Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: “Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями” или “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к “малой” Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.
Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с молодежью, т.к. с недавнего прошлого, т.е. с конца 80-х годов в российском обществе сформировались факторы, оказывающие влияние на молодёжь:
- началось резкое снижение ценностей духовной культуры.
- принижение значения народного и духовного искусства, художественных произведений, традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма.
- “негативный лидер” - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха - герой нашего времени и, в определенной степени образец для подражания
- утрата целостности отечественной культуры - “Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима”.
- народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете истинной любви к Отечеству.
Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.
Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в создании и работе КИД, моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Свой проект мы называем “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Благовещенска, как столицы Амурской области; воспитательный аспект – осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.
Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.
При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
Уже стало традицией ежегодное участие учащихся нашей школы в международных лингво-экологических сменах Муравьёвского парка устойчивого природопользования, который находится в Тамбовском районе Амурской области. Общаясь с носителями чужого языка, школьники не только изучают и совершенствуют разговорный английский язык, но и познают природу, наблюдая за гнездованием перелётных птиц, рассказывают иностранцам о нашей стране и о своей “малой” Родине, узнают больше об их нации, культуре, истории. Здесь имеет место эколого-патриотическое воспитание школьников, т.к. они учатся решать проблемы окружающей среды на территории своей страны средствами родного и иностранного языка.
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.
В обучении ИЯ используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами, находят применение гораздо реже и в основном на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:
- устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.
Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.
При выборе краеведческого материала учитываются:
- реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идёт речь;
- заинтересованность учащихся в данном материале;
- привязанность данного материала к программной теме;
- социализирующая ценность данного материала.
Именно исходя из этих критериев в марте 2007 года учащиеся вместе с учителями иностранных языков нашей школы готовились к проведению научно-практической конференции “Мы славим нашу Бурейскую землю”, которая проходила на иностранных языках и которая была организована районным методическим кабинетом и районным методическим объединением учителей иностранных языков. Воспитательная цель конференции несла в себе формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувство патриотизма и национального достоинства. Тема доклада нашей школы была сложная, обширная и интересная – “История Бурейского района”. В ходе подготовки к конференции учащиеся проделали огромную исследовательскую работу: изучение газетных и журнальных публикаций, архивных материалов, буклетов, альманахов, посвященных нашему району, встречи с нашими известными земляками, консультации с сотрудниками Бурейского краеведческого музея. А затем готовый материал переводился на иностранный язык.
Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма. (см. Приложение)
Литература:
- Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
- Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.
- Дурницына О.Ф. Итоговый урок-проект в VIII классе по теме “Добро пожаловать в Россию!”//Иностранные языки в школе.
- Курманаева Д.К. К вопросу об использовании материалов местной этнокультуры на занятиях иностранного языка неязыковых специальностей.
- Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
- Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке//Иностранные языки в школе.-1990.-№5.-с.101.