План-конспект открытого урока математики в 7-м классе по теме "Координатная прямая"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Дидактическая цель урока:  Способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации о геометрической и аналитической моделях числового промежутка, его названии и обозначении.
  2. Образовательная цель: Сформировать понятие числовой промежуток и добиться понимания сути его названия, обозначения и алгебраической записи.
  3. Развивающая цель: Способствовать развитию умения моделировать ситуацию и систематизировать знания в виде таблицы.
  4. Воспитательная цель: Формирование чувства собственного достоинства, уважения к интеллектуальному труду.

Оборудование:

У каждого ученика:

  1. Задачник А.Г.Мордкович и др.-2002 год.
  2. Чертежные инструменты.
  3. Тетради.
  4. Таблица для подведения итогов достижения цели.

У педагога:

  1. Учебник Мордкович А.Г -2002 год.
  2. Задачник А.Г.Мордкович и др.-2002 год.
  3. Карточки для индивидуальной работы (тренинг).
  4. Карточки с готовыми ответами для проверки тренинга.
  5. Сводная таблица числовых промежутков. (на каждого ученика).
  6. Активное использование доски.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

На доске цветными мелками написана цель для детей

Знать: Уметь:
*Числовые промежутки 6.Изображать числовые промежутки.
1.Луч. 2.Открытый луч. 7.Называть числовые промежутки.
3. Интервал. 4. Полуинтервал. 8.Записывать аналитическую модель.
5.Отрезок. 9.Определять принадлежность точки.

Овладевать умением моделировать и систематизировать знания.

3. Актуализация знаний. (Повторение изученного материала).

На доске начерчена прямая.

Учитель: Что нужно добавить, чтобы прямая превратилась в координатную прямую?

Д: Положительное направление, начало отсчёта и единичный отрезок (масштаб).

Учитель: Напоминаю вам, что каждой точке на прямой соответствует единственное число (координата) и , наоборот, каждому числу соответствует единственная точка.

Тренинг:

Каждый ученик получает карточку из математического тренажёра.

Учитель: Выпишите координаты точек:

A( ), B( ), C( ), D( ), E( ), F( ) за три минуты.

Через три минуты проверка по готовым ответам:

А.

  1. A(9,5), B(1,5), C(4), D(3),E(5,5),F(8).
  2. A(2), B(18), C(10), D(4),E(8),F(16).
  3. A(1,5), B(3,25), C(5), D(4,5), E(0,75), F(2).
  4. A(1,6), B(2,1), C(0,3), D(0,8), E(2,9), F(2,4).

Б.

  1. A(7,5), B(4), C(5), D(2),E(9,5),F(6).
  2. A(13), B(3), C(10), D(7),E(16),F(19).
  3. A(1 1/3), B(6 1/3), C(2/3), D(2), E(3 1/3), F(4 2/3).
  4. A(1,5), B(2), C(0,7), D(1,1), E(0,4), F(2,9).

В.

  1. A(3), B(8,5), C(7), D(1,5),E(4,5),F(5,5).
  2. A(43), B(37), C(28), D(31),E(34),F(39).
  3. A(1,25), B(0,5), C(3,5), D(2), E(2,75), F(4,5).
  4. A(0,3), B(1,5), C(0,8), D(1,2),E(2),F(3).

Г.

  1. A(3), B(1,5), C(6), D(8,5),E(7,5),F(4,5).
  2. A(12), B(14), C(24), D(26),E(20),F(18).
  3. A(2 1/3), B(5 2/3), C(2/3), D(1 1/3), E(3), F(4).
  4. A(0,9), B(2,1), C(1,6), D(1,3),E(0,4), F(2,7).

Д.

  1. A(8 1/3), B(7,5), C(9 2/3), D(7 5/6), E(8 2/3), F(9 1/6).
  2. A(84), B(62), C(54), D(58), E(70), F(76).
  3. A(45), B(75), C(95), D(110), E(30), F(60).
  4. A(4,4), B(7,6), C(6), D(6,8), E(8,2), F(9,4)

Е.

  1. A(7), B(7 3/7), C(6 2/7), D(7 6/7), E(8 4/7), F(6 5/7).
  2. A(36), B(54), C(42), D(64), E(50), F(46).
  3. A(80), B(45), C(120), D(55), E(70), F(95).
  4. A(7), B(5,8), C(6,5), D(6,2), E(5,4), F(7,7).

4. Изучение новой темы. (Первичное усвоение).

Учитель: Для моделирования нам необходимо взять несколько элементов:

  • открытая точка;
  • закрытая точка;
  • штриховка;
  • ось х.

