Урок в диалоговом режиме "Гражданская война в США"

Разделы: История и обществознание


Цели

  • дать характеристику экономическому и политическому развитию США накануне войны, обратить внимание на особенности развития Севера и Юга; определить причины и итоги гражданской войны;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • учить участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи;
  • воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

Оборудование

  • карта “США в конце XV??? – первой половине XIX века”
  • картины и таблицы по новой истории: “Северные и южные штаты перед гражданской войной”, “Аукцион рабов в США”, “Армия северян в южных штатах в 1864-1865 гг.”

План урока

  1. Особенности экономического развития США накануне гражданской войны
  2. Аболиционизм. Восстание Ната Тэрнера и Джона Брауна.
  3. Причины гражданской войны.
  4. Причины победы Севера.
  5. Значение войны для дальнейшего развития процесса модернизации в стране.

Основные понятия: “земельная лихорадка”, “чёрный пояс”, расизм, аболиционизм, закон о гомстедах, ку-клус-клан

Основные даты: промышленная революция – 20-40-е годы XIX века; гражданская война – 1861-1865 гг.

Изучение нового материала

1. Урок ведут 2 учителя: 1ый учитель представляет и защищает интересы Севера , 2ой учитель – интересы Юга

На доске предлагается следующая схема для изучения темы:

СЕВЕР

  • население: 22 млн. человек
  • буржуазия
  • наёмные рабочие
  • фермеры
  • индейцы

наиболее развитые отрасли промышленности:

  • металлургия
  • строительство железных дорог и каналов
  • текстильная
  • кожевенная

сельское хозяйство:

  • зерновые
  • овощные
  • скотоводство

политическая жизнь:

  • республиканская партия – 1854 год
  • В 1860 г. – президент Авраам Линкольн
  • (16-й президент)

ЮГ

  • население: 9 млн. человек (из них 4 млн. рабов)
  • плантаторы
  • рабы
  • фермеры
  • буржуазия и наёмные рабочие
  • индейцы

наиболее развитые отрасли промышленности:

  1. текстильная
  2. пищевая

 сельское хозяйство:

  • сахарный тростник
  • рис
  • табак
  • хлопок

политическая жизнь:

  • демократическая партия – 1828 год
  • 11 президентов
  • 1831г – восстание Ната Тэрнера,
  • 1859 г. – восстание Джона Брауна

С 30-х гг. XIX в. – общенациональное движение аболиционистов

1861-1865 гг. – гражданская война

1-й учитель: вступительная беседа об итогах войны за независимость США в 1775-1783 гг. и характеристика экономического и политического развития Севера накануне войны (используется схема на доске и таблица “Северные и южные штаты перед гражданской войной”)

По карте “США в конце XV??? – первой половине XIX века” учащимся предлагается проанализировать: каким образом происходил рост территорий США. Вводятся понятия: “земельная лихорадка”, “золотая лихорадка”.

Даётся характеристика промышленной революции 20-40-ых годов X?X в. (строительство каналов (к 1840 г.- 5 тыс. км), использование на речном транспорте паровых машин Оливера Эванса, 1 место в мире по протяжённости железных дорог) и факторов, тормозивших её развитие: (конкуренция английских товаров и уход рабочих на запад). Характеризуется фермерское хозяйство, значение изобретения жатки Сайруса Маккормика.

Предлагается учащимся выполнить следующее задание ([2] с. 83, тема 9, зад.1):

“Доля США в мировом промышленном производстве возросла с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. К началу гражданской войны США вышли на 4-ое место в мире по объёму промышленного производства. Выскажите предположения, чем объясняется быстрый рост промышленного производства в США к 1860 г. К каким последствиям это должно было привести?”

(Развитию капитализма способствовали победа буржуазной революции, благоприятные природные условия и наличие природных богатств, неосвоенные западные земли.

В дальнейшем развитие капитализма должно было привести к борьбе против рабства).

Выполняется следующее задание ([2] с. 86, тема 9, зад.17):

“Образовавшаяся в 1854 г. республиканская партия выдвинула следующие требования: запретить распространение рабства на западных землях, ввести бесплатную раздачу участков земли на Западе всем желающим, установить высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну промышленные товары. В интересах каких классов были выставлены эти требования? Чьи интересы были бы ущемлены такими мероприятиями?

