Использование технологии проектов в начальной школе

Разделы: Начальная школа


По предмету “Введение в историю” в 4 классе начальной школы есть тема “На верфях Адмиралтейства”, на изучение которой предлагается 3 часа. Но три часа – это слишком мало, чтобы дать детям хотя бы представление обо всех преобразованиях Петра I. И я решила организовать изучение этой темы, используя технологию проектов.

Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что для формирования творческой самостоятельности у учащихся целесообразно применять технологию проекта (ТП). Изучая педагогическую литературу, в частности Е.С. Полат [1], я составила для себя краткое изложение основных положений данной технологии.

ТП – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленный тем или иным образом.

ТП направлена:

1. на развитие критического мышления:

- аналитическое;

- ассоциативное;

- логическое;

- системное.

2. на развитие творческого мышления:

- пространственное воображение;

- самостоятельный перенос знаний;

- комбинаторные умения;

- прогностические умения.

3. на умения работать с информацией:

- отбирать нужную;

- анализировать;

- систематизировать и обобщать;

- выявлять проблемы;

- выдвигать обоснованные гипотезы, их решения;

- ставить эксперименты;

- статистически обрабатывать данные;

- работать в коллективе.

Выделю несколько видов проектов:

  1. Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте.
  2. Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы “взрослых” исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита)
  3. Проекты по решению проблем – проекты, похожие на исследовательские, но носят более творческий и изобретательский характер. Если цель исследовательского проекта – ответ на поставленный вопрос исследования, то цель проекта по решению проблем – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.

ТП целесообразно применять, если:

- существует значимая проблема;

- есть значимость результата;

- предполагается самостоятельная деятельность учащихся;

- используются исследовательские методы;

- результат – материальный продукт.

Этапы реализации конкретных проектов зависят от сферы деятельности. Тем не менее, у каждого проекта можно выделить типовые стадии:

  1. Формулирование проекта.
  2. Планирование проекта.
  3. Осуществление проекта.
  4. Завершение проекта.

1. Формулирование проекта (ФП)

Стадия ФП подразумевает выбор проекта. Универсальным ограничителем выбора проектов является посильность (ориентация на возраст), соответствие целям учителя и ограничения по материальным и техническим ресурсам.

Даже в условиях исследования одной единственной проблемы учитель может предоставить школьникам возможность выбора группы и своей роли в этой группе. Чем больше свободы выбора в работе над проектами, тем с большей уверенностью школьник будет считать проект своим делом, а не очередной школьной нагрузкой.

На этапе ФП школьник выбирает не только вид проекта, но и его наполнение. Основная помощь, которая требуется школьникам в выборе наполнения проекта – это раскрытия перед ними большого количества вариантов (сказок, тем исследования, тем викторин) и советы по выбору варианта, с которыми по силам справиться. Это очень ответственный момент, потому что, наверное, нет ничего хуже в проектной деятельности, чем замахнуться на проект, с которым потом не сумеешь справиться.

На нашем проекте, на этапе формирования, через сеть вопросов ребята пришли к проблеме: почему Пётр I вошёл в историю как Пётр Великий? В чём заключается его величие? Тему проекта, решили назвать “Пётр Великий”. Преобразования Петра изучались по пяти направлениям: военное дело, кораблестроение, ремёсла, освоение новых земель, Санкт – Петербург. Путём жеребьёвки класс разделился на 5 групп, результат проекта решили оформить в виде газеты. У каждой группы своя страница, которая соответствует одному направлению.

2. Планирование

Планирование при работе над индивидуальными несложными проектами сводится к определению времени, требуемого на реализацию проектов, необходимых материалов и инструментов. В более сложных проектах на этапе планирования необходимо распределить роли между участниками, определить ключевые точки проекта, сформулировать задачи. Планирование проекта не остается неизменным, и по мере осуществления планирование подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

На этом же уроке у меня прошел и этап планирования, где дети, в группах, распределяли роли между собой, формулировали вопросы и задачи по теме проекта. Я запланировала на осуществление проекта 4 часа, мне не пришлось увеличивать время, так как приходилось работать во внеурочное время.

