Цели и задачи урока:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания по предмету
- повторить пройденный материал
- подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе
Развивающие:
- развивать креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий
- развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе
- развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух
Воспитательные:
- Показать, что знание основ физики необходимо каждому, что физика повсюду вокруг нас
- способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения
- необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям
- создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.
Структура урока:
№ п/п | Название этапа урока | Длительность этапа | Используемые формы работы |
Организационный момент | 2 мин | Сообщение учителя | |
Актуализация знаний учащихся | 3 мин | Решение кроссворда | |
Проверка знаний учащихся | 10 мин | Проверка теоретических знаний учащихся в ходе самостоятельной работы | |
Изучение нового материала | 25 мин | Решение задач разного типа. | |
Подведение итога урока | 4 мин | Сообщение учащихся | |
Домашнее задание | 1 мин | Запись в дневниках с комментарием учителя |
Оборудование:
- Компьютер с проектором, презентация к уроку, выполненная в Power Point. (Смотрите приложение № 2)
- Весы, мензурка, линейка, термометр, часы песочные, амперметр.
- Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.
- Стакан, открытка, монета
- Листы с заданиями для учащихся
Домашнее задание: §20-22повторить, прочитать описание к Л/Р № 4-5 на стр. 163-165
Ребята, тема нашего урока “Нужна ли нам физика?”, а основная цель нашего сегодняшнего урока – подготовиться к предстоящей контрольной работе, ну, и, конечно же, получить ответ, на вопрос, обозначенный в теме урока.
Бывают ли на свете чудеса?
Нет!.. Да!..
Верить или не верить в чудеса, личное дело каждого. Но для того, чтобы каждый из вас мог вплотную приблизиться к некоторым чудесам, в школьную программу включена физика. Вы скажите, что чудеса возможны только в сказках. Но разве не в сказках народ выражал свою мечту о чудесных вещах, которые облегчали бы его быт? Мир сказок – волшебный мир. Хотите в нем побывать? Пожалуйста! Надо лишь внимательно поглядеть вокруг!
Ковер-самолет?
|
Вот он, спешит на посадку. |
Семимильные сапоги-скороходы? | Тоже есть:
|
Волшебное зеркальце? | Это экран телевизора. |
Да, строились в сказках терема за одну ночь, но в них не было ни водопровода, ни электричества. Мало радости от такого жилища. | Зато теперь: |
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
И компьютеру на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою,
И средь ночи день настает?
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Кино, радио, телевидение, телефон – без них невозможна современная жизнь. Но каждое чудо современной техники имеет длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизится к ним, помогает физика. Эпиграфом нашего урока возьмем слова, которые вам надо прочитать:
Несмотря на то, что изучать физику вы начали сравнительно недавно, кое-что вам уже знакомо. Так давайте проверим ваши знания. Перед вами сетка мини-кроссворда. Разгадав этот кроссворд, в выделенных клетках вы сможете прочитать, что вы получаете в школе на уроках, в том числе и на уроках физики:
- Как называется явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества, между молекулами другого?
- Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
- Воображаемая линия, которую описывает тело при своем движении.
- Физический прибор, с помощью которого можно определить объем жидкостей и тел неправильной формы.
- Изменение с течением времени положения тела в пространстве относительно других тел.
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Молодцы, вы разгадали кроссворд, но что же вы получаете на уроках физики?
Знания.
Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!…
Знание физики жить помогает,
Она как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику знает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Ребята, изучая физику, мы с вами знакомимся с новыми понятиями, вводим разные физические величины и единицы их измерения. Какие физические величины мы изучали на уроках физики?
Пройденный путь, время, скорость, масса, плотность, объем.
У каждого из вас на столе есть листок, на котором вы будете выполнять задания, а затем сдадите мне на проверку. (Смотрите приложение № 1)
Учащиеся выполняют задания.
Передайте, пожалуйста, листочки мне на стол.
Бесспорно, физика наука серьезная, но это не значит, что о серьезных вещах можно говорить только серьезно. Иногда и физики шутят. И я предлагаю вам несколько шуточных задач:
1. Три друга: Антон, Костя и Лешенька знают, когда красавица Леночка выходит из школы и в каком направлении движется по прямой. Антон знает время, за которое красавица Леночка проходит некоторый путь. Костя знает величину этого некоторого пути в метрах, а Лешенька знает среднюю скорость, с которой Леночка обычно движется. Обязательно ли Антону, Косте и Лешеньке собираться втроем, чтобы не упустить красавицу Леночку в конце некоторого пути и закидать ее снежками из только что выпавшего снега.
Ответ: вдвоем справятся. Направление известно. Зная время выхода и скорость, Антон с Лешенькой запросто вычислят, где конец пути, и в известное время туда прибегут. Костя с Лешенькой по скорости и пути узнают время, когда надо ловить Леночку. А Косте с Антоном и считать почти ничего не надо. Попалась, Леночка.
2. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
Автор этих задач Григорий Остер, более известный как автор Вредных советов для малышей.
Ребята, а любите ли вы читать?
Да.
Тогда, я думаю, вы без труда назовете мне произведение, из которого взят этот отрывок: “Однажды, когда Торопыжки не было дома, Незнайка забрался на автомобиль, который стоял во дворе, и стал дергать за рычаги и нажимать педали. Сначала у него ничего не получалось, потом вдруг машина зафыркала и поехала. Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того чтобы остановиться, поехала еще быстрей…”
Итак, из какого произведения взят этот отрывок?
Приключения Незнайки и его друзей.
Ребята, а что произошло с Незнайкой, когда машина начала увеличивать свою скорость
Незнайка резко отклонился назад и вжался в сиденье.
