Цели урока:
- Дидактическая цель урока: Способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации о геометрической и аналитической моделях числового промежутка, его названии и обозначении.
- Образовательная цель: Сформировать понятие числовой промежуток и добиться понимания сути его названия, обозначения и алгебраической записи.
- Развивающая цель: Способствовать развитию умения моделировать ситуацию и систематизировать знания в виде таблицы.
- Воспитательная цель: Формирование чувства собственного достоинства, уважения к интеллектуальному труду.
Оборудование:
У каждого ученика:
- Задачник А.Г.Мордкович и др.-2002 год.
- Чертежные инструменты.
- Тетради.
- Таблица для подведения итогов достижения цели.
У педагога:
- Учебник Мордкович А.Г -2002 год.
- Задачник А.Г.Мордкович и др.-2002 год.
- Карточки для индивидуальной работы (тренинг).
- Карточки с готовыми ответами для проверки тренинга.
- Сводная таблица числовых промежутков. (на каждого ученика).
- Активное использование доски.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
На доске цветными мелками написана цель для детей
Знать: | Уметь: |
*Числовые промежутки | 6.Изображать числовые промежутки. |
1.Луч. 2.Открытый луч. | 7.Называть числовые промежутки. |
3. Интервал. 4. Полуинтервал. | 8.Записывать аналитическую модель. |
5.Отрезок. | 9.Определять принадлежность точки. |
Овладевать умением моделировать и систематизировать знания.
3. Актуализация знаний. (Повторение изученного материала).
На доске начерчена прямая.
Учитель: Что нужно добавить, чтобы прямая превратилась в координатную прямую?
Д: Положительное направление, начало отсчёта и единичный отрезок (масштаб).
Учитель: Напоминаю вам, что каждой точке на прямой соответствует единственное число (координата) и , наоборот, каждому числу соответствует единственная точка.
Тренинг:
Каждый ученик получает карточку из математического тренажёра.
Учитель: Выпишите координаты точек:
A( ), B( ), C( ), D( ), E( ), F( ) за три минуты.
Через три минуты проверка по готовым ответам:
А.
- A(9,5), B(1,5), C(4), D(3),E(5,5),F(8).
- A(2), B(18), C(10), D(4),E(8),F(16).
- A(1,5), B(3,25), C(5), D(4,5), E(0,75), F(2).
- A(1,6), B(2,1), C(0,3), D(0,8), E(2,9), F(2,4).
Б.
- A(7,5), B(4), C(5), D(2),E(9,5),F(6).
- A(13), B(3), C(10), D(7),E(16),F(19).
- A(1 1/3), B(6 1/3), C(2/3), D(2), E(3 1/3), F(4 2/3).
- A(1,5), B(2), C(0,7), D(1,1), E(0,4), F(2,9).
В.
- A(3), B(8,5), C(7), D(1,5),E(4,5),F(5,5).
- A(43), B(37), C(28), D(31),E(34),F(39).
- A(1,25), B(0,5), C(3,5), D(2), E(2,75), F(4,5).
- A(0,3), B(1,5), C(0,8), D(1,2),E(2),F(3).
Г.
- A(3), B(1,5), C(6), D(8,5),E(7,5),F(4,5).
- A(12), B(14), C(24), D(26),E(20),F(18).
- A(2 1/3), B(5 2/3), C(2/3), D(1 1/3), E(3), F(4).
- A(0,9), B(2,1), C(1,6), D(1,3),E(0,4), F(2,7).
Д.
- A(8 1/3), B(7,5), C(9 2/3), D(7 5/6), E(8 2/3), F(9 1/6).
- A(84), B(62), C(54), D(58), E(70), F(76).
- A(45), B(75), C(95), D(110), E(30), F(60).
- A(4,4), B(7,6), C(6), D(6,8), E(8,2), F(9,4)
Е.
- A(7), B(7 3/7), C(6 2/7), D(7 6/7), E(8 4/7), F(6 5/7).
- A(36), B(54), C(42), D(64), E(50), F(46).
- A(80), B(45), C(120), D(55), E(70), F(95).
- A(7), B(5,8), C(6,5), D(6,2), E(5,4), F(7,7).
4. Изучение новой темы. (Первичное усвоение).
Учитель: Для моделирования нам необходимо взять несколько элементов:
- открытая точка;
- закрытая точка;
- штриховка;
- ось х.
Учитель: Как могут располагаться на оси х данные элементы? Расположите их разными способами и опишите по порядку: Геометрическая модель, название, обозначение, аналитическая (алгебраическая) модель.
