Форма урока: урок-соревнование.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
Цели урока:
- Проверить знания теории по пройденному материалу.
- Продолжить формирование умений выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами, сравнивать числа с разными знаками, находит расстояние между точками, решать уравнения.
- Продолжить формирование у учащихся логического мышления, грамотной математической речи, вычислительной культуры.
- Воспитывать чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
- Развивать творческую активность, трудолюбие и прилежание.
Оборудование: раздаточный материал, кодоскоп.
Этапы урока
- Организационный момент.
- “Теоретик”.
- Разминка.
- “Выбери правильный ответ”.
- Лото (умножение и деление положительных и отрицательных чисел).
- Творческий конкурс.
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент.
Класс делится на четыре группы. При входе в кабинет каждый учащийся получает карточку с заданием на одно из действий с положительными и отрицательными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). В кабинете ученики занимают место за одним из столов, на которых лежат таблички с указанием арифметического действия, соответствующего тому, которое указано у них на карточке.
“Теоретик”.
Каждая команда отвечает на вопросы, стараясь набрать как можно больше баллов. Каждый вопрос - 1 балл. Вопросы задаются командам по очереди. Если одна из команд не дает ответ, вопрос переходит к следующей команде.
Примеры вопросов, задаваемых командам.
- Что называют координатной прямой?
- Что называют координатой точки?
- Как сравнить два отрицательных числа?
- Что называют модулем числа?
- Какие числа называют целыми?
- Какие числа называют противоположными?
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило умножения отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какое число противоположно нулю?
- Какие числа называют взаимно обратными?
- Как умножить смешанные числа?
- Сформулируйте правило деления отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило деления чисел, имеющих разные знаки.
Разминка.
Задания написаны на доске для каждой команды. Ученики выходят к доске и выполняют по одному заданию, пока все примеры не будