Цель: повторить свойства действий с натуральными числами, продолжить отработку применения этих свойств к устному счёту, ознакомить со способом умножения чисел на 5, 25, 125; вовлекать учащихся в совершение основных мыслительных операций, развивать познавательную самостоятельность и последовательность, развивать научность связи теории и практики; развивать грамотную речь; воспитывать умение слушать товарища, чувство сотрудничества, чувство привязанности к семье и дому, чувство сопереживания, показать связь с жизнью.
Наглядность: стенд №1 с формулами, на котором отражены свойства действий; записи на доске с высказываниями знаменитых людей; стенд №2 с творческими работами учащихся.
Оборудование: проектор.
Ход занятия.
Высказывания.
1.Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич.)
2.Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М. И. Калинин).
Вступительное слово учителя.
-Чтобы успешно учиться математике, прочно ею овладеть, надо, конечно, обладать общими умениями и качествами. Нужно уметь видеть математические объекты со всеми их свойствами, уметь сравнивать их, находить черты сходства и различий, уметь действовать в уме, представлять мысленно любые объекты и видеть в уме все их особенности и изменения, т.е. иметь хорошо развитое воображение. Конечно, надо обладать также достаточной волей и вниманием, хорошей памятью, сообразительностью. Все эти умения и качества пригодятся вам и на других предметах, чтобы их успешно изучать, и в будущем, чтобы хорошо трудиться. Не сомневаюсь, что каждый из вас хочет иметь хорошие умения и качества. Так продолжим развивать свои умения, качества своего ума.
Задание 1. “Составление правил”.
На столах учащихся лежат конверты с правилами, разрезанные на словосочетания. Требуется составить полное предложение (правило). К правилу подобрать необходимую формулу со стенда №1. На применение этой формулы составить свой пример. Ученики работают в парах. По окончании задания один из учеников пары зачитывает готовое правило, а другой записывает пример на доске. Остальные должны по этому правилу устно решить этот пример.
(В это время правило проецируется на экран).
(см. приложение 1 “Правила”, приложение 2 “Формулы”).
Слово учителя.
-Вы знаете, что устный счёт бывает утомителен. А эти правила облегчают вычислительную работу, делают её более интересной и быстрой. Убедимся в этом при выполнении следующего задания.
Задание 2. “Математическое лото”.
На столах учащихся лежат конверты с картинками, разрезанными на части. На каждой части записан пример. Надо в уме выполнить указанные действия. Часть картинки наложить на табло с данными ответами. Таким образом, получается полная картина. (см. приложение 3 “Примеры”).( картинка собирается на картоне с тем, чтобы по окончании задания её можно было перенести и продемонстрировать через проектор).
Слово учителя.
-Вы убедились в том, что действительно приёмы устного счёта делают вычисления более быстрыми. Во втором задании вы решали примеры на разные действия. Например, 36*25,
1856*5, 48*125. Вспомним способы умножения на 5, 25, 125.
1.Умножение на 5.
а*5=(а:2)*10
Чтобы умножить число на 5, надо его разделить на 2 и умножить на 10, т. е. поставить на конце 0.
1856 * 5, 1856 : 2 = 928, 928 * 10 = 9280 (показать через проектор).
Умножьте число 1857 * 5 .
Если число не делится на 2, то при делении на 2 в остатке может получиться только 1, а если 1 умножить на 5, будет 5. Значит, вместо нуля на конце надо поставить 5.
1857 * 5, 1857 : 2 = 928(ост. 1), 1857 * 5 = 9285.
Проверьте обычным умножением 1857 * 5 = 9285 (столбиком).
2. Умножение на 25.
а*25=(а:4)*100
Чтобы умножить число на 25, надо его разделить на 4 и умножить на 100, т. е. достаточно приписать к результату деления два нуля.
36 * 25, 36 : 4 = 9, 9 * 100 = 900 (показать через проектор).
Умножьте этим же способом 37*25. Не получается? Не делится нацело? Получается деление с остатком. Так вот в этом случае способ умножения на 25 надо дополнить.
Если число не делится на 4, то в остатке может быть число 1, 2 или 3. Тогда в случае остатка 1 вместо двух нулей в произведении надо приписать 25; если в остатке 2, то 50; если 3, то 75.
37 * 25, 37 : 4 = 9(ост.1), 37 * 25 = 925.
3.Умножение на 125.
а*125=(а:8)*1000
Чтобы число умножить на 125, надо его разделить на 8 и умножить на 1000, т. е. достаточно приписать к результату деления три нуля.
48*125, 48:8=6, 6*1000=6000(показать через проектор).
Если число не делится на 8, то в остатке может быть число 1,2,3,4,5,6 или 7. И тогда в случае остатка 1 вместо трёх нулей в произведении поставим 125; если в остатке 2, то 250; если 3, то 375 и т.д., пример: 49*125, 49:8=6(ост. 1), 49*125=6125.
Примеры (трое учащихся решают по одному примеру на закрытой доске, остальные в тетрадях).
1.37*5.
2.42*25.
3.28*125.
Задание 3. “Отгадай слово”.
1.49 * 25.
2.127 * 5.
3.18 * 125.
635 - 0, 2500 - м, 630 - л, 1212 - г, 1225 - д.
Д | О | М |
Слово учителя.
-В человеческой жизни есть ценности, без которых он не может обойтись: это хлеб, которым человек кормится, Земля, на которой живёт, родители, которые дают жизнь. А ещё у каждого человека есть дом, родительский дом - начало всех начал. Прекрасные слова произнёс Л.Н.Толстой: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Любые неприятности, любое горе отступает, если в доме любовь и дружба, забота и взаимопонимание между всеми членами семьи. Хочется, чтобы в каждой семье было хорошо и детям, и родителям. Заботьтесь о своих родителях! Берегите свой дом!
Подвести итог. По желанию дать домашнюю творческую работу: составить задание, подобное заданию 3, или ребус, используя слова “семья”, “мама”, “папа” и т.д. и оформить.