Урок (окружающий мир) по теме "Город на Неве"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Познакомить детей с достопримечательностями Санкт- Петербурга

2. Проверить усвоение знаний о Москве и Московском Кремле

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Оборудование:

1).демонстрационный материал (для учителя) – Физическая карта России, план Санкт-Петербурга, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, 2 презентации Microsoft PowerPoint, карточки с датами, названием городов, гербами

2).индивидуальный материал – атлас, рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков 2 часть, клей, ножницы, цветные карандаши

3).раздаточный материал – для групповой работы кроссворд, для парной 3 карточки с тестовым заданием

Ход урока:

I.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся путешествовать по стране. Что нам нужно в заочном путешествии?

Дети: Знания, наблюдательность, внимание, память, воображение

Учитель: Посмотрите на доску. Вы видите 3 числа: 1590, 1147, 1703.

Подумайте, может быть эти числа вам о чём-нибудь говорят?

Дети: 1590 – это год основания нашего родного города Саратова.

1147- первое упоминание о Москве

А 1703 – это, наверное, год основания города, в который мы отправляемся сегодня. Он самый молодой из этих 3 городов.

Учитель: Почему?

Дети: Нашему городу 417 лет, Москве 860, а этому городу 304.

Учитель: Вы правы. Этот город в 2003 году отметил свой 300-летний юбилей. Но сначала проверим ваши знания по теме: “Москва. Московский Кремль”.

II. Проверка знаний:

А) Групповая работа: 4 человека решают кроссворд.

image1.JPG (9000 bytes)

1. Сердце Москвы

2. Палата, где хранятся сокровища России

3.Дар Третьякова

4. Колокольня “… Великий”

5.Бульвар, где находится цирк

6.Самая знаменитая улица Москвы

Ответы: 1.Кремль, 2.Оружейная,3. галерея,4.Иван, 5.Цветной,6.Арбат

Ключ: Куранты

Б) Парная работа – 3 пары выполняют тестовое задание

Тест

1. Большое красное здание на Красной площади - это

а) Покровский собор б) Исторический музей в) Мавзолей

2. Театр имени Дурова – это

а) театр зверей б) театр кукол в) музыкальный

3. Находится на Воробьёвых горах

а) Университет б) Храм Христа Спасителя в) цирк

4. Находится на территории Московского Кремля

а) царь-пушка б) храм Христа Спасителя в) Исторический музей

5. Кто был основателем Москвы?

а) Пётр Первый б) Дмитрий Донской в) Юрий Долгорукий

В) 1 ученик работает у компьютера с тестово - обучающей системой

(см. приложение № 1- презентация “Московский Кремль”)

Г) 2 ученика зачитывают сообщения о достопримечательностях Москвы (Домашнее задание № 4 стр.49 по Рабочей тетради к учебнику Плешакова “Мир вокруг нас”): 1 ученик - про царь- пушку, 2- про царь- колокол.

Проверка кроссворда ( слайд с использованием технологии MS PowerPoint- приложение №2)

III.Изучение нового материала:

1.Постановка проблемного вопроса.

Давайте попробуем узнать, в какой же город мы отправимся сегодня.( на доску вывешиваются названия городов Саратов, Москва; гербы Саратова, Москвы, Санкт – Петербурга) Распределите гербы и названия городов рядом с датой основания.

Дети вывешивают на доске:

1147 1590 1703

Москва Саратов ?

Что нам рассказывает герб о городе, в который мы отправляемся сегодня?

Дети: Мы видим на гербе якоря, значит это порт. А ещё скипетр- символ царской власти.

Учитель: Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы?

Дети: Он находится севернее, чем Москва.

Учитель: Кто догадался, о каком городе идёт речь?

Дети: Санкт- Петербург.

Открывается тема урока на доске.

  1. Практическое задание – найти Санкт- Петербург на физической карте России и объяснить, почему этот город- порт.
  2. а) в Атласе

    б) на карте на доске.

    в) Знакомство с планом Санкт – Петербурга.

    Учитель: На какой реке стоит этот город? Какие реки вы видите на плане?

    Дети: Санкт – Петербург стоит на Неве, но есть и другие реки - Мойка, Фонтанка.

    Учитель: На набережной реки Фонтанка есть памятник маленькой птичке - Чижик-пыжик. А какие достопримечательности показаны на плане?

    Учитель: Чем отличается карта от плана?

    Ответы детей, основанные на определениях.

    Физминутка

  3. Заочное путешествие по Санкт-Петербургу. ( Презентация “Город на Неве”- приложение №3)

Слайды № 1,2

Учитель:16 мая 1703 года в устье реки Невы был заложен град Петров.

В Санкт – Петербурге несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник.

( чтение статьи учебника)

Слайд №3

Учитель: Пётр Первый решил построить здесь новую современную столицу России. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России.

( чтение статьи учебника)

Слайд№4

Учитель: На берегу Невы возведено здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов. Петр Первый очень почитал князя Александра Невского. В честь него построена Александро-Невская лавра. По преданию на этом месте произошла знаменитая битва со шведами. В лавру были перенесены останки князя Александра Невского. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга.

Слайды №5,6,7

Учитель: Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Здесь много рек, каналов. Поэтому и большое количество мостов. В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Например, очень известен мост украшенный скульптурными композициями Клода – Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса.

Слайды №8,9

Учитель: В Санкт- Петербурге много храмов, соборов, церквей. Самые известные - Исаакиевский и Казанский соборы.

Слайд №10

Учитель: Санкт - Петербург более 200 лет был столицей России. В середине 18 века на набережной Невы был построен Зимний дворец.

Слайд №11

Учитель: И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Очень красив и знаменит

- Петергоф.

Слайды №12,13

Учитель: Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. Один из самых крупных музеев мира – Эрмитаж. Он находится в здании зимнего дворца.

IV. Первичное закрепление новых знаний.

1.Какие достопримечательности Санкт-Петербурга вы запомнили?

Ответы детей

2. Самостоятельная работа в Рабочей тетради – задания №1,2,4 последующей взаимопроверкой.

3. Групповая работа-задание повышенной сложности №3

Проверка выполнения задания №3, учитель проверяет самостоятельную работу у слабоуспевающих учеников

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь № 5 (сообщение о достопримечательностях Санкт- Петербурга по желанию)

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок:

13 человек получают оценку по теме “ Москва. Московский Кремль”, за групповую работу (задание № 3) - 4 человека, 3-5 человек за самостоятельную работу.

Учитель: Кто основал Санкт – Петербург?

Дети: Санкт – Петербург основал ПётрI.

Учитель: На какой реке стоит этот город?

Дети: Этот город стоит на Неве.

Учитель: Сколько лет назад началось строительство Петербурга?

Дети: Строительство Петербурга началось более 300 лет назад в 1703 году.

Учитель: С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга?

Дети: Строительство началось с сооружения Петропавловской крепости.