Урок обучения грамоте по теме "Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Согласные звуки [г], {г']. Буквы Г, г"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с согласными звуками [г-г,] и буквами Г,г;
  • упражнять учащихся в чтении слогов и слов с новой буквой;
  • продолжить формирование навыков сознательного чтения, развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление;
  • расширять кругозор и словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, чувство ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: предметные картинки: грибы, корзинки, птицы, паровоз, магнитные буквы, красный и черный квадраты, раздаточный материал, шапочки для игры, фонохрестоматия, карточки со словами, карта Кемеровской области, пословица, рассказ В.Драгунского “Перед сном”.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Скажем хором:

“Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!”

II. Работа над новым материалом.

1. Упражнение на внимание.

Оборудование:

у учащихся индивидуальные карточки

у учителя – на доске

Задания:

1) запомнить расположение букв;
2) восстановить такой порядок на индивидуальных листах.

Самопроверка: учитель показывает буквы, учащиеся проверяют.

Вывод: на уроке будем внимательными.

2. Актуализация знаний.

- Какая буква лишняя? (я)
- Докажи.(Гласная среди согласных)

Буква я закрывается красным квадратом.

- Какая буква из оставшихся лишняя?(к)
- Докажи.

Буква к закрывается черным квадратом.

- Чем сходны оставшиеся буквы? (Все согласные, обозначают звонкие звуки, все парные согласные)

Задание: назвать пары согласных по глухости-звонкости (д-т, б-п, з-с)

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжаем учиться читать, думать, рассуждать.

3. Выделение звуков. Знакомство с буквой.

- Оглянитесь вокруг, мы на грибной поляне, повсюду грибы. Кто знает загадку про грибы? (Дети говорят)
- У нас есть общая корзинка, пойдите, “соберите” грибы, поместите их в корзину.

Учащиеся ходят по классу, набирают в корзинку грибы. Затем рассаживаются по местам.

Задание: составить схему слова “грибы”

У учащихся набор раздаточного материала. Идет работа в парах: составление схемы слова “грибы”.

Анализ слова.

Задание: выделить первый звук, дать характеристику

- А как этот звук зазвучит мягко?
- Какая буква записывает эти два звука?

Задание: отыскать глазами буквы Г г. (Дети поворачиваются, ищут буквы, спрятанные в классе).

- Почему буква наполовину синяя, наполовину зеленая? (Обозначает и твердый, и мягкий звуки)

4. Вычерчивание буквы на бумаге по точкам.

5. Чтение слогов, слов.

а) га го гу ги гы ге

б) – Мы набрали полные корзины грибов. В названиях каких грибов есть звук [г]?

ГРУЗДИ нужно искать тщательно, т.к. часто они скрываются под листвой. Очень вкусны в засоле.

Знакомлю вас еще с одним грибом со звуком [г]: ГОВОРУШКИ. Это съедобные грибы. Их можно жарить, солить, мариновать.

- Как называют человека, собирающего грибы? ГРИБНИК
- Расскажите, как правильно собирать грибы.
- Каким грибам со звуком [г] не место в лукошке? (ПОГАНКИ - ядовитые грибы)
- Но и сбивать их не надо, просто обойди, если встретишь.
- Где растут грибы? (В лесу )
- Как называется густой труднопроходимый лес? ТАЙГА
- Более половины территории нашей Кемеровской области занимает тайга.

Вот этот паровозик домчит нас до тайги, и мы одним глазком взглянем на жизнь обитателей леса.

Рисунок паровозика. Вагоны к нему: на первом вагоне буква Г, на втором вагоне – РУСТЬ, на третьем – ОРОД, на четвертом – РАЧ.

Задание: прицепить к паровозу вагоны, прочитать получившиеся слова.

в) Словарная работа.

ГРУСТЬ

Задание: назвать слово, противоположное по значению. (Веселье)

Учитель: Веселье, радость, смех – хорошее лекарство, помогают от любой болезни. Радость делает человека счастливым. Когда человек счастлив, он способен видеть красоту и добро в жизни, и дарить их окружающим. Мы не будем грустить на уроке. Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу и мне.

ГОРОД

- В каком городе мы живем? (В Новокузнецке)
- Скажите, какой он? (Большой, красивый, гостеприимный и т.д.)
- Уезжаем из города. Приезжаем в лес.

ФИЗМИНУТКА.

В темном лесу есть избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая –
Дыбом волосы стоят!

ГРАЧ

- Каких еще знаете птиц, в названии которых есть звук [г] ? (Глухарь, галка, гусь, голубь)
-Грач приносит большую пользу, уничтожая вредных насекомых на полях и лугах. Он из отряда вороновых, похож на ворону и кричит похоже.

Фонохрестоматия – крик грача.

- О птицах, живущих в лесах, можете прочитать в книге Г.Снегирева “Птицы наших лесов”.

ГОЛУБЬ

- Птица мира. Существует такая легенда. Когда главный Бог Зевс собирался на войну, он обнаружил в своем шлеме голубку и ее птенцов. Зевс не стал разорять гнездовье и отложил войну.

Вагоны паровозика переворачиваются. Получается слово

ГРАМОТНЫЕ

- Какого человека считают грамотным?
- Как вы думаете, трудно ли стать грамотным?
- Что для этого надо делать?

6. Чтение учителем рассказа В. Драгунского “Перед сном”.

- Как называют ученого человека? (Образованным)

КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ.

- Как вы понимаете смысл поговорки?

7. Работа над текстом.

а) Первичное чтение текста учителем.

У лисы зубки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, шубка тепленькая, на груди жилет, а не шее белый галстучек.

Ходит лисонька тихонько, к земле пригибается; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается.

Разбойница лиса любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю, не помилует и кролика.

По Ушинскому.

- Как бы вы назвали текст?

б) Чтение текста учащимися с заданием.

Задание: подчеркнуть слова, которыми называет автор лису

Проверка: чтение текста вслух, выполнение задания.

- Как еще называют лису в сказках?

в) Выборочное чтение.

-Прочитать описание внешнего вида лисы.
-Прочитать, как лиса передвигается.
-Чем питается лиса?

Обобщение: лиса обитает в лесах нашей области. Уходя от погони, лиса запутывает следы и “придумывает” всякие уловки, чтобы обмануть собак.

- Каких еще животных наших лесов знаете?

8. Игра “Тень-тень-потетень”.

Оборудование: шапочки с изображением лисы, зайца, ежей, медведя.

Дети поют и изображают.

Тень-тень потетень
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
“Всему свету я краса”
Похвалялся медведь:
“Могу песни я петь”
Похвалялися ежи:
“У нас шубки хороши”
Похвалялся зайка:
“Поди, догоняй-ка”.

III. Итог урока. Рефлексия.