Урок математики в 1-м классе. Тема "Составление математических рассказов по математическим выражениям"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей навыка составления математических рассказов по выражению.

Задачи:

Развивать навык составления математических рассказов, опираясь на жизненный опыт.

Развивать логическое мышление, творческое воображение; усиление эффективности учебного процесса, организованного в группах, большая контактность и лабильность в группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп.

Оборудование: Счетные палочки, числовой луч, И.И. Аргинская. Математика, часть 5, карточки с математическими выражениями.

Ход урока.

І. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять математические рассказы по выражениям.

ІІ. Чистописание.

- Откройте рабочие тетради. Прочитайте числа записанные там.

(21, 73, 58, 92, ….)

- Пропишите строчку написанных у каждого чисел и оцените аккуратность своей работы на шкале.

(После прописывания цифр ученики оценивают аккуратность выполненной работы на шкале).

- Какие цифры использованы в записи вашего числа?

(2 и 1; 7 и 3; 5 и 8; 9 и 2; ….)

ІІІ. Устный счет.

Учитель читает задачи в стихах, дети записывают получившиеся ответы в тетради.

Два ученика записывают ответы для проверки на обратной стороне доски.

Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (пять)

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
Черных три и белых пять
Кто успел их сосчитать?
Запишите поскорей
Сколько было лебедей? (восемь)

Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитай их поскорей:
Два зайчонка, два лисёнка,
Три весёлых медвежонка. (семь)

Дядя Ёжик в сад зашёл,
Десять спелых груш нашёл
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш Ёж дал зайчатам? (три)

Дети сверяют свои ответы с ответами работавших у доски учеников. Оценивание правильности работы соседа по парте на шкале.

- Какой текст отличается от других? Почему?

(Последний, потому что в этом выражении мы находим разность, а в остальных- сумму).

IV. Физминутка.

Мы решали, мы считали,
Что- то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем
Раз, два, три.
Ручками похлопаем
Раз, два, три.
Все присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся,
Тихо сядем.

V. Работа в группах. Составление математических рассказов по математическим выражениям.

На доске записаны выражения:: 3 + 4 7 – 2 1 + 4 8 – 1 9 - 4 5 + 2

- Прочитайте записанные выражения.

(Сумма чисел три и четыре; разность чисел семь и два; первое слагаемое один, второе слагаемое четыре; разность чисел восемь и один; разность чисел девять и четыре; сумма чисел пять и два).

- Какое задание можно выполнить, используя эти выражения? Работая в группе, предложите свое задание

(Распределить на две группы).

1 группа: по значению выражений

3 + 4 = 7

7 – 2 = 5

8 – 1 = 7

9 – 4 = 5

5 + 2 = 7

1 + 4 = 5

2 группа: на суммы и разности.

3 + 4

7 – 2

1 + 4

8 – 1

5 + 2

9 – 4

Ответы детей из других групп совпадали с предыдущими.

- Подумайте и составьте математический рассказ к выражениям на нахождение суммы в группе.

(1- й ученик: У Тани было три красных шара и четыре синих. Всего у неё было семь шаров.

2- й ученик: На клумбе росла одна белая роза и четыре желтые розы. Всего было пять цветов.

3- й ученик: У Вани было пять карандашей, а у Саши два. Всего у мальчиков семь карандашей и др.).

- Подумайте и составьте математический рассказ к выражениям на нахождение разности в группе.

(1- й ученик: На ветке сидело семь снегирей, два улетели. Осталось пять птиц.

2- й ученик: В вазе лежало восемь конфет, Рома съел одну. В вазе осталось семь конфет.

3- й ученик: На пристани стояло девять кораблей, четыре уплыли в море. У причала осталось пять кораблей и др.)

В группе дети оценивают работу по следующим критериям:

- дружная работа;

- правильность составления задач.

VI. Физминутка.

Ваня шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок-
Положил их в кузовок.

VII. Работа с разрезным материалом по тетради И.И. Аргинской. Математика

часть 5.

- Откройте учебник математики с разрезными картинками на странице 15. Как Вы думаете из какой сказки эта картинка?

(Лиса и заяц).

- Давайте найдем значение выражений, написанных на обратной стороне, по числовому лучу и составим картинку, пользуясь таблицей на обложке.

Пользуясь числовым лучом дети находят значения выражений, разрезают по частям иллюстрацию и прикладывают на первую таблицу обложки.

-Кто из Вас придумает математический рассказ по этой картинке?

(В ледяном домике жила одна лиса, а лубяном домике жил один заяц. Всего на полянке жили двое зверей).

VIII. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

(Составляли математические рассказы и выполняли задания с выражениями).

- Кому сегодня на уроке было интересно?

-Кто испытывал затруднения?