3. Осуществление

Осуществление – это основной этап работы над проектом. Именно на этом этапе дети сталкиваются с разными непредвиденными ситуациями и учатся решать возникающие проблемы.

Я считаю, что каждый ребенок имеет право:

- не участвовать ни в одном из проектов;

- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

- выйти в любой момент из проекта.

Основная задача учителя на этом этапе – отслеживать выполнение работы над проектом. Отмечая возникающие у детей проблемы, приходить им на помощь в случае необходимости.

У нас этап осуществления проекта проходил в течение следующих двух уроков, мы изучали тексты этого раздела в учебнике. А в конце уроков за 10-15 минут шла работа в группах, где дети делились друг с другом информацией по своей теме, приносили книги, журналы, информацию из Интернета, энциклопедии.

Группа, которая готовила страницу о военном деле, изучали информацию об изменении в военном Уставе, о военных сражениях, о нововведениях в армии и на флоте.

Группа, которая готовила страница о кораблестроении, собирали информацию о первом корабле Петра I, о строительстве кораблей на верфях, о наращивании мощи российского флота.

Ребята, которые готовили страницу о ремёслах, знакомились ремёслами, которыми владел Петр I. Находили сведения о новых предприятиях, которые появились на Руси.

У ребят, которые готовили страницу об изучении новых земель, шёл поиск об экспедициях, которые были организованы Петром I для изучения русских земель. В результате поиска они обнаружили, что наш город образовался тоже благодаря Петру I.

Дети, которые готовили страницу о Санкт – Петербурге, изучали те достопримечательности, которые сохранились до наших дней со времён Петра I, чем этот город отличался от других мест России в то время.

4. Завершение

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Наилучшим завершением проекта является публичное представление полученных результатов.

В зависимости от целей проекта и от уровня самооценки участников проекта публичное представление может принимать разные формы: от презентации до защиты. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующими” - это спектакли, концерты, живые газеты.

Проекты исследовательские или проекты по решению проблем принято завершать защитой.

Наше завершение проходило в форме защиты страницы газеты каждой группой. Ребята рассказывали о тех главных преобразованиях, которые произошли благодаря Пётру I в военном деле, в кораблестроении, в производстве, в освоении новых земель, в архитектуре и строительстве. После рассказа дети прикрепляли статьи к заранее заготовленной странице. Получились такие страницы: “ВОЕННОЕ ДЕЛО” <Рисунок 1>, “КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ” <Рисунок 2>, “РЕМЁСЛА” <Рисунок 3>, “ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ” <Рисунок 4>, “САНКТ-ПЕТЕРБУРГ” <Рисунок 5>.Все страницы вошли в газету “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ” (Рисунок 6), специальный выпуск которой посвящён Петру Великому, эпиграфом взяты слова А.С. Пушкина:

“О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы…”

В результате ребята ответили на вопрос, возникший на первом уроке: Почему Петра I называют Великим? В чём его величие?

“Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, выдающимися организаторскими способностями, который взялся за преобразование России” - вот главный вывод сделанный ребятами.

В конце выступления каждая группа проводила мини-викторину с целью усиления внимания, повышения интереса, закрепления полученной информации, правильного усвоения знаний в русле данной темы.

В процессе осуществления проекта детьми с помощью учителя были разработаны критерии оценки. Учитывалось: насколько полно раскрыта тема; эстетика оформления страницы газеты; активность каждого участника; характер общения и взаимопомощи. Все ребята оценили друг друга на 5.

В старших классах, а так же в ВУЗах и техникумах ребята ещё ни раз будут обращаться к имени Петра I и его значению в истории Отечества. Но я уверена, что те маленькие кирпичики, которые дети заложили в фундамент своих знаний через технологию проекта, будут самими крепкими.

Любая технология имеет свои плюсы и минусы.

Минусы проектной технологии:

- возрастает нагрузка на учителя. Ведь учитель помогает в поиске нужных источников; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Плюсы проектной технологии:

- навыки самообразования;

- навыки групповой деятельности;

- интерес к познавательной деятельности;

- моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат.

“Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся.

Литература:

1. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат “Новые педагогические и информационные технологии” – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 272с.

2. Т.П.Сальникова “Педагогические технологии” - М.; ТЦ Сфера, 2007. – 128с.