Урок-путешествие во 2-м классе по русскому языку по теме "Правописание парных согласных на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова;
  • развивать умение распознавать и проверять написание слов с парной согласной на конце слова;
  • расширять круг знаний учащихся по данной теме;
  • закрепить умение разбирать предложения по членам;
  • развивать навыки грамотного письма;
  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно;
  • развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование:

  • нарисованные фигуры Буратино и Мальвины,
  • карта страны “Грамматики”;
  • рисунки видов транспорта: автобуса,
  • самолета, теплохода, поезда;
  • корзиночка с грибами (муляжами);
  • нарисованный дуб и дубовые листья
  • магнитофон и кассета с записью музыки;
  • интерактивная доска;
  • сигнальные карточки; индивидуальные карточки.

Ход урока:

1. Организационная часть.

- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, и Мальвина пришла. А в последний момент прибежал запыхавшийся Буратино. Он снова оказался в затруднительном положении, и , похоже, ему нужна наша помощь.

- Вот, посмотрите, что он вам написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть не знал, что писать. (показать послание детям)

“Дорогой дру. !
Помоги мне отыскать ду.
около которого зарыт кла. .
В случае удачи тебя ждёт сюрпри. .

- Ребята, вы согласны помочь Буратино?
- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и место, где зарыт клад.
- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова и почему? ( учащиеся называют букву, которую вставят и объясняют, почему)
- Что за буквы вы вставили? Как они называются?

2. Чистописание.

- Назовите парные согласные.
- Напишите их парами красивым каллиграфическим почерком.

бп вф гк дт жш зс

3. Постановка темы и цели урока.

- Теперь скажите, над какой темой мы будем сегодня работать?(парные согласные)
- А какая задача стоит перед нами? (найти клад для Буратино)
- Посмотрите на карту страны Грамматики. Нет ли там того места, где могли бы жить парные согласные? ( есть- лес парных согласных)

“Приложение 1.”

- Но, чтобы отправиться в этот лес, нужно быть очень внимательным, активным, помогать друг другу и, конечно же взять с собой запас знаний, которые нам будут очень нужны.

4. Актуализация знаний учащихся.

- А что мы знаем о парных согласных?
- Что происходит с парными согласными на конце слова?
- Какое стихотворение знаете про парные согласные?

“Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй”

- Как же проверить парную согласную на конце слова?
- А сейчас, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие. (учитель говорит детям загадку: “Что за чудо – синий дом?

Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.” (автобус)

Что слышится на конце слова “автобус”? А что пишется? Почему?

- Скажите “золотое” правило грамматики:

“Пишем то, что пишется.
А не то, что слышится”

- Ребята, а на чем еще можно отправляться в путешествие.
- Посмотрите на рисунки и назовите виды транспорта (теплоход, самолет, поезд, троллейбус)
- Что общего в этих словах? (на конце парная согласная)
- Какую согласную будем писать в каждом из этих слов и почему?

5. Зарядка для глаз.

- Итак, отправляемся в наше путешествие.
- А пока едете, посмотрите в окошко, как изменилась природа осенью. Посмотрите на небо, на землю, направо, налево.

6. Словарная работа.(комментированное письмо по цепочке)

- Вот мы и приехали. Дальше пойдем пешком.
- А во и первое препятствие: надо перейти через ручей по жердочкам.
- Сейчас самый смелый пойдет вперед, а все остальные за ним.

На доске слова в два столбика:

ду. моро.
ле. медве..
сне. заво.
но. тетра..
са.
фла.

- Посмотрите на эти слова и скажите, почему их разделили на два столбика? (ответы детей различные)
- Какие слова записаны во втором столбике? (словарные)
- Почему их называют словарными? Какие гласные надо запомнить в этих словах?
- Найдите в словаре ещё слова с парной согласной на конце.
- Запишите их во второй столбик .(город, арбуз)

7. Запись предложений под диктовку.

- Через ручей мы перешли все, молодцы.
- Ребята, Мальвина говорит, что видит очень красивый пруд, и Буратино тоже видит прут, такой тоненький берёзовый. Но Мальвина уверяет, что видит совсем другой пруд.
- Как вы думаете, они видят одно и то же или разное?
- Давайте разберёмся.. Какой пруд видит Мальвина? Почему вы так думаете?
- А какой прут видит Буратино?
- Слова звучат одинаково? А писать мы их будем тоже одинаково?
- Что будем писать на конце каждого из этих слов и почему?
- От чего зависит парная согласная на конце в данных словах? (от значения слов)
- Напишем под диктовку предложения:

Мы отправились на пруд.
На тропе валялся прут.