Вы, безусловно, правы, но посмотрите, как домыслил эту ситуацию читатель, сделавший иллюстрацию к этому отрывку.
Чем вы можете объяснить ситуацию, происходящую на рисунке?
Очевидно, автомобиль настолько быстро увеличил, свою скорость, что из-за инертности Незнайка остался на прежнем месте, в то время как автомобиль умчался далеко вперед.
Скажите, пожалуйста, а что могло произойти с вагоном, если человек первоначально стоявший в этом вагоне вдруг резко падает?
Вагон начинает свое движение.
Как можно объяснить происходящее явление?
Если вагон начинает движение, то ноги человека, стоящего на полу вагона начинают двигаться вместе с ним, а тело по инерции сохраняет прежнюю скорость. В результате этого человек падает, отклоняясь назад.
Молодцы. Скажите, а где в жизни вы сталкиваетесь с явлением инерции?
При метании мяча на уроках физкультуры, при подскальзывании, при движении в транспорте, при насаживании молотка на рукоятку и т.д.
Молодцы. Перед вами стакан, открытка и на
открытке лежит монета.
Как, используя данное оборудование, поместить
монету в стакан, не трогая ее руками?
Нужно резко ударить по открытке, она приобретет скорость, а монета по инерции будет сохранять состояние покоя. Когда открытка вылетит из-под монеты, она упадет в стакан.
Хорошо. Посмотрите, пожалуйста, на экран и ответьте на вопрос: что произошло? Почему лодка отодвинулась от берега?
Лодка отодвинулась от берега потому, что мальчик с нее спрыгнул.
Как это явление называется в физике?
Взаимодействие тел.
Что происходит с телами при взаимодействии?
При взаимодействии оба тела изменяют свою скорость.
Одинаково ли изменяются скорости двух тел при их взаимодействии?
Нет, тело, у которого масса больше меньше изменяет свою скорость.
Хорошо, но я предлагаю вернуться к иллюстрациям по произведениям Николая Носова о приключениях Незнайки.
Посмотрите, пожалуйста, на экран, и определите с какой скоростью лодка начала свое движение от берега, если известно, что Незнайка, масса которого 30 кг, прыгнул с лодки со скоростью 4 м/с. Масса лодки 60 кг.
Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время рассчитать узнали.
Теперь попробуем мы знанья применить
Задачу интересную решить.
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым,
Смело в небе проплывает,
Человек им управляет,
Обгоняет птиц полет.
Что же это?
Самолет.
Юный пассажир в самолете дальнего следования отметил, что полет над лесом длился ровно 1 минуту. Зная скорость полета самолета (720 км/ч), он тут же определил длину пути, пройденного самолетом над лесом. Какой результат получил юный пассажир?
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить,
Только в том кого винить?
Мерой какого свойства тела является масса?
Масса является мерой инертности.
В чем заключается явление инертности?
Явление инертности заключается в том, что любое тело сопротивляется изменению его скорости, и для того чтобы скорость тела изменилась, требуется время.
Как называется прибор, на котором мы определяем массу тела?
Весы
Какими весами вы пользовались при выполнении лабораторной работы по определению массы тела?
Рычажными
На экране вы видите изображение рычажных весов. Можно ли на этих весах проводить измерения, не выполнив предварительно никаких действий?
Нет. Сначала весы необходимо уравновесить.
Перед вами представлены тела равной массы. Что вы можете сказать о плотности первого и последнего цилиндров?
Плотность первого цилиндра самая маленькая, так как он имеет самый большой объем, а плотность последнего цилиндра самая большая, так как его объем самый маленький.
Перед вами тела равного объема, выполненные из разных металлов. Что вы можете сказать о массах этих тел?
Массы этих цилиндров разные, так как все они изготовлены из разных металлов, значит у них разная плотность.
Ребята, обратите внимание на демонстрационный стол. На нем вы видите предметы, разделенные на две группы. Назовите предметы, которые вы видите в первой группе.
Весы, мензурка, линейка, термометр, часы песочные, амперметр.
Что объединяет все эти предметы?
Это измерительные приборы.
Назовите предметы, которые вы видите во второй группе.
Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.
Что объединяет все эти предметы?
Все предметы выполнены из стекла.
Следующее ваше задание: Определить плотность вещества, из которого изготовлены предметы второй группы, выбрав необходимые приборы из первой группы.
Учащиеся определяют плотность стеклянной пластинки в форме параллелепипеда, выбрав для этого линейку и весы. На весах определяют массу тела, а линейкой определяют размеры, необходимые для расчета объема (длину, ширину, толщину)
Сравните ответ, полученный в задаче, с табличным значением плотности стекла. Чем вы можете объяснить полученные результаты?
Отличие рассчитанного значения от табличного можно объяснить неточностью измерений размеров и массы пластинки, а также тем, что стекло бывает разных сортов.
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что вы научились делать сегодня на уроке?
Учащиеся дают ответы.
А как мы ответим на вопрос: Нужна ли нам физика?
Да! Она помогает приблизиться к удивительным явлениям, сопровождающих нашу жизнь и помогает найти причину этих явлений.
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались.
Литература
- Л.А. Горлова. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. М.: “Вако”, 2006
- А.И. Семке. Нестандартные задачи по физике для классов гуманитарного профиля. Ярославль: “Академия развития”, 2007
- Материалы сайта “Фестиваль педагогических идей 2004-2005”. Посвящение в юные физики. Степанова О.Э.
- Материалы сайта “Abitura.com”. Сборник задач по физике Г. Остер
Приложение здесь!