretary helpful?
Why not?

2. Don's call to RUYJ.

До – Who does Don want to speak to?
После – Is he successful? Why not? Is Dave helpful?
What is Phil’s number? (listen again)

3. Don's call to Phil Watson/

До – Why did Don call Phil?
После – Does Phil know Don ? How do you know?

4. Edward's second call to Mr. Smith’s office?

До – Can he speak to Mr. Smith?
После – Why not? What did Edward explain?

в) ролевая игра в группе “Receptionist” (Секретарь)

Каждому студенту выдается бланк для приёма сообщения по телефону. Они - “секретари”. Затем они прослушивают три сообщения по телефону, записанные на аудиокассету.

“Секретари” прослушивают эти телефонные сообщения. Их задача – прослушать, понять и успеть вписать все данные телефонных сообщений в бланки для приема сообщений, которые имеются у каждого участника игры.

В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности студентов, ролевые игры могут проводиться в парах (такие игры направлены в основном на тренировку студентов в употреблении определенных лексических единиц и грамматических структур),

В подгруппах, включающих 3-5 человек, и в целой группе (при проведении игр в подгруппах и группах обеспечивается выход в речь).

Ролевые игры в парах - наиболее простой вид данного методического приема. Можно использовать для парной ролевой игры анкеты, которые участники должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Время, отводимое на эту работу должно быть ограничено.

Вот пример ролевой игры в парах. Так, при изучении темы “A Business Trip”, преподаватель проводит ролевую игру "Customs" (Таможня), где первый участник - пассажир, второй участник - таможенник. По ходу игры пассажир заполняет таможенную декларацию т.е. анкету. При этом он задает вопросы и отвечает на вопросы второго участника. В этой игре хорошо тренируется лексика по теме, а также грамматические структуры такого типа как общие и специальные вопросы.

Еще пример ролевой игры в парах. При изучении темы “Hotel” преподаватель проводит ролевую игру “At the Reception – desk”, где один участник – администратор гостиницы, второй же – гость отеля. Второй участник заполняет во время игры карточку гостя и ведет диалог с администратором. У каждой пары играющих студентов одинаковые анкеты, варьируются лишь исходные игровые данные, такие как название отеля, страны, номера отеля, профессии, цели и срока визита. Здесь у студентов максимально широкий простор для фантазии. Во время этой игры эффективно тренируются лексические единицы по изучаемой теме, структуры типа:

I should like to...
Could you tell me …?

Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Например, все подгруппы 3 – 5 человек могут играть одновременно, работу которых контролирует преподаватель, переходя от одной подгруппы к другой. Однако, можно пойти по другому варианту, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные наблюдают и оценивают ее работу, с тем чтобы принять активное участие в последующем обсуждении выступлений.

Вот пример ролевой игры в подгруппах. Каждая подгруппа - несколько бизнесменов, заказывающих обед в ресторане. Официант (Waiter) подает меню, участники выбирают блюда и напитки. Усложняющим элементом такой игры может быть несовпадение вкусов, попытка обосновать свой выбор и убедить других в достоинствах того или иного блюда или напитка. Эта ролевая игра может быть эффективным приемом для тренировочной работы – закрепления степеней сравнения прилагательных, разговорных формул, выражающих согласие/несогласие и т. п. Вместе с тем при наличии проблемных установок, в этой игре присутствует выход в речь.

Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к ролевой игре на более высоком уровне, в группе, во время которой все участники разыгрывают дискуссию, собрание, конференцию и т. п. правда надо отметить, что этот вид игры я применяю только в группах, где уровень подготовки студентов достаточно высокий

Так, при изучении темы “Discussing a Contract” проводится ролевая игра конференция “Describing your Company Products”.

На предварительном этапе происходит

а) ознакомление с новой лексикой, такой как:

Market share
Income from sales
Low volume products
Accessories
Background to the company
Product range
Details about specific product
Major markets
Sales strategy
Research and development

После усвоения студентами лексики можно перейти к

б) просмотру видео сюжета “Describing Your Company’s Products” из видео курса “Starting Business English”, в котором служащие британской компании описывают деятельность своей компании но производству игрушек. Обсудив этот видео сюжет, можно перейти к ролевой игре. Все студенты группы - бизнесмены из различных компаний, которые выступают на конференции и рассказывают о своей компании и производстве какой-либо продукции, пытаясь заинтересовать других бизнесменов и заключить контракты на поставку своей продукции и закупку заинтересовавшей продукции.

При проведении ролевых игр заслуживают внимания ролевые карточки. Каждый участник ролевой игры получает карточку довольно большого формата (с тетрадный лист), выполненную из картона. Одна сторона карточки одинакова для всех участников и дает основную информацию о ролевой ситуации и о проблеме, которую надо решить ( это может быть карта, диаграмма, статья из газеты, объявление и т. п.). Оборотные стороны карточек для разных участников различны, они содержат информацию о данном действующем лице, указывают возможную линию поведения (однако участник игры имеет право ей не следовать). Такой раздаточный материал удобен при работе, хорошо оформлен и вызывает интерес у студентов.

При изучении темы: “Business Letters” (Деловые письма) можно провести игру: “Put in Order”.

Эта тема обычно представляется скучной для студентов и данная игра помогает заинтересовать их. Копии деловых писем или факсов разрезаются на полосы так, что на каждой стороне остается одно предложение или один короткий параграф.

Класс разделен на группы по трое. Каждой группе дается набор полос. Все они – “бизнесмены”, у которых забастовали секретари и их почта перепутана. Им надо, как можно быстрее понять, где их письма и факсы, и сложить все в правильном порядке.

  • Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Студенты видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни., чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
  • Ролевая игра требует полной отдачи от участников. Здесь используется их знания и умения, приобретенные как в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. общий запас знаний и умений.
  • Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности (“моменты шока”), с которым так часто встречаются студенты в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

Список используемой литературы.

  1. Christine Johnson, Jack Lonergan Starting Business English. BBC. 1993.
  2. A. Malcy, A. Puff. Drama Technigues in Language Learning. Moscow “Prosveshcheniye”, 1981.
  3. Иностранные языки в школе. 1988 год. № 3
  4. Иностранные языки в школе. 1989 год. № 4