Пословицы Н.Ф. Катанова "Звезда мировой величины"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить пословицами, о ее значении, применение в жизни, в практике, в труде и в учебе, а также воспитание будущего нового подрастающего поколения.

Оборудование: фотографии Н.Ф. Катанова, плакаты, на доске пословицы по № 1–7 и без номеров на русском и хакасском языке.

Ход урока

I. Беседа о Н.Ф. Катанове.

– К какой знаменательной дате готовится наша Республика? (В нашей школе проводится научная конференция посвященная первому хакасскому ученому Н.Ф. Катанову.)

– Кем он был? (Лингвистом, этнографом.)

– В каком году он родился? (19 мая, 1862 году.)

– Где он родился? (с. Катаново Аскизского района.)

– Чем он занимался в детстве в деревне? (...)

II. Рассказ учителя о Н.Ф. Катанове.

Уже в 1878 г. с первого года учебы в гимназии он начинает записывать пословицы, загадки, мудрые изречения своего народа. Они вошли в IX том «Народной литературы тюркских племен».

Вот например: они у нас здесь написаны; я их обозначила цифрами, чтобы нам знать (на доске запись пословиц).

1. Если не будет труда, то не будет и шапки. (Без труда не вынешь и рыбки из пруда.)

Переведите на русский язык

Например: сейчас у нас какое время года и т.д.

2. Сегодняшней работы не оставляй на завтра. (Всё что можно сделать сегодня, не оставляй на завтра. У «завтра» нет конца.)

Объяснить значение:

3. Ученье – лучшее богатство.

Ученье свет, а неученье тьма.

Ученье дает уменье.

3. Взявши взаймы, не будешь богатым.

– Как вы понимаете эту пословицу?

Например:

– Сейчас время года? (Весна.)

– Что мы садим? (Картошки.)

– Если посадим ведро картошки, то сколько выкопаем осенью? (5, 10, ... ведер.)

Физминутка Давайте мы тоже вместе, дружно будем садить картошку.
– Кто, что должен делать в данное время? (Девочки садят картошку, мальчики копают).

5. Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого.

(Сытый голодного не поймет. Горько добудешь, да сладко съешь).

6. Нежели говорить не правду, лучше будет помолчать. Ошибайся да сознавайся.

7. Хорошее дело само себя хвалит. (Словосочетание.)

(Каков уход таков и плод).

III. Итог.

Стоило человеку услышать однажды такую пословицу, как она запомнилась навсегда. И стоило ему взяться за доброе дело, как пословица являлась на помощь: советовала, подсказывала верные решения, нужные мысли, подбадривала при неудаче, воспитывала, учила. (На доске эти слова.)

Недаром в народе говорят:

Пословица – всем делам помощница. Без пословицы не проживешь.

IV. А сейчас мы узнаем, пословица являлась на помощь, воспитывает, учит вас.

– Напишите как вы запомнили. (Раздать листочки для выполнения работы. Лучшие ответы поблагодарить.)

Лучшее дело, заняться делом.