Сегодня многие школы стараются встать на путь личностного образования. Базовым принципом личностного образования является принцип гуманизации.
Гуманизация предполагает построение учебного процесса с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося. Новый результат образования /качественное образование и социальная компетентность обучающихся/ побуждает рассматривать личностное образование как педагогическую норму. Однако, противоречие между необходимостью становления новой образовательной системы, ориентированной на личностное развитие, и отсутствие комплекса условий для организации личностно-ориентированного образования не позволяет успешно решать эту проблему.
Психолого-педагогические исследования показывают, что дети усваивают знания и способы деятельности по разному. Различен темп, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, перенос в иную ситуацию, различно и влияние этого знания на развитие личности ребенка. Освоить же определенный минимум содержания необходимо каждому обучающемуся, реализовать требования стандарта каждому учителю.
Здесь возникает очень сложная проблема, как учителю учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого? Решить эту проблему можно за счет уровневой дифференциации. Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить требования, соответствующие уровню его индивидуального развития.
Назову некоторые приемы уровневой дифференциации, используемые в учебном процессе в рамках урока.
1. Обеспечение определенной самостоятельности (одним дается- образец, другим- алгоритм, инструктаж, третьим- помощь учителя, четвертым- самостоятельность).
2. Включение в урок заданий разного уровня сложности. При этом применяется свободный выбор учащимися этих заданий.
3. Включение в контрольную работу обязательных и других заданий.
Отмечу особенности организации домашней работы в режиме уровневой дифференциации.
- Освобождение отдельных учащихся от обязательного выполнения домашних заданий.
- Дозирование домашней работы с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Дифференцированный подход к отбору содержания заданий в соответствии с уровнем обученности, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
- Свободный выбор детьми домашнего задания и др.
Использование приемов уровневой дифференциации способствует повышению мотивации, развитию познавательного интереса, создает условия для самореализации, оказывает положительное влияние на возрастание уровня обученности и обучаемости, создает ситуацию успеха.
Решение проблемы уровневой дифференциации в рамках основной педагогической формы-урока сопряжено с рядом трудностей.
К ним относятся:
- большой объем учебного материала;
- наполняемость классов;
- отсутствие методических пособий,
дидактического материала и другое.
Поиск условий, обеспечивающих результативность использования уровневой дифференциации, привел меня к идее новой организации образовательного процесса в субботние дни.
Цель организации шестого развивающего дня: создать условия для достижения каждым обучающимся положительного индивидуального результата образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
Задачи:
- Построить процесс образования с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося.
- Развить культуру поддерживающих отношений в совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Новые подходы к организации образовательного процесса заключаются в следующем:
В течение пяти учебных дней идет образовательный процесс в обычном режиме.
В пятницу учитель и дети анализируют и оценивают, как усвоен материал, изученный в эту неделю, и освоены способы деятельности.
Результатом анализа и оценки становится деление всех учащихся на три группы.
Первую группу составляют дети усвоившие материал. Их мы ( педагоги) называем дети “нормы”.
Во вторую группу входят дети не усвоившие материал или частично усвоившие, дети с проблемами в обучении, нуждающиеся в педагогической поддержке.
Третья группа предназначена для детей, имеющих высокий уровень обученности и обучаемости, интеллектуально продвинутых, проявлющих способности в учебных дисциплинах, одаренных.
Дети “нормы” по субботам школу не посещают, по согласованию с родителями они обучаются в этот день в “домашней” школе. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, т.е. дети II и III групп приходят в субботу на занятия в школу, но в разное время.
Структура занятия с каждой группой включает три этапа:
I этап – интеллектуальная разминка.
II этап – актуализация “выращивание”, углубление знаний.
Для детей с проблемами в обучении на этом этапе предлагаются:
1) задания из изученного, но базового материала;
2) задания по темам изучаемым в течение пяти
учебных дней недели.
Назначение этапа – усвоение знаний и способов деятельности в соответствии с требованиями учебных программ.
Для детей интеллектуально-продвинутых на втором этапе занятия предлагаются задания, направленные на углубление и расширение материала по изученным и изучаемым темам.
III этап – развитие умственной и эмоционально-волевой сферы.
На этом этапе используются нестандартные задания, логические задачи, задачи повышенной трудности и др.