Совместная работа учителя на доске и учеников в тетрадях.
Составление сводной таблицы числовых промежутков.
5. Применение знаний в знакомой ситуации. Осознание и осмысление учебного материала.
№ 730, № 731. (Изобразить числовой промежуток, назвать его, записать аналитическую модель.) Работа на доске и в тетрадях.
6. Закрепление учебной информации. Применение знаний в изменённой ситуации.
- № 734, № 735.( а, б-вместе, в, г- самостоятельно. Назвать числовой промежуток, обозначить его, записать аналитическую модель)
- № 740, № 741.( а, б-вместе, в, г- самостоятельно. Назвать числовой промежуток, записать его обозначение, построить геометрическую модель).
- № 744 - 747. Установить принадлежность точки данному промежутку.
Работа в парах. Задание: Выписать в левый столбик номера заданий, где точка принадлежит, в правый – не принадлежит промежутку. Проверка по готовым ответам с доски.
7. Итог урока. Отметь знаками +, \/, - достижения цели.
Знать: | знаю: | уметь: | умею: |
Луч. | Изображать числовые промежутки | ||
Открытый луч. | Называть числовые промежутки | ||
Интервал. | Записывать аналитическую модель | ||
Полуинтервал. | Определять принадлежность точки | ||
Отрезок. |
8. Рефлексия: Как вы потрудились? Что вам показалось трудным?
9. Задание на дом: № 732, 736,742
Самоанализ урока
1. В классе обучаются 18 учащихся. Две ученицы могут учиться на 4-5, 3 человека на четвёрки, остальные без направляющей помощи учиться не могут, есть один второгодник. При планировании урока это было учтено и определило выбор методов и приёмов изложения нового материала и способов закрепления полученных знаний.
2. Это первый урок по теме «Координатная прямая» и разделе «Линейная функция». В этом учебном году данный материал не изучался, поэтому в начале урока была проведена актуализация знаний в виде напоминания учителем нужных сведений. Данный урок важен для последующего изучения темы «Линейная функция» в курсе алгебры. Специфика - много понятий, моделей, знаний, которые лучше систематизировать и оформить в виде таблицы. А так как особенности памяти детей этого класса не позволяют запоминать информацию большого объёма, то в конце урока каждый из ребят получил печатную таблицу с обобщёнными данными. Учебник (теория) имеется не у всех. Тип урока- урок изучение нового материала.
3. На уроке решались следующие задачи:
- Дидактическая цель урока: Способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации о геометрической и аналитической моделях числового промежутка, его названии и обозначении.
- Образовательная цель: Сформировать понятие числовой промежуток и добиться понимания сути его названия, обозначения и алгебраической записи.
- Развивающая цель: Способствовать развитию умения моделировать ситуацию и систематизировать знания в виде таблицы.
- Воспитательная цель: Формирование чувства собственного достоинства, уважения к интеллектуальному труду.
Комплексность их решения продумана. Главными были обучающие задачи, при их решении попутно решались и развивающие, и воспитывающие задачи. Развивающая задача решалась через приёмы доступного изучения материала, а воспитывающая уже на этапе выбора класса для открытого урока.
4. Данная структура урока продиктована невозможностью учащимися долго и сосредоточенно воспринимать однообразно излагаемый материал. Поэтому более плотнен и динамичен урок в первой половине. Опрос проводился с целью актуализации имеющихся знаний и закрепления новых. Связки между этапами логичны. Домашнее задание содержит три номера, выполнить учащиеся могут то количество, которое пожелают: на 3-один номер, на 4-два, на 5-три.
5. Главный акцент делался на понятиях: числовой промежуток, луч, открытый луч, интервал, полуинтервал, отрезок-это главные понятия темы. Выбраны главные понятия темы, отрабатывается навыки обозначать, называть, записывать алгебраическую модель числового промежутка.
6. Методы обучения выбраны частично-поисковые, наглядные, деятельностные.
7. Необходимости применения методов дифференцированного обучения не было. Достаточно оказания индивидуальной помощи.
8. Контроль усвоения знаний осуществлялся наблюдением за самостоятельностью и активностью учащихся, так как изучался новый материал.
9. Использовались средства обучения: Учебник и задачник А.Г.Мордкович и др.-2002 год, карточки для индивидуальной работы (тренинг), карточки с готовыми ответами для проверки тренинга, сводная таблица числовых промежутков (на каждого ученика), активно использовалась доска, чертёжные инструменты.
10. Задачи реализованы полностью.