Учитель: Как могут располагаться на оси х данные элементы? Расположите их разными способами и опишите по порядку: Геометрическая модель, название, обозначение, аналитическая (алгебраическая) модель.

Совместная работа учителя на доске и учеников в тетрадях.

Составление сводной таблицы числовых промежутков.

5. Применение знаний в знакомой ситуации. Осознание и осмысление учебного материала.

№ 730, № 731. (Изобразить числовой промежуток, назвать его, записать аналитическую модель.) Работа на доске и в тетрадях.

6. Закрепление учебной информации. Применение знаний в изменённой ситуации.

  • № 734, № 735.( а, б-вместе, в, г- самостоятельно. Назвать числовой промежуток, обозначить его, записать аналитическую модель)
  • № 740, № 741.( а, б-вместе, в, г- самостоятельно. Назвать числовой промежуток, записать его обозначение, построить геометрическую модель).
  • № 744 - 747. Установить принадлежность точки данному промежутку.

Работа в парах. Задание: Выписать в левый столбик номера заданий, где точка принадлежит, в правый – не принадлежит промежутку. Проверка по готовым ответам с доски.

7. Итог урока. Отметь знаками +, \/, - достижения цели.

Знать: знаю: уметь: умею:
Луч.   Изображать числовые промежутки  
Открытый луч.   Называть числовые промежутки  
Интервал.   Записывать аналитическую модель  
Полуинтервал.   Определять принадлежность точки  
Отрезок.      

8. Рефлексия: Как вы потрудились? Что вам показалось трудным?

9. Задание на дом: № 732, 736,742

Самоанализ урока

1. В классе обучаются 18 учащихся. Две ученицы могут учиться на 4-5, 3 человека на четвёрки, остальные без направляющей помощи учиться не могут, есть один второгодник. При планировании урока это было учтено и определило выбор методов и приёмов изложения нового материала и способов закрепления полученных знаний.

2. Это первый урок по теме «Координатная прямая» и разделе «Линейная функция». В этом учебном году данный материал не изучался, поэтому в начале урока была проведена актуализация знаний в виде напоминания учителем нужных сведений. Данный урок важен для последующего изучения темы «Линейная функция» в курсе алгебры. Специфика - много понятий, моделей, знаний, которые лучше систематизировать и оформить в виде таблицы. А так как особенности памяти детей этого класса не позволяют запоминать информацию большого объёма, то в конце урока каждый из ребят получил печатную таблицу с обобщёнными данными. Учебник (теория) имеется не у всех. Тип урока- урок изучение нового материала.

3. На уроке решались следующие задачи:

  1. Дидактическая цель урока: Способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации о геометрической и аналитической моделях числового промежутка, его названии и обозначении.
  2. Образовательная цель: Сформировать понятие числовой промежуток и добиться понимания сути его названия, обозначения и алгебраической записи.
  3. Развивающая цель: Способствовать развитию умения моделировать ситуацию и систематизировать знания в виде таблицы.
  4. Воспитательная цель: Формирование чувства собственного достоинства, уважения к интеллектуальному труду.

Комплексность их решения продумана. Главными были обучающие задачи, при их решении попутно решались и развивающие, и воспитывающие задачи. Развивающая задача решалась через приёмы доступного изучения материала, а воспитывающая уже на этапе выбора класса для открытого урока.

4. Данная структура урока продиктована невозможностью учащимися долго и сосредоточенно воспринимать однообразно излагаемый материал. Поэтому более плотнен и динамичен урок в первой половине. Опрос проводился с целью актуализации имеющихся знаний и закрепления новых. Связки между этапами логичны. Домашнее задание содержит три номера, выполнить учащиеся могут то количество, которое пожелают: на 3-один номер, на 4-два, на 5-три.

5. Главный акцент делался на понятиях: числовой промежуток, луч, открытый луч, интервал, полуинтервал, отрезок-это главные понятия темы. Выбраны главные понятия темы, отрабатывается навыки обозначать, называть, записывать алгебраическую модель числового промежутка.

6. Методы обучения выбраны частично-поисковые, наглядные, деятельностные.

7. Необходимости применения методов дифференцированного обучения не было. Достаточно оказания индивидуальной помощи.

8. Контроль усвоения знаний осуществлялся наблюдением за самостоятельностью и активностью учащихся, так как изучался новый материал.

9. Использовались средства обучения: Учебник и задачник А.Г.Мордкович и др.-2002 год, карточки для индивидуальной работы (тренинг), карточки с готовыми ответами для проверки тренинга, сводная таблица числовых промежутков (на каждого ученика), активно использовалась доска, чертёжные инструменты.

10. Задачи реализованы полностью.