На первом этапе занятия /интеллектуальная разминка/ используется фронтальная форма работы. На втором и третьем этапах сначала организуется фронтальная работа, затем по группам, в конце каждого этапа планируется индивидуальная работа индивидуализированного характера. В отдельных случаях педагог может изменять, варьировать структуру занятия и формы организации деятельности обучающихся.
Выбор формы проведения самого занятия предоставляется учителю, закрепляя за ним право на изобретательность и творчество.
Важно обратить внимание:
- Технология используется в условиях
шестидневной рабочей недели.
Следует заметить, что Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации 2004 года предусматривает организацию
шестого развивающего дня.
- В связи с новой формой организации шестого учебного дня в расписание заводятся учебные дисциплины, которые ведет учитель начальных классов сам.
- В образовательных учреждениях, реализующих модель организации шестого развивающего дня в расписание уроков в субботу включены математика, литературное чтение, русский язык, урок психологического развития. Для проведения уроков психологического развития в 1-4 классах, учителя используют программу автора Н.П.Локаловой.
- При составлении тематического планирования педагоги сознательно не включают в субботу такой тип урока как изучение нового материала.
- При отборе учебных дисциплин предпочтение отдается занятиям в образовательной области “Филология” и “Математика”. Обязательными в режиме субботнего дня является проведение уроков психологического развития.
- Распределение детей по группам является условным. В течение месяца ребенок может оказаться в каждой из трех групп. Это сохраняет и обеспечивает душевное здоровье, эмоциональное благополучие детей, как необходимое условие успешности любой деятельности, особенно учебной.
- Занятия с детьми с проблемами в обучении проводит учитель того класса, в котором обучается ребенок. Ощутимый результат дает работа с малой группой детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Даже одно занятие в субботу способствует созданию ситуации успеха в течение всех пяти дней новой учебной недели.
- Интеллектуально продвинутые дети из всех вторых, третьих и четвертых классов могут посещать занятия у разных учителей. Это дает педагогу, ведущему занятия с интеллектуально продвинутыми детьми, возможность углубиться в одной области, дети получают возможность для сотрудничества, взаимодействия, общения с учителями и ребятами из параллельных классов школы.
- За учителем сохраняется право самому проводить занятия с обеими группами детей своего класса.
- В подборе материала для проведения – интеллектуальной разминки, этапа развития умственной и эмоционально-волевой сферы / I и III структурные элементы занятия/ принимают участие родители и дети.
- Учащимся III группы предоставляется право самостоятельно готовить и проводить один из этапов занятия.
- В режиме субботнего дня предусматривается время для самодеятельности ребенка.
- По желанию отдельных детей самостоятельно они могут работать в течение всего времени отводимого на занятие.
- В течение всех дней недели в один из уроков включается этап интеллектуального развития.
- В классах создаются уголки интеллектуального развития: где собраны игры, познавательная литература, карточки с заданиями разного уровня сложности. В организации уголков и сборе материала принимают участие все участники образовательного процесса.
- Детям, обучающимся в субботу в “домашней” школе предлагаются следующие виды заданий:
а) традиционные задания для отработки
определенных умений и навыков;
б) домашние задания – работа над своими ошибками;
в) домашние контрольные работы;
г) задания, включающие в себя упражнения
повышенной трудности;
д) задания творческого характера, оказывающие
влияние на формирование творческого потенциала
личности.
- Домашнее задание дается дифференцированно, может носить индивидуальный характер.
Описанный подход использования уровневой дифференциации создает, оптимальные условия для реализации стандарта, для развития каждого ребенка в соответствии с его способностями. Он позволяет выявить одаренных детей, предоставляет возможность для их самореализации на занятиях в малых группах, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку детей разного уровня развития, активизирует деятельность родителей как участников образовательного процесса.
Перечень позитивных факторов можно продолжать, но есть и проблемы. Они связаны с интеграцией учебных дисциплин, включенных в учебный план, с созданием комплекса методического обеспечения для проведения занятий в группах, с открытием центров “Семья и школа”, в котором обучающиеся разного уровня развития могли бы получить помощь, удовлетворить свои образовательные потребности в соответствии с возможностями каждый день пребывания в школе, родители получить квалифицированную консультацию педагога, психолога и других специалистов.