- Какие буквы напишем на конце? Как проверить?
- В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, поэтому и согласные на конце пишутся разные.

(вывешивается таблица слов:

плот – плод

лук – луг

грипп – гриб

порок – порог

- Объясните значение каждого слова и проверьте парную согласную на конце слов.
- Составьте с одной из этих пар слов предложения (устно)

8. Физкультминутка.

- Итак, нам пора отправляться дальше.
- Давайте немного разомнёмся вместе с Буратино.

“Буратино шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок”

9. Выборочное письмо.

- Ребята, а вы любите собирать грибы?
- А какие грибы вы собираете в лесу? Как их можно назвать одним словом? (съедобные)
- А несъедобные грибы Буратино говорит , надо сшибать и топтать, ведь это поганки.
- Вы с ним согласны? Почему нет?
- А вы хотите набрать грибов?
- А пока мы будем собирать грибы, один из вас отправится к пруду и тихонечко понаблюдает за тем, что там происходит, а потом нам расскажет, что он увидел.

Индивидуальная работа на доске. (исправить ошибки в тексте)-для сильного ученика

“На пруду плавал белый лебеть. У вады рос камыж. На берек выполс уш. На высокий буп сел ястреп. Влису раздался криг птицы.”

Проверка -по сигнальным карточкам.

Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учеников)

Хорош наш ле. (с,з). Там много сочных тра. (ф, в). Вот ду. (п, б).Под дубом рос белый гри. (б, п). Рядом частый ельни. (г, к). В кустах пел дроз. (т, д).

- Ну, а мы вперёд, за грибами. Только нашими грибами будут слова с парными согласными.
- Я буду зачитывать вам отрывки из знакомых произведений. А вы будете называть и записывать только те слова , у которых на конце стоит парная согласная, требующая проверки. “Кто первый найдет грибок, тот и положит его в кузовок”

(Ученик, который первый нашёл (услышал) слово с парной согласной, кладет гриб в корзину. Все учащиеся записывают слова в тетрадь)

Учитель зачитывает отрывки:

“Осень! Обсыпается весь наш бедный сад”
“Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад”
“У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том”
“Где бодрый серп гулял и падал колос
Теперь уж пусто все – простор везде”
“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись”

Проверка индивидуальной работы, выполненной на доске (сигнальные карточки)

10. Самостоятельная работа с использованием интерактивной доски.

(классификация слов)

- Ребята, вдали виднеется домик. Давайте в него зайдем и подкрепимся.

(включается интерактивная доска, на которой нарисован домик . Внутри домика слова:

шка., дру., кру., моро., тру., коло., шар., автобу., пру. .

- Что-то шумно в этом домике, слова о чёт-то спорят.
- Мальвина, выясни, пожалуйста, в чем там дело?
- Оказывается, слова не могут разобраться, кому за какой стол садиться.
- Вы сможете помочь им? Вам нужно распределить слова в два столбика: в первый - слова , на конце которых пишется звонкая согласная, во второй – слова, на конце которых пишется глухая согласная.
- Выполните эту работу самостоятельно.

Проверка- учащиеся называют слова, учитель записывает их в два столбика.

Приложение 2”.

11. Работа с деформированным предложением.

- Продолжим наше путешествие по лесу. Ой, ребята, смотрите, дуб на поляне стоит. Уж не об этом ли дубе ты, Буратино, говорил в своем послании? Давайте проверим!

(на доске прикреплен нарисованный дуб. Около дуба разбросаны листья, на которых написаны слова: дуб, осенний, наряд, могучий, сбросил)

“Приложение 3.”

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (надо собрать листочки и составить из слов предложение)

(Один ученик записывает составленное предложение)

Могучий дуб сбросил осенний наряд

- В каких словах имеется парная согласная на конце? Как её проверить?
- Подберите к слову “могучий” слово, близкое по значению.
- Как понимаете выражение “сбросил наряд”?
- Разберите предложение по членам.

Итог урока.

- Если это тот дуб, который мы ищем, то где- то здесь должен находиться клад.
- А вот, кажется, и он (Учитель достает спрятанную шкатулку )
- Только здесь написано что-то непонятное- “далк”. Наверное это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот- клад)
- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз скажем правило проверки парных согласных на конце слова.(чтобы проверить парную согласную на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной шла гласная)
- Вот и открылась наша шкатулка. Здесь лежит какой-то листок.

Учитель читает:

“ Дорогой друг!

Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.
Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания- это самое ценное богатство.

Царица Грамматика”

- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке и многому научили нашего Буратино. А сейчас возвращаемся из леса домой .