Цель: Закрепление умений применять формулу (a-b)(a+b)=a2-b2
Задачи:
- Формировать умения представлять выражение в виде многочлена, находить причины возникновения затруднений.
- Развивать дивергентный тип мышления, внимания, математической речи.
- Воспитывать самостоятельность и ответственность.
Ход урока
I. Cамоопределение к деятельности
1. Прочитайте выражение:
а) (3а)2 – в2 ; б) (3а – в)2 ; в) (3а + в)2 ; г) x2-y2; д) x2 + 4.
2. Представьте в виде многочлена:
а) (а -1)2; б) (а + 6)2; в) (- а – 6)2; г) (х + 2)(2 –х); д) (а + 5в)(а -5в).
- Как называются все формулы, которые вы сейчас
использовали?
(формулы сокращенного умножения)
- Для чего они нужны?
(для упрощения выражений и быстрого нахождения
значений выражений)
3.Вычислите, используя формулы сокращенного умножения:
а) (100 – 1)(100 +1); б) 19 * 21.
II. Актуализация знаний и фиксация в деятельности
1. Что необходимо сделать, чтобы преобразовать
произведение разности двух выражений на их сумму
в многочлен?
(применить формулу сокращенного умножения)
- Какую?
(умножение разности двух выражений на их сумму)
- Правильно! Тема сегодняшнего урока.
“Умножение разности двух выражений на их сумму. Представление выражений в виде многочлена”. Запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока (на доске напечатана тема).
2. Индивидуальная деятельность
Возьмите желтые карточки и решите самостоятельно.
- (n – 3m) (n+ 3m);
- (1 + c) (c -1);
- (2a + 3b) (3b – 2a).
3. Самопроверка.
Кто решит правильно, поднимите руку, я подойду и дам карточку для проверки.
Поставьте “ +” и “-” , но не исправляйте.
(раздать карточки для самопроверки)
III. Локализация затруднений
Из опыта прошлых лет я пришла к выводу, что все ошибки по данной теме можно разбить на несколько видов. Сейчас мы вместе с вами обозначим эти ошибки.
(проектируется решение с возможными ошибками)
1. (n – 3m) (n+ 3m)= n2 – 3m2
- Какая ошибка допущена? Что сделано неправильно?
Ошибка: Возведение в степень одночлена
2. (1 + c) (c -1)=1+с2
- Какая ошибка допущена? Что сделано неправильно?
Ошибка: Знак тождества
3. (2a + 3b) (3b – 2a)= 6в2 – 4а2
- Какая ошибка допущена? Что сделано неправильно?
Ошибка: Вычислительная ошибка.
Теперь возьмите желтые карточки, определите тип ошибки и поставьте ее номер.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Что нужно знать и что нужно уметь, чтобы не допустить такие ошибки?
(выучить формулы, знать определение и свойства степеней, уметь выполнять действия с рациональными числами)
(на доске) an=aaaaaaa…a; (an)m=amn; (ab)n=anbn
Назовите свойства степеней (определение степени, возведение степени в степень, возведение в степень произведения)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
1. У кого нет ошибок в желтых карточках, возьмите карточки розового цвета и выполняйте предложенные задания.
а) (0,7x+y2)(0,7x-y2);
б) (a3 - b2)(a3 + b2);
в) (5x2+2y3) (5x2-2y3).
2. Те, у кого есть ошибки, возьмите карточки голубого цвета. Найдите задания, относящиеся к вашему типу ошибки, решите его и сверьте с образцом на обратной стороне.
1) Выполните возведение в степень одночлена:
а) (4m)2; б) (-2a4 b2)3; в) (5x2y3)2;
2) Представьте произведение в виде многочлена:
а) (1-a) (1+a); б) (с-2) (с+2); в) (3+m) (m-3);
3) Возведите в степень:
а) 52; б) (-9)2; в) 33.
А теперь исправьте ошибки в карточке (1) желтого цвета.
VI. Рефлексия
(Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достигли ли они положительного результата).
- Что мы делали?
- С какими трудностями столкнулись?
- Что нужно делать, чтобы избежать ошибок?
(физпауза, упражнения для зрения)
VII. Отработка навыка решения
№ 916 (в,г) – на доске и в тетрадях
в) (5х+*)(5х-*)=25х2-0,16у2;
г) 100m4-4n6= (10m2 - *)(* + 10m2).
№ 916 (а,б) – слабая группа
а) (2а+*) (2а - *)= 4а2 – b2;
б) (* -3х) (* + 3х) = 16y2 – 9х2;
№ 916 (д,е) – сильная группа
д) (* - b4) (b4 + *) = 121a10 – b8;
е) m4 – 225c10 = (m2 - *) (* + m2).
Что вписали вместо * под буквами (а, б, д, е)?
VIII. Самостоятельная работа
В рабочих тетрадях:
В1. №2 (а,в) ; 3(б,г).
В1. №2 (б,г) ; 3 (а,в).
IX. Итог урока
X. Домашнее задание П.33 (пр), № 922, 934, 937 (а,г). Рабочая тетрадь – 22: № 4,5
Литература:
- Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М.:Просвещение, 2006
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Короткова Л.М. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. – М.: Просвещение, 2005
- Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Алгебра: Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Генжер, 2006
- Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре: 7 класс. – М.: Генжер, 2001