Изучение темы "Разделительный вопрос" с использованием компьютерной презентации

Разделы: Иностранные языки


Использование на уроках английского языка компьютерных презентаций позволяет сделать обучение грамматике более эффективным. В тех случаях, когда урок содержит большое количество текстового материала, и существует необходимость привлечь внимание одновременно всех учащихся к предложениям, содержащим определенное грамматическое явление, применение проецируемых на большой настенный экран слайдов позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала.

Уроки грамматики для учащихся начального и среднего уровня знания английского языка представляют определенную трудность, т.к. ученики еще не обладают достаточными теоретическими знаниями, работать на уроке приходится лишь с текстами или отдельными предложениями, необходима концентрация внимания, чтобы понять и усвоить материал. Для учителя этот раздел так же связан с проблемами поддержания внимания, мотивации и активности учащихся на уроке, использованием минимального количества наглядности, необходимостью “вкладывать” готовые знания в головы учащихся.

Использование слайд-шоу позволяет внести в урок новизну, повысить интерес учащихся, увеличить эффективность процесса усвоения грамматического материала. Изучаемые правила, оформленные в виде слайдов, являются хорошей наглядностью. Внимание учащихся привлекают выделенные при помощи цвета, шрифта, наклона или размера фрагменты предложений, содержащие важную информацию. Визуализация грамматических правил ведет к лучшему их усвоению. Создавая презентации, учитель опирается на конкретный изученный материал, ориентируется на определенных учеников, учитывает их особенности.

При изучении темы “Разделительные вопросы” в 5 классе по УМК Биболетовой М.З. и др. “Enjoy English” я разработала и опробовала компьютерную презентацию “Tag-questions” <Приложение 1>. Предлагаю вниманию коллег фрагмент урока с её применением.

Тема: Разделительные вопросы.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

- познакомить со структурой, особенностями образования и употребления разделительных вопросов;

- учить построению разделительных вопросов;

- развитие умения анализировать и делать выводы;

- развивать способность к выявлению языковых закономерностей;

- воспитывать интерес к предмету, трудолюбие.

Оборудование:

Аудиторная доска, экран для проецирования, проектор, компьютер, дидактический материал, учебные принадлежности.

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Активизация изученного лексического материала.
  3. Введение и закрепление нового грамматического материала
  4. <Слайд 1> Сегодня мы познакомимся с новым типом вопросительных предложений - разделительными вопросами (“Tag-questions” – вопросы с “хвостиком”). Они имеют специальные окончания, которые очень важны для поддержания беседы. Эти “хвостики” как бы помогают перебросить в разговоре “мостик” к собеседнику, чтобы тот смог продолжить беседу.

    <Слайд 2> Давайте обратим внимание на значение вопросительных предложений. Try to translate. (На экране появляются сначала вопросы, учащиеся пытаются перевести их, затем – перевод, и так несколько предложений.) Внимательно посмотрите на экран и сделайте вывод о том, как переводятся “хвостики” вопросительных предложений. (Учащиеся говорят о том, что, не зависимо от содержания, “хвостик” переводится – не так ли, не правда ли?)

    <Слайд 3> Из чего состоит “хвостик”? (Учащиеся изучают следующий слайд и делают вывод: окончание вопроса состоит из глагола-помощника и местоимения, которые стоят после запятой).

    <Слайд 4> Look, read, translate and say. Какова структура разделительных вопросов? Составим схему предложения и зарисуем её в тетрадь. (Учащиеся при помощи учителя составляют схемы предложений <Рисунок 1>). Какую еще закономерность можно увидеть в структуре разделительных вопросов? (Ученики анализируют предложения и формулируют правила: - если первая часть предложения стоит в утвердительной форме, то вторая часть – в отрицательной, и, наоборот; - в обеих частях вопроса употребляется одинаковый глагол-помощник. В подтверждение этого на экране появляются <Слайды 5,6>).

    Please, make tag-questions. Do ex. 1. (Учащиеся получают листы с упражнениями. <Приложение 2>. Упражнение выполняется коллективно.)

    <Слайд 7> Найдите подлежащее в следующих вопросах. Какую закономерность мы видим при образовании tag-questions? (Учащиеся обращают внимание на то, что, если подлежащее выражено именем существительным, то в “хвостике” оно заменяется соответствующим местоимением. В подтверждение проецируется <Слайд 8>)

    Please, do ex. 2. <Приложение 2> Замените подлежащее подходящим местоимением. (Первые три вопроса составляются фронтально, далее работа выполняется самостоятельно.)

    <Слайд 9> Как определить глагол-помощник, необходимый для построения “хвостика”, если его нет в первой части вопроса? (Обобщая предположения учеников, учитель формулирует правило о том, что необходимо определить время и лицо сказуемого в первой части вопроса и вспомнить соответствующий глагол-помощник: Past Simple – did; Present Simple – do, does). <Слайд 10>

    Please, try to complete tag-questions in ex. 3 <Приложение 2> (Упражнение выполняется фронтально с комментариями.)

    Итак, давайте подведем итоги и обобщим выделенные правила.

    Кто в классе самый внимательный и грамотный? Проверьте работу друг друга. (Учащиеся обмениваются листочками, на которых они писали и проверяют работу друг друга.)

  5. Домашнее задание.