По предмету “Введение в историю” в 4 классе начальной школы есть тема “На верфях Адмиралтейства”, на изучение которой предлагается 3 часа. Но три часа – это слишком мало, чтобы дать детям хотя бы представление обо всех преобразованиях Петра I. И я решила организовать изучение этой темы, используя технологию проектов.
Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что для формирования творческой самостоятельности у учащихся целесообразно применять технологию проекта (ТП). Изучая педагогическую литературу, в частности Е.С. Полат [1], я составила для себя краткое изложение основных положений данной технологии.
ТП – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленный тем или иным образом.
ТП направлена:
1. на развитие критического мышления:
- аналитическое;
- ассоциативное;
- логическое;
- системное.
2. на развитие творческого мышления:
- пространственное воображение;
- самостоятельный перенос знаний;
- комбинаторные умения;
- прогностические умения.
3. на умения работать с информацией:
- отбирать нужную;
- анализировать;
- систематизировать и обобщать;
- выявлять проблемы;
- выдвигать обоснованные гипотезы, их решения;
- ставить эксперименты;
- статистически обрабатывать данные;
- работать в коллективе.
Выделю несколько видов проектов:
- Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте.
- Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы “взрослых” исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита)
- Проекты по решению проблем – проекты, похожие на исследовательские, но носят более творческий и изобретательский характер. Если цель исследовательского проекта – ответ на поставленный вопрос исследования, то цель проекта по решению проблем – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.
ТП целесообразно применять, если:
- существует значимая проблема;
- есть значимость результата;
- предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
- используются исследовательские методы;
- результат – материальный продукт.
Этапы реализации конкретных проектов зависят от сферы деятельности. Тем не менее, у каждого проекта можно выделить типовые стадии:
- Формулирование проекта.
- Планирование проекта.
- Осуществление проекта.
- Завершение проекта.
1. Формулирование проекта (ФП)
Стадия ФП подразумевает выбор проекта. Универсальным ограничителем выбора проектов является посильность (ориентация на возраст), соответствие целям учителя и ограничения по материальным и техническим ресурсам.
Даже в условиях исследования одной единственной проблемы учитель может предоставить школьникам возможность выбора группы и своей роли в этой группе. Чем больше свободы выбора в работе над проектами, тем с большей уверенностью школьник будет считать проект своим делом, а не очередной школьной нагрузкой.
На этапе ФП школьник выбирает не только вид проекта, но и его наполнение. Основная помощь, которая требуется школьникам в выборе наполнения проекта – это раскрытия перед ними большого количества вариантов (сказок, тем исследования, тем викторин) и советы по выбору варианта, с которыми по силам справиться. Это очень ответственный момент, потому что, наверное, нет ничего хуже в проектной деятельности, чем замахнуться на проект, с которым потом не сумеешь справиться.
На нашем проекте, на этапе формирования, через сеть вопросов ребята пришли к проблеме: почему Пётр I вошёл в историю как Пётр Великий? В чём заключается его величие? Тему проекта, решили назвать “Пётр Великий”. Преобразования Петра изучались по пяти направлениям: военное дело, кораблестроение, ремёсла, освоение новых земель, Санкт – Петербург. Путём жеребьёвки класс разделился на 5 групп, результат проекта решили оформить в виде газеты. У каждой группы своя страница, которая соответствует одному направлению.
2. Планирование
Планирование при работе над индивидуальными несложными проектами сводится к определению времени, требуемого на реализацию проектов, необходимых материалов и инструментов. В более сложных проектах на этапе планирования необходимо распределить роли между участниками, определить ключевые точки проекта, сформулировать задачи. Планирование проекта не остается неизменным, и по мере осуществления планирование подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.
На этом же уроке у меня прошел и этап планирования, где дети, в группах, распределяли роли между собой, формулировали вопросы и задачи по теме проекта. Я запланировала на осуществление проекта 4 часа, мне не пришлось увеличивать время, так как приходилось работать во внеурочное время.
3. Осуществление
Осуществление – это основной этап работы над проектом. Именно на этом этапе дети сталкиваются с разными непредвиденными ситуациями и учатся решать возникающие проблемы.
