Цель: познакомить пословицами, о ее значении, применение в жизни, в практике, в труде и в учебе, а также воспитание будущего нового подрастающего поколения.
Оборудование: фотографии Н.Ф. Катанова, плакаты, на доске пословицы по № 1–7 и без номеров на русском и хакасском языке.
Ход урока
I. Беседа о Н.Ф. Катанове.
– К какой знаменательной дате готовится наша Республика? (В нашей школе проводится научная конференция посвященная первому хакасскому ученому Н.Ф. Катанову.)
– Кем он был? (Лингвистом, этнографом.)
– В каком году он родился? (19 мая, 1862 году.)
– Где он родился? (с. Катаново Аскизского района.)
– Чем он занимался в детстве в деревне? (...)
II. Рассказ учителя о Н.Ф. Катанове.
Уже в 1878 г. с первого года учебы в гимназии он начинает записывать пословицы, загадки, мудрые изречения своего народа. Они вошли в IX том «Народной литературы тюркских племен».
Вот например: они у нас здесь написаны; я их обозначила цифрами, чтобы нам знать (на доске запись пословиц).
1. Если не будет труда, то не будет и шапки. (Без труда не вынешь и рыбки из пруда.)
Переведите на русский язык
Например: сейчас у нас какое время года и т.д.
2. Сегодняшней работы не оставляй на завтра. (Всё что можно сделать сегодня, не оставляй на завтра. У «завтра» нет конца.)
Объяснить значение:
3. Ученье – лучшее богатство.
Ученье свет, а неученье тьма.
Ученье дает уменье.
3. Взявши взаймы, не будешь богатым.
– Как вы понимаете эту пословицу?
Например:
– Сейчас время года? (Весна.)
– Что мы садим? (Картошки.)
– Если посадим ведро картошки, то сколько выкопаем осенью? (5, 10, ... ведер.)
Физминутка | Давайте мы тоже вместе, дружно будем садить картошку. – Кто, что должен делать в данное время? (Девочки садят картошку, мальчики копают). |
5. Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого.
(Сытый голодного не поймет. Горько добудешь, да сладко съешь).
6. Нежели говорить не правду, лучше будет помолчать. Ошибайся да сознавайся.
7. Хорошее дело само себя хвалит. (Словосочетание.)
(Каков уход таков и плод).
III. Итог.
Стоило человеку услышать однажды такую пословицу, как она запомнилась навсегда. И стоило ему взяться за доброе дело, как пословица являлась на помощь: советовала, подсказывала верные решения, нужные мысли, подбадривала при неудаче, воспитывала, учила. (На доске эти слова.)
Недаром в народе говорят:
Пословица – всем делам помощница. Без пословицы не проживешь.
IV. А сейчас мы узнаем, пословица являлась на помощь, воспитывает, учит вас.
– Напишите как вы запомнили. (Раздать листочки для выполнения работы. Лучшие ответы поблагодарить.)
Лучшее дело, заняться делом.