Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей навыка составления математических рассказов по выражению.
Задачи:
Развивать навык составления математических рассказов, опираясь на жизненный опыт.
Развивать логическое мышление, творческое воображение; усиление эффективности учебного процесса, организованного в группах, большая контактность и лабильность в группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп.
Оборудование: Счетные палочки, числовой луч, И.И. Аргинская. Математика, часть 5, карточки с математическими выражениями.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять математические рассказы по выражениям.
ІІ. Чистописание.
- Откройте рабочие тетради. Прочитайте числа записанные там.
(21, 73, 58, 92, ….)
- Пропишите строчку написанных у каждого чисел и оцените аккуратность своей работы на шкале.
(После прописывания цифр ученики оценивают аккуратность выполненной работы на шкале).
- Какие цифры использованы в записи вашего числа?
(2 и 1; 7 и 3; 5 и 8; 9 и 2; ….)
ІІІ. Устный счет.
Учитель читает задачи в стихах, дети записывают получившиеся ответы в тетради.
Два ученика записывают ответы для проверки на обратной стороне доски.
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (пять)Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
Черных три и белых пять
Кто успел их сосчитать?
Запишите поскорей
Сколько было лебедей? (восемь)Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитай их поскорей:
Два зайчонка, два лисёнка,
Три весёлых медвежонка. (семь)Дядя Ёжик в сад зашёл,
Десять спелых груш нашёл
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш Ёж дал зайчатам? (три)
Дети сверяют свои ответы с ответами работавших у доски учеников. Оценивание правильности работы соседа по парте на шкале.
- Какой текст отличается от других? Почему?
(Последний, потому что в этом выражении мы находим разность, а в остальных- сумму).
IV. Физминутка.
Мы решали, мы считали,
Что- то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем
Раз, два, три.
Ручками похлопаем
Раз, два, три.
Все присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся,
Тихо сядем.
V. Работа в группах. Составление математических рассказов по математическим выражениям.
На доске записаны выражения:: 3 + 4 7 – 2 1 + 4 8 – 1 9 - 4 5 + 2
- Прочитайте записанные выражения.
(Сумма чисел три и четыре; разность чисел семь и два; первое слагаемое один, второе слагаемое четыре; разность чисел восемь и один; разность чисел девять и четыре; сумма чисел пять и два).
- Какое задание можно выполнить, используя эти выражения? Работая в группе, предложите свое задание
(Распределить на две группы).
1 группа: по значению выражений
3 + 4 = 7
7 – 2 = 5
8 – 1 = 7
9 – 4 = 5
5 + 2 = 7
1 + 4 = 5
2 группа: на суммы и разности.
3 + 4
7 – 2
1 + 4
8 – 1
5 + 2
9 – 4
Ответы детей из других групп совпадали с предыдущими.
- Подумайте и составьте математический рассказ к выражениям на нахождение суммы в группе.
(1- й ученик: У Тани было три красных шара и четыре синих. Всего у неё было семь шаров.
2- й ученик: На клумбе росла одна белая роза и четыре желтые розы. Всего было пять цветов.
3- й ученик: У Вани было пять карандашей, а у Саши два. Всего у мальчиков семь карандашей и др.).
- Подумайте и составьте математический рассказ к выражениям на нахождение разности в группе.
(1- й ученик: На ветке сидело семь снегирей, два улетели. Осталось пять птиц.
2- й ученик: В вазе лежало восемь конфет, Рома съел одну. В вазе осталось семь конфет.
3- й ученик: На пристани стояло девять кораблей, четыре уплыли в море. У причала осталось пять кораблей и др.)
В группе дети оценивают работу по следующим критериям:
- дружная работа;
- правильность составления задач.
VI. Физминутка.
Ваня шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок-
Положил их в кузовок.
VII. Работа с разрезным материалом по тетради И.И. Аргинской. Математика
часть 5.
- Откройте учебник математики с разрезными картинками на странице 15. Как Вы думаете из какой сказки эта картинка?
(Лиса и заяц).
- Давайте найдем значение выражений, написанных на обратной стороне, по числовому лучу и составим картинку, пользуясь таблицей на обложке.
Пользуясь числовым лучом дети находят значения выражений, разрезают по частям иллюстрацию и прикладывают на первую таблицу обложки.
-Кто из Вас придумает математический рассказ по этой картинке?
(В ледяном домике жила одна лиса, а лубяном домике жил один заяц. Всего на полянке жили двое зверей).
VIII. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
(Составляли математические рассказы и выполняли задания с выражениями).
- Кому сегодня на уроке было интересно?
-Кто испытывал затруднения?