Я считаю, что каждый ребенок имеет право:
- не участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из проекта.
Основная задача учителя на этом этапе – отслеживать выполнение работы над проектом. Отмечая возникающие у детей проблемы, приходить им на помощь в случае необходимости.
У нас этап осуществления проекта проходил в течение следующих двух уроков, мы изучали тексты этого раздела в учебнике. А в конце уроков за 10-15 минут шла работа в группах, где дети делились друг с другом информацией по своей теме, приносили книги, журналы, информацию из Интернета, энциклопедии.
Группа, которая готовила страницу о военном деле, изучали информацию об изменении в военном Уставе, о военных сражениях, о нововведениях в армии и на флоте.
Группа, которая готовила страница о кораблестроении, собирали информацию о первом корабле Петра I, о строительстве кораблей на верфях, о наращивании мощи российского флота.
Ребята, которые готовили страницу о ремёслах, знакомились ремёслами, которыми владел Петр I. Находили сведения о новых предприятиях, которые появились на Руси.
У ребят, которые готовили страницу об изучении новых земель, шёл поиск об экспедициях, которые были организованы Петром I для изучения русских земель. В результате поиска они обнаружили, что наш город образовался тоже благодаря Петру I.
Дети, которые готовили страницу о Санкт – Петербурге, изучали те достопримечательности, которые сохранились до наших дней со времён Петра I, чем этот город отличался от других мест России в то время.
4. Завершение
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Наилучшим завершением проекта является публичное представление полученных результатов.
В зависимости от целей проекта и от уровня самооценки участников проекта публичное представление может принимать разные формы: от презентации до защиты. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующими” - это спектакли, концерты, живые газеты.
Проекты исследовательские или проекты по решению проблем принято завершать защитой.
Наше завершение проходило в форме защиты страницы газеты каждой группой. Ребята рассказывали о тех главных преобразованиях, которые произошли благодаря Пётру I в военном деле, в кораблестроении, в производстве, в освоении новых земель, в архитектуре и строительстве. После рассказа дети прикрепляли статьи к заранее заготовленной странице. Получились такие страницы: “ВОЕННОЕ ДЕЛО” <Рисунок 1>, “КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ” <Рисунок 2>, “РЕМЁСЛА” <Рисунок 3>, “ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ” <Рисунок 4>, “САНКТ-ПЕТЕРБУРГ” <Рисунок 5>.Все страницы вошли в газету “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ” (Рисунок 6), специальный выпуск которой посвящён Петру Великому, эпиграфом взяты слова А.С. Пушкина:
“О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы…”
В результате ребята ответили на вопрос, возникший на первом уроке: Почему Петра I называют Великим? В чём его величие?
“Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, выдающимися организаторскими способностями, который взялся за преобразование России” - вот главный вывод сделанный ребятами.
В конце выступления каждая группа проводила мини-викторину с целью усиления внимания, повышения интереса, закрепления полученной информации, правильного усвоения знаний в русле данной темы.
В процессе осуществления проекта детьми с помощью учителя были разработаны критерии оценки. Учитывалось: насколько полно раскрыта тема; эстетика оформления страницы газеты; активность каждого участника; характер общения и взаимопомощи. Все ребята оценили друг друга на 5.
В старших классах, а так же в ВУЗах и техникумах ребята ещё ни раз будут обращаться к имени Петра I и его значению в истории Отечества. Но я уверена, что те маленькие кирпичики, которые дети заложили в фундамент своих знаний через технологию проекта, будут самими крепкими.
Любая технология имеет свои плюсы и минусы.
Минусы проектной технологии:
- возрастает нагрузка на учителя. Ведь учитель помогает в поиске нужных источников; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Плюсы проектной технологии:
- навыки самообразования;
- навыки групповой деятельности;
- интерес к познавательной деятельности;
- моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат.
“Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся.
Литература:
1. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат “Новые педагогические и информационные технологии” – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 272с.
2. Т.П.Сальникова “Педагогические технологии” - М.; ТЦ Сфера, 2007. – 128с.