(Эти требования, ущемлявшие рабовладельцев, выдвигались в интересах буржуазии и фермеров.

Республиканцы не добивались немедленной отмены рабства, но лишь его ограничения южными штатами, а это в дальнейшем привело бы к ликвидации рабства)

Учащимся предлагается подумать над вопросом: почему приход к власти республиканской партии в 1860 году привёл к гражданской войне?

Чтобы учащиеся могли ответить на этот вопрос им необходимо ознакомиться с особенностями экономического развития Юга. Слово передаётся 2-ому учителю

2-й учитель: Характеризует экономическое и политическое развитие Юга. Вводится понятие “чёрный пояс” (15 рабовладельческих штатов Юга США). Объясняется, почему рабовладение становится выгодным делом (изобретение Эли Уитни хлопкоочистительной машины сделало хлопок “королём” Юга, а бесплатный труд рабов делал производство хлопка дешёвым и выгодным).

Учащимся предлагается изложить свою точку зрения на использование рабского труда на плантациях: в чём “минусы”, можно ли выделить положительные стороны?

Предлагается выполнить следующие задания ([2] с. 85, зад. 14 и зад. 15)

“Англичанин Олмстед в книге “Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам” писал до гражданской войны: “Здесь крайне трудно вводить новые, усовершенствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготавливают к посеву, разрыхляя мотыгой...”. Чем объяснялось применение примитивных орудий труда в рабовладельческих штатах?”

“Перед гражданской войной развернулась борьба между рабовладельцами и фермерами за территории на Западе: рабовладельцы стремились распространить рабство на новые территории, а фермеры требовали бесплатной раздачи земель.

Почему вопрос о западных землях приобрёл в 50-х гг. первостепенное значение? Почему рабство на Юге не могло существовать без распространения на новые территории?”

(поскольку непроизводительный рабский труд быстро истощал почву, то рабство не могло сохраниться без распространения на новые территории)

Учащимся также задаются вопросы:

  1. Кто являлся потребителем дешёвого сырья, выращиваемого на южных плантациях? (Север США, Англия, Франция).
  2. Могла ли плантаторская аристократия, которая насчитывали 10 тыс. семей, отказаться от использования рабского труда?
  3. Мог ли Север успешно развиваться без поступления с Юга дешёвого сырья, прежде всего хлопка

1-й учитель: Господствовавшая идеология расизма не осуждала существовавшее положение вещей. Но жестокая эксплуатация рабов вызывала восстания, а в обществе под влиянием идей Просвещения разворачивается общенациональное движение аболиционистов – противников рабства. В 1809 г. ввоз негров-рабов в Америку был официально запрещён. Но торговля чернокожими, родившимися в Америке, продолжалась, да и закон 1809 г. постоянно нарушался. Работа по картине “Аукцион рабов в США”. Возможные вопросы:

1) Что такое расизм?

2) Почему рабство возмущало передовых людей всего мира?

3) Где: на Юге или на Севере происходят описываемые в картине события? Почему вы так считаете?

4) Кто является покупателем рабов? Для каких целей приобретаются рабы?

Учащимся предлагается выслушать сообщения о положении рабов и людях, осуждавших рабство и боровшихся против него.

1-й ученик: сообщение о положении негров и восстании Ната Тэрнера;

2-й ученик: сообщение о Фредерике Дугласе;

3-й ученик: сообщение о Джоне Брауне;

4-й ученик: сообщение об Аврааме Линкольне.

2-й учитель: Но есть и другая точка зрения на положение рабов в США. Если мы обратимся к книге Маргарет Митчелл “Унесённые ветром” [5], то в ней даётся совсем иная картина взаимоотношений негров-рабов и их белых господ. После гражданской войны, которая принесёт освобождение рабам, большинство рабов оказалось в более тяжёлом положении, чем до отмены рабства. Послушайте свидетельство главной героини книги Скарлетт О'Хара

Выступление Скарлетт О'Хара: ученица в костюме героини книги рассказывает о положении рабов после прихода на Юг северян и отмены рабства.

Ученикам предлагается проанализировать последнее свидетельство:

Можно ли ему доверять? Насколько оно объективно? Можно ли согласиться с героиней, что северян не волновала судьба освобождённых рабов, и они обрекли их на нищенское, жалкое существование? Почему, по-вашему, мнению, многие рабы мечтали о возвращении к старым хозяевам? Согласны ли вы с мнением Скарлетт, что освобождение не пошло на пользу бывшим рабам?

