ЗАДАЧИ:
- ПРИОБЩАТЬ ДЕТЕЙ К МИРУ ПРИРОДЫ, К ПОНИМАНИЮ ЕЁ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СВОЕЙ ПРИЧАСНОСТИ К СБЕРЕЖЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРИРОДНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ, ЖИВУЩИХ РЯДОМ С НАМИ В ОДНОМ ЗЕМНОМ ДОМЕ;
- ВЫЗВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВО ПРОТЕСТА ПРОТИВ ВСЕХ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДНОЙ ГАРМОНИИ И СТРЕМЛЕНИЕ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ;
- РАЗВИВАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Чтение стихотворения учителем.
Я сорвал цветок,- и он увял.
Я поймал мотылька,- и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.П.Гвоздеслав.
- Подумайте над этим высказыванием и прокомментируйте его.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Мы будем говорить об экологии. ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом , “логос”-наука.(комп. заставка)
Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”
(тема урока на осетинском языке)
Это же и тема телепередачи, на которую мы сегодня приглашены. Я приглашаю вас в телевизионную студию.
( Звучит мелодия)
1 ведущий.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
2 ведущий.
В нас молчало разумное “стой!”
Нам казалось – всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадежно гвоздики глядели.
1 ведущий. Мы рады приветствовать вас в нашей студии на программе “ Будь природе другом!”, посвящённой проблемам экологии нашей местности. Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “ Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.
2ведущий. Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают растения. Поговорим о мусоре, который загрязняет окружающую среду. Выслушаем жалобы, которые поступили от обитателей лесов и вод и постараемся разрешить данные ситуации с вашей помощью.
1 ведущий. А сейчас на связь с нами выходят корреспонденты газеты “ Отчизна” (на осет.яз.) Гиоев Григорий и Бадтиева Мадина.
1 кор. Здравствуйте, уважаемые зрители! На самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то, что нас окружает. В связи с этим, одной из важных государственных мер охраны природы является создание Красной Книги. На её страницы записываются редкие и исчезающие виды растений, животных и других организмов и это значит, что государство берёт их под свою опёку.
2 кор. Красная Книга РСО-Алании включает: 12 видов грибов, 111 видов растений, 127 видов животных. (карточки)
1 кор. Появились цветы, травы. И мы начинаем рвать их охапками. Так например: подснежник узколистый ( название на осет.яз.) /комп.заставка/, колокольчик осетинский
( название на осет.яз.) /комп.заставка/.
1 кор. Копытень промежуточный (название на осет.яз.) /комп.заставка/. Все эти растения занесены в Красную Книгу РСО-Алании. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!
1 ведущий. Спасибо! Мы надеемся, что ситуация с бесцельным уничтожением растений и трав исправится. Но есть и другие факторы, способствующие уничтожению растений: например, вырубка леса; использование удобрений и ядохимикатов; загрязнений воздуха, воды и почвы в процессе хозяйственной деятельности человека.
2 ведущий. Растения не только гибнут от всего этого, но и впитывают в себя вредные растворённые в воде и воздухе вещества, порой становясь самым настоящим ядом для живых организмов. Ведь в природе всё взаимосвязано, и сбой в одной части приводит к нарушению всей цепочки.
Учитель. Спасая природу, важно вспомнить, что истоки добрых взаимоотношений между человеком и природой хранит народная мудрость, к которой полезно обратиться и сегодня. Подумайте и ответьте, о каких правилах охраны природы гласит народная мудрость: /карточки белого цвета/
1 группа. Растение – берегам спасение. ( Пословица на осет.языке) / охраняй растения/
2 группа. Лес и вода – родные брат и сестра. ( Пословица на осет. языке) / охраняй всю природу, т.к. природное равновесие существует тогда, когда не нарушены взаимосвязи между её неживыми и живыми компонентами/.
3 группа. Где цветок – там и медок.(Пословица на осет.языке) / не нарушай взаимосвязи в живой природе/.
1 ведущий. Уважаемые зрители! Следующий наш репортаж – о животных. Совсем недавно на наш сайт /комп.заставка/ Школа.Лесные репортажи. поступили жалобы от обитателей лесов и водоёмов. Подробнее об этом вам расскажут корреспонденты газеты “Пульс Осетии” Марзоева Милена и Тибилов Альберт.
1 кор. Здравствуйте, уважаемые зрители! К нам поступила такая жалоба. (жалоба записана на аудикассету)
“Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы людям жить без хлеба. Так вот и подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?”
1 кор. Ребята, как вы думаете, от кого эта жалоба? / комп. заставка/
А что вы знаете о совах?
С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей-полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна!
2 кор. А эта жалоба ещё от одного неизвестного. (аудиокассета)
“ Сама знаю, что не красавица! Окажись я рядом – многие шарахаются от меня в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! Зато польза от меня людям большая: я истребляю насекомых-вредителей садов и огородов”.
