Цель:
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
- Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
- Укрепление материально-технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
- Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка “Состояние здоровья учащихся”.
- Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
- Обеспечение мотивации:
-учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в УВП;
-родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы. - Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Педагогические принципы:
- Добровольность участия каждого учащегося.
- Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
- Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
- Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
- Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
- Сотворчество педагогов и детей.
- Максимальное развитие детской инициативы.
- Тесное взаимодействие с семьей.
Спортивно-оздоровительная инфраструктура школы:
- 2 спортивных зала;
- спортивное оборудование и инвентарь;
- спортивные площадки :
*для игры в футбол
*для игры в минифутбол
*для игры в волейбол
*для игры в баскетбол
*для игры в ручной мяч
- гимнастический городок
- игровая площадка для учащихся начальной школы;
- зона пассивного отдыха;
- кабинет ЛФК;
- медицинский кабинет;
- столовая (100% охват горячим питанием);
- кабинеты логопеда, психолога, социального
педагога.
Квалифицированный персонал:
- учителя физической культуры -4;
- педагог- психолог;
- учитель-логопед;
- врач-педиатр;
- фельдшер;
- педагоги дополнительного образования
Направления педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся:
- формирование ценностного отношения к
здоровью всех участников педагогического
процесса;
- внедрение традиций, пропагандирующих и
способствующих ЗОЖ;
- формирование валеологической культуры
педагогов, учащихся и их родителей;
- отслеживание параметров здоровья всех
участников педагогического процесса;
- профилактика и коррекция социально вредных
привычек (табакокурения, алкоголизма,
токсикомании, наркомании);
- социально-педагогическая поддержка
детей-инвалидов.
Деятельность по реализации программы:
Учебная
1. Уроки биологии, ОБЖ, природоведение (1-4 класс), элективные курсы: “Человек и природа”, “Мы среди людей”, “Медицинская география”, “Педагогика здоровья”:
- изучение вопросов формирования здорового образа жизни;
- написание рефератов по темам “Вредные привычки и борьба с ними”, “Значение занятий спортом для здоровья человека” и др.;
- динамические паузы между уроками;
- физкультминутки на уроках;
- предметные недели химии, биологии, физической культуры.
2. Уроки физической культуры:
- развитие основных физических умений и навыков учащихся;
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- уроки ритмики в классах коррекции;
- “третий час физкультуры” в начальной школе – кружок ритмики по плану работы ЦДТ, СОГ ДЮСШ.
Внеурочная
- Тематические лекции и классные часы.
- Проведение бесед с врачами о личной гигиене школьников, профилактике заболеваний.
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, привитию интереса к занятиям физической культуры.
- Спортивные праздники, Дни здоровья, “Веселые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, туристические слеты и туристические походы, экскурсии, “Спартианские игры”, “Президентские состязания”
- Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ.
- Проведение семинаров, улучшающих теоретические сведения учащихся.
- Работа спортивных секций: легкой атлетики, волейбола, футбола, бокса, “Вечерний спортзал”, киокушинкай каратэ-до.
- Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях дополнительного образования.
- Участие в муниципальных, региональных спортивных соревнованиях.
Здоровьесберегающая
- Диспансеризация учащихся (2, 5 классы).
- Диспансеризация работников школы (2007 г.)
- Периодические осмотры учителей, учащихся школьным врачом.
- Профилактические прививки.
- Выпуск бюллетеней по состоянию здоровья учащихся.
- Витаминизация.
- Работа медико-психолого-логопедической служб школы.
- Работа стоматологического кабинета в школе в течение 2005-2006, 2006-2007 учебного года.
- Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим освещения, проветривание помещений, режим работы школы, структура урока, психологический комфорт, горячее питание учащихся, 20 минутные перемены - дети получают полноценных отдых, возможность побывать на свежем воздухе, что положительно сказывается на состоянии здоровья).
Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель, ответственный за исполнение | ||
1.Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в школе |
||||
1.1 | -Осуществление контроля за соблюдением
норм СанПиНа; -своевременный ремонт здания и оборудования; - регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование; -работа по благоустройству территории и помещений школы. -организация летнего отдыха, труда и занятости школьников |
2005-2010 | Кузьменко И.А., заместитель
директора по АХР Бородачев Н.В., ответственный за ОТ и ТБ Гавриленко И.А.,Капитонова Т.Н. |
|
1.2 | Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий | 2005-2010 | Маловичко О.В., заместитель директора по учебно-методической работе | |
1.3 | Развитие материально-технической базы
школы: -оборудование медицинского кабинета; -оборудование кабинета педагога-психолога; -установка нестандартных спортивных сооружений; -восстановление беговой дорожки ; -пополнение спортивного оборудования; -замена электропроводки в столовой; -приобретение водогрейного котла в столовую; -приобретение посуды в столовую; -приобретение учебно-методической литературы. |
2005г. 2008г. 2009г. 2006г. 2005г. 2005г. 2006г. 2005-2010г. |
Кузьменко И.А., заместитель директора по АХР | |
1.4 | Переподготовка и повышение
квалификации педагогов по вопросам культуры
сбережения здоровья. Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы. |
2005-2010г. | Маловичко О.В., заместитель директора по учебно-методической работе | |
1.5. | Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, диагностических, оздоровительных программ. | 2005-2010г. | Методический совет | |
2.Организация и проведение диагностических мероприятий |
||||
2.1 | Организация и осуществление
комплексного мониторинга состояния здоровья
обучающихся, учебной нагрузки; здоровья учителей. |
2005-2010г. | Забияка Н.Т., зам. директора по учебной
работе; Резников С.А., педагог-психололог; Абгарян А.М., фельдшер |
|
2.2. | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки. | 2005-2010г. | Луценко Л.В., секретарь | |
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся. |
||||
3.1. | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов. | 2005-2010г. | Чаушник О.В., директор школы, Лукашина Г.А., шеф-повар |
|
3.2. | Работа по организации занятий ЛФК. | 2005-2010г. | Забияка Н.Т., заместитель директора по
учебной работе; Колдобенко Н.И., инструктор ЛФК |
|
3.3. | Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях. | 2005-2010г. | Резников С.А., педагог-психолог | |
3.4 | Проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен, увеличение уроков физкультуры. | 2005-2010г. | Учителя физкультуры Учителя-предметники Педагоги дополнительного образования |
|
3.5. | Проведение декады по совершенствованию фитомодулей. | 2006-2010г. | Классные руководители | |
3.6. | Проведение психологических познавательно-развивающих занятий | 2005-2010г. | Резников С.А., Педагог-психолог | |
4.Формирование системы знаний о здоровьесбережении |
||||
4.1. | Различные формы урочной и внеурочной
деятельности: -уроки здоровья; -кружок “Экология”; “Дизайн садового участка” -кружок “Школа докторов природы”; -работа программы “Помоги себе сам”; - уроки биологии, ОБЖ, природоведения (1-4 класс), элективные курсы: “Человек и природа”, “Мы среди людей”, “Медицинская география”, “Педагогика здоровья” |
2005-2010г. | Гавриленко И.А., заместитель директора
по воспитательной работе; классные руководители, учителя ; педагог-психолог |
|
4.2 | Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся. | Ежегодно | Гавриленко И.А., Заместитель директора по воспитательной работе, учителя физкультуры | |
5.Работа с родителями обучающихся |
||||
5.1 | Различные формы работы с родителями
обучающихся: *беседы *лекции *анкетирование *спортивные праздники |
Постоянно | Гавриленко И.А., зам. директора по воспитательной работе; Лепяхова И.А., соц. педагог; Рябушенко А.Е., учитель физической культуры | |
6.Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы “Здоровье и физическая культура” |
||||
6.1. | Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями. | 2005-2010г. | Гавриленко И.А., заместитель директора
по воспитательной работе; Лепяхова И.А., социальный педагог |
|
6.2. | Популяризация форм здоровьесберегающеей деятельности через все доступные средства массовой информации. | 2005-2010г. | Меньшев А.Н., ответственный за работу школьного web-сайта, Васильева С.Н., заведующая школьной библиотекой |
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
- Укрепление социально-психологического здоровья учащихся, развития их коммуникативных способностей, нравственные и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физически нравственного, морального и социального здоровья школьников.
- Повышение социального самосознания статуса личности, развития гражданской инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
- Динамика изменений в состоянии
психофизического и нравственного здоровья
обучающихся.
- Динамика изменений в состоянии
психофизического здоровья педагогов.
- Уровень социальной и психологической адаптации
обучающихся.
- Количественный и качественный показатели
участия школьников в районных спортивных
соревнованиях.
Формы представления результатов программы:
- Ежегодные публичные аналитические отчеты о
ходе реализации комплексно-целевой программы.
- Методические рекомендации и разработки по
проблеме здоровьесбережения.
- Материалы научно-практических семинаров,
конференций и др..
- Тематические методические пособия.
- Авторизованные программы элективных курсов
здоровьесберегающей направленности.