1-й учитель: В 1861 г. в ответ на избрание на пост президента противника рабства Авраама Линкольна, 11 рабовладельческих штатов подняли мятеж – вышли из Союза и образовали конфедерацию со столицей в г. Ричмонде (штат Виргиния). Так началась гражданская война 1861-1865 гг. Каждая сторона была уверена в своей быстрой победе, но война длилась 4 года и унесла более 600 тыс. жизней.

2-й учитель: Предлагает ученикам рассмотреть картину “Армия северян в южных штатах в 1864-1865 гг.” и ниже предлагаемые иллюстрации.

Война за отделение Южных Штатов – одна из первых современных войн: железные дороги подвозят войска, продовольствие и снаряжение, телеграф передаёт приказы и информацию, а фотография позволяет делать репортажи с места событий. Выпускается более действенное оружие: магазинная винтовка, пулемёт, ручная граната, подводная мина (рис.1), разрывной артиллерийский снаряд, создаются бронированные суда и большие пушечные батареи, как те, что в апреле 1861 г. в порту Чарльстона обстреляли Форт Самтер (рис.2). Медицина же отстаёт, и число людей умерших от ран и болезней, превышает число погибших на поле брани. Роман Маргарет Митчелл “Унесённые ветром” (1936), экранизированный в 1938 г. Виктором Флемингом, изображает все ужасы Гражданской войны в США (рис.3). Поход генерала Шермана через Южные Штаты насыщен драматическими эпизодами: например, сцена пожара в Атланте в штате Джорджия: город сгорел дотла (рис.4) [3]

рис1

рис.2

рис.3

рис.4

Ученики должны сформулировать и записать в свои тетради причины гражданской войны.

(1. Стремление Юга сохранить рабство; 2. Стремление Севера сохранить Союз).

Учащимся предлагается обсудить вопрос: Кто несёт ответственность за развязывание гражданской войны?

Чтобы вовлечь учащихся в дискуссию, учителя предлагают 2 противоположные версии:

2-й учитель: Ответственность за войну несёт Север. Без использования рабского труда экономика Юга существовать не могла. Мы вынуждены были выйти из Союза, чтобы защитить себя и свои семьи от разорения. В демократическом государстве каждый штат волен сам определять своё будущее. Мы вполне могли прожить в составе отдельного государства, без Северных штатов, и не следовало препятствовать нашему выбору.

1-й учитель: Да, Север не мог допустить развала страны. Это привело бы к ослаблению страны, а значит, было на руку лишь противникам страны. Но учтите и то, что война начинается в апреле 1861 года с нападения конфедератов на Форт Самтер, федеральную крепость, расположенную в бухте у Чарльстона, а значит, вину за развязывание войны несут южане.

2-й учитель: Начиная войну, мы лишь хотели отстоять своё право на освоение западных земель, без освоения которых не могли нормально развивать свою экономику.

Учащиеся должны определить, кто прав: Север или Юг; привести свои аргументы в пользу выбранной версии. Оба учителя выступают оппонентами, пытаясь получить больше голосов в пользу своей версии.

При обсуждении можно предложить ученикам оценить планы и расчёты воюющих сторон, для этого выполнить следующие задания: ([2] с.86, зад.18, с.87, зад.21)

“Накануне гражданской войны сенатор Хаммонд из штата Южная Каролина писал: “Хлопок, рис, табак и морские припасы правят миром, и мы обладаем достаточным здравым смыслом, чтобы понять это... Север без нас превратится в беззащитного ягнёнка и погибнет от парши и голода”. Прав ли был сенатор из южного штата в своей оценке создавшегося положения? В чём состоит просчёт южан?”

(рабовладельцы надеялись, что буржуазия Севера не решится на прямой конфликт с Югом, так как в этом случае она лишилась бы хлопка. Но их просчёт состоял в том, что они не учли остроты назревших противоречий между Севером и Югом)

“В начале гражданской войны А. Линкольн говорил: “Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства”. В первый период войны северяне действовали нерешительно и применяли план “удавного окружения”. Как вы оцениваете позицию Линкольна в первый период войны? Какова связь между целью буржуазии Севера и военным планом северян”

(Север не ставил целью резкие перемены в южных штатах, это было не выгодно, прежде всего, буржуазии, связанной с Югом поставками дешёвого сырья)

В ходе дискуссии необходимо подвести учащихся к выводу, что гражданская война для любой страны является трагедией, кто бы ни был виноват в её развязывании. Лучшим вариантом решения любых кризисных ситуаций является всё же путь компромиссов и взаимных уступок, единственно возможный в демократическом обществе. Но жёсткая позиция плантаторов Юга, не желавших никаких перемен, ожидаемых с приходом к власти республиканцев, сделала для США неизбежным начало гражданской войны.

После завершения обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать причины победы Севера в гражданской войне, используя знания, полученные на уроке и материал учебника [1] на с. 195.

Северные штаты занимали гораздо большую территорию, там жила большая часть граждан страны, они имели хорошо развитую промышленность.

В 1862 г. Север ввел новые налоги на богачей и принял закон о конфискации имущества мятежников. Из армии удаляли сторонников конфедерации и шпионов, а на руководящие посты выдвигали способных офицеров.

20 мая 1862 г. был принят закон, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров (закон о гомстедах). Через пять лет участок переходил в полную собственность поселенца. Этот закон имел огромное значение для исхода войны. Фермеры и рабочие, добивавшиеся его десятки лет, поверили своему правительству.

С 1 января 1863 г. в мятежных южных штатах рабство отменялось без всякого выкупа. Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера..

Домашнее задание: определить последствия гражданской войны 1861-1865гг. для США, заполнив по § 24 таблицу:

Положительные итоги Отрицательные итоги
   

Приложение. Материалы для подготовки сообщений учащихся

Положение рабов и восстание Ната Тэрнера. [6]

На хлопковых плантациях рабы трудились большими партиями не менее 20 человек. Следил за ними надсмотрщик. Если он сдавал много хлопка, рабовладелец никогда не наказывал его за убитых им негров. Содержание рабов обходилось недорого. Их тренировали для работы как собак. Непокорных продавали, бичевали, заключали в колодки, но старались не искалечить – искалеченный раб ничего не стоил. При продаже члены одной семьи часто попадали к разным владельцам. Рабы часто бежали на Север, особенно в Канаду. Даже песню сложили:

В далёкую еду Канаду
Край унылый, как ночь,
Тяжёлые цепи рабства
Влачить мне больше невмочь.

В 1831 году рабы под руководством Тэрнера восстали в 70 милях от Ричмонда. Этот невольник всерьёз воспринял слова из Библии: “Первые станут последними, а последние станут первыми” - и считал, что ему предназначено Богом освободить свой народ. Но силы были неравны, восстание было подавлено, Тэрнер предан суду и казнён.

Фредерик Дуглас. [6]

Бывший раб, ставший вождём американских негров. Ему не было 5 лет, когда мать продали на другую плантацию. Он был слугой у внука хозяина. Сопровождая его в школу, он обучился грамоте, тайком читал книги из библиотеки хозяина. Когда хозяин узнал об этом, он отдал Фредерика в руки некоего Коуви, который побоями должен был сломить волю раба, превратить его в тупое животное. Но Дуглас выстоял. Однажды когда изверг-укротитель попытался подвергнуть его новым побоям, Фредерик бросился на Коуви, повалил его под себя. Он давил и душил его, повторяя: “Меня больше бить нельзя! Никогда!” И Коуви струсил. Он не посмел убить чужого раба и побоялся, что пойдёт слух, что он не справился с каким-то черномазым мальчишкой. Он замял это дело. Дуглас получил у Коуви должность счетовода, а Коуви делал вид, что раб “укрощён”.

Позднее он бежал на Север, был рабочим-подёнщиком. Затем встретился с аболиционистами и целиком ушёл в борьбу против рабства, став публицистом и оратором. Он говорил: “Американцы, вы хвастаетесь своей любовью к свободе – и держите в рабстве миллионы людей. Вы загораетесь, когда говорят о свободе для Франции, и вы холодны, как Айсберги, когда говорят о свободе для негров в Америке”.

Джон Браун. [6]

Родился в 1800 г. в фермерской семье и сам стал фермером-скотоводом. Ещё в юности он увидел, как рабовладельцы до смерти избили мальчика-негра, и это определило его судьбу. Сначала, вместе со своими сыновьями, он переправлял негров в Канаду. А в 1859 г. создал небольшой вооружённый отряд и сделал попытку захватить склад оружия. Он верил, что стоит ему начать и восстание немедленно будет подхвачено широкими массами рабов и белых. Арсенал они захватили без боя, но восстание не было подготовлено, и маленький отряд остался без поддержки. Войска окружили арсенал, и почти весь отряд был уничтожен. Израненный, лежавший на носилках Браун был приговорён военным судом к смерти и повешен. Мужество и самопожертвование Джона Брауна вызвали восхищение передовых людей Америки и Европы.

Авраам Линкольн. [6, 4]

Родился в 1809 г. в семье белого переселенца из штата Кентукки. За сочувствие рабам отец Авраама был вынужден уйти на Запад, так как ему угрожали плантаторы. Ничего, кроме тяжёлого труда, не было в жизни Авраама в те годы. В школе не пришлось проучиться и года. Он корчевал пни, пахал, сеял, а иногда нанимался батрачить на соседние фермы. Он был физически очень сильный. Желая узнать больше, он отправляется в плавание по Миссисипи, работает сплавщиком плотов, приказчиком в лавке. За справедливость люди называли его “честный Эйб”. Он работает землемером, почтмейстером. Он подготовился и, сдав экзамены на адвоката, стал заниматься адвокатской практикой. Отзывчивость, чувство юмора, честность – всё это создало ему большой авторитет. Когда его избирали в Конгресс, ему выдали 200 долларов на ведение избирательной кампании. После выборов он возвратил 199 долларов 25 центов, заявив, что потратил всего 75 центов.

В Конгрессе он не выступал за немедленную отмену рабства, а за компромиссное соглашение с рабовладельцами. Как политик он понимал, что попытки крутыми мерами покончить с позорным явлением лишь приведут к войне и распаду государства. Он становится активным членом республиканской партии, а в 1860 г. был избран президентом. Но началась гражданская война, и Линкольн оказался в очень сложной ситуации. 1 января 1863 г. Линкольном была подписана знаменитая прокламация об освобождении негров-рабов в мятежных штатах. “Если мое имя когда-нибудь попадет в историю, — сказал Линкольн, — то за этот акт, и в нем — вся моя душа”. В1865 году была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда запретившая рабство. Президент собственным примером демонстрировал уважение человеческого достоинства. Линкольн принимал посетителей-негров, чего прежде не делал ни один президент США, а одним из его друзей был бывший раб Фредерик Дуглас.

Линкольн понимал и любил свой народ, и американские граждане ответили всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был избран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США закончилась, но президент стал одной из последних жертв кровопролитной войны. 14 апреля 1865 г., когда страна праздновала победу, в Вашингтоне, в театре Форда, Авраам Линкольн был убит выстрелом в голову. Совершив злодеяние, убийца — актёр Джон Бутс, фанатичный сторонник южан, — выскочил на сцену и выкрикнул: “Так погибают тираны. Юг отмщён!”

Смерть Авраама Линкольна потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом, чтобы проститься с человеком, который вывел страну из тяжелейшего кризиса, сплотив сторонников единства страны и уничтожения рабства. Только сохранив единое государство, США смогли впоследствии стать ведущей державой мира. Оценивая заслуги Линкольна, Лев Толстой сказал так: “Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни”.

Выступление Скарлетт О'Хара (по книге М. Митчелл “Унесённые ветром” [5])

С бывшими рабами стали после войны ужасно носиться, и наиболее никчемным дали разные посты.

К тем же, кто раньше стоял ближе к белым, относились не лучше, чем к их господам. Тысячи слуг — привилегированная часть рабов — остались у своих белых хозяев и занимались тяжелым трудом, который раньше считали ниже своего достоинства. Было немало и полевых рабочих, отказавшихся уйти от хозяев, и, тем не менее, основная масса “ниггеров” состояла именно из них.

Во времена рабства негры, работавшие в доме и во дворе, презирали полевых рабочих, считая их существами низшей породы. Не только моя мама, но и другие хозяйки плантаций по всему Югу посылали негритят учиться, а потом отбирали наиболее способных для работы, требовавшей смекалки. В поля же направляли тех, кто не хотел или не мог учиться. И вот теперь эти люди, стоявшие на самой низкой ступени социальной лестницы, выдвинулись на Юге в первые ряды,

Поощряемые, с одной стороны, беззастенчивыми авантюристами, захватившими в свои руки Бюро вольных людей, а с другой — подстрекаемые северянами, поистине фанатически ненавидевшими южан, бывшие полевые рабочие неожиданно почувствовали, что могут делать что хотят. И, естественно, повели они себя так, как и следовало ожидать.

К чести негров, даже наименее развитых, надо сказать, что лишь немногие действовали по злому умыслу. Но в массе своей они были как дети, а вековая привычка слушаться приказаний приводила к тому, что их легко было толкнуть на что угодно. В прошлом им приказывали белые господа. Теперь у них появились новые властители — Бюро вольных людей и “саквояжники”, которые им внушали: “Ты не хуже любого белого — значит, и веди себя соответственно. Дадут тебе бюллетень республиканской партии, опустишь его в избирательную урну и сразу получишь собственность белого человека. Считай, что она уже твоя. Вот и бери ее!”

Сбитые с толку такими речами, они воспринимали свободу как нескончаемый пикник, каждодневное пиршество, карнавал. Негры из сельских местностей устремились в города, поля остались без работников — убирать урожай было некому. Атланту наводнили негры — они прибывали сотнями, пополняя клан зараженных опасными настроениями, которые возникали под влиянием новых теорий. Пришельцы ютились в убогих домишках, в страшной тесноте, и скоро среди них начались эпидемии: ветрянка, тиф, туберкулез. Привыкшие к тому, что во время болезни хозяева заботились о них, они не умели ни сами лечиться, ни лечить своих близких. Не привыкли они заботиться и о стариках и детях, о которых раньше тоже пеклись хозяева. Б юре же вольных людей главным образом занималось политикой и никак не участвовало в решении всех этих проблем.

И вот заброшенные родителями негритянские детишки бегали по городу, как испуганные зверьки, пока кто-нибудь из белых, сжалившись, не брал их к себе на кухню. Старики, предоставленные самим себе, растерянные, испуганные городской сутолокой, сидели прямо на тротуарах, взывая к проходившим мимо женщинам: “Хозяюшка, мэм, пожалуйста, напишите моему господину в графство Фейетт, что я туточки. А уж он приедет и заберет меня, старика, к себе. Ради господа бога, а то ведь я тут ума решусь, на этой свободе!”

Бюро вольных людей, захлестнутое хлынувшим в город потоком, слишком поздно поняло свою ошибку и стало уговаривать негров ехать назад к бывшим хозяевам. Неграм говорили, что теперь-де они могут вернуться как вольнонаемные рабочие и подписать контракт, в котором будет оговорен их дневной заработок. Старые негры охотно возвращались на плантации, тем самым лишь увеличивая бремя, лежавшее на обедневших плантаторах; молодые же оставались в Атланте. Работать они не желали.

Впервые в жизни негры получили доступ к виски. Во времена рабства они его пробовали разве что на рождество, когда хозяин подносил каждому “наперсточек” вместе с подарком. Теперь же не только агитаторы из Бюро вольных людей и “саквояжники” распаляли их, немалую роль играло тут виски, а от пьянства до хулиганства — один шаг. Теперь и жизнь и имущество бывших господ оказались под угрозой, и белые южане жили в вечном страхе. Пьяные привязывались к ним на улицах, ночью жгли дома и амбары, среди дня пропадали лошади, скот, куры, — словом, преступность росла, но лишь немногие нарушители порядка представали перед судом.

Список литературы.

1. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая истории, 1800-1913: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2004.

2. Донской Г.М., Задания для самостоятельной работы по новой истории: Пособие для учителя. -2-е изд. – М. : Просвещение, 1989.

3.Детская энциклопедия, т.14 “Мир в развитии”. Серия “Открытие мира юношеством”. – М : “Терра”, 1997.

4. Энциклопедия для детей, т.1 “Всемирная история”. – М. “Аванта+”, 1993.

5. Митчелл М., Унесённые ветром. – М. : “Правда”, 1986.

6. Методическое пособие по новой истории (1640-1870), часть 2. – М. “Просвещение”, 1970.