2 кор. От кого поступила эта жалоба, как вы думаете? / комп.заставка/
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы принесите жабу – они исчезнут. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!
Учитель. Ребята! Исходя из того, что мы только что услышали, я предлагаю вам следующие экологические ситуации. Обсудите их и выскажите своё мнение о поступках детей. / карточки красного цвета/.
1 группа.
Пятилетний Азамат со старшим братом Сосланном идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Азамат, ни разу не видевший её, пугается. Сослан утешает его,отшвыривает лягушку и приговаривает: “ Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Азамата”. Мальчики идут дульше.
- Правильно ли поступил Сослан? Какие чувства он к себе вызывает?
- Как поступили бы вы в этой ситуации?
2 группа.
У ручья, протекающего близ нового микрорайона, стояла группа подростков и бросала камни в траву и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение, желание разрушить то, что было для них не совсем понятно. К ручью подошли ещё двое: отец с сыном. Мужчина не стал кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что происходит в природе весной, как из икринок выведутся головастики, а потом лягушки. Ребята тоже слушали. Они потихоньку выпускали из рук камни.
1. Чем можно объяснить поведение мальчиков у ручья?
2. Дайте оценку поведению ребят.
3. Какие выводы для себя следует сделать из этой ситуации?
3 группа.
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
1. Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?
2. Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?
3. Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
4. Как бы вы поступили в этой ситуации?
2 ведущий. Спасибо, уважаемые зрители, за то, что вы так активно помогаете решать экологические проблемы. А сейчас на связь выходят корреспонденты газеты “ Северная Осетия” Хамикоева Аида и Макиев Руслан. Они расскажут о проблемах загрязнения наших парков, улиц, скверов.. Итак, внимание! Тема: “ Ох уж этот мусор!”
1 кор. Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.
2 кор. Особенно опасны некоторые виды пластиковой тары, выделяющие ядовитые вещества. Не следует также забывать, что созерцание беспорядка, создаваемого нами в природе и вокруг себя, приводит к расстройству нервной системы, а значит, вредит здоровью не меньше, чем воздействие ядовитых веществ.
1 кор. Известно, что бумага разлагается в земле более 2 лет, консервная банка-более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.
Учитель.
- Скажите, какой вид бытового мусора разлагается быстрее всего?
- Какой дольше всех?
- Какой вид мусора разлагается в течение жизни человека?
- Кто может сказать, сколько веков разлагается полиэтиленовый пакет, стекло?
Спасибо нашим корреспондентам.
1кор. Мы прощаемся с вами. До свидания!
Учитель.А сейчас, я прошу вас, уважаемые гости нашей студии, помочь нам решить одну задачу.
В течении года каждый житель Владикавказа производит до 200 кг мусора, 4% которого очень ядовито! В городе проживает 312 тысяч человек. Подсчитайте, сколько мусора накопится в городе за год, если вдруг уборочные машины выйдут из строя?
200 * 312.000 = 62.400.000 кг
Сделайте вывод, о роли каждого жителя в поддержании чистоты и хорошего санитарного состояния своего населённого пункта.
Не сори сам и не позволяй это делать другим, создавай вокруг себя красоту.
2 ведущий.Спасибо нашим корреспондентам за такой подробный отчет, а вам уважаемые зрители, за помощь при решении очень серьёзной задачи.
1 ведущий.Ребята, мы хозяева нашей планеты, нашей природы. Природа – это наша жизнь и жизнь будущих поколений! Это великие сокровища, которыми мы должны поделиться с нашими потомками!
2 ведущий.Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем охранять и беречь наши водоемы.
1 ведущий.Человеку нужны животные ( они дают нам мясо, мех, сало, животный жир), а животным нужны чистые леса и поля – так будем охранять наши леса и поля, наш воздух, нашу природу!
2 ведущий.А охранять природу – значит охранять Родину! Человек не может без Родины, как животные не могут без лесов и полей, рыбы – без рек, озёр и морей, а птицы – без неба!
1 ведущий.Мы благодарим всех, кто принимал участие в нашей телепередаче! И в завершении хотим подвести итоги.
Учитель.Я предлагаю вам найти в “ Правилах поведения в природе” ошибки и исправить их (!) / карточки розового цвета/
1 группа.
- Губи деревья ( ломай ветки, делай надписи, собирай сок)
- Гуляй в лесу только по тропинкам.
- Подкармливай зверей и птиц зимой.
- Редкие растения не охраняй,-они всё-равно вымрут.
- Не сори там, где отдыхаешь.
2 группа.
- Никогда не наноси вреда природе.
- Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных.
- Не убивай зверей, птиц и все другие творения природы.
- Разжигай костры в лесу, делай новые кострища, не береги почву, её очень много.
- Не трогай жилищ животных и их детёнышей.
3 группа.
- Не засоряй родников и речек.
- Не шуми в лесу, на лугу, у водоёма.
- Разоряй муравейники, их и так очень много.
- Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.
- В меру бери дары природы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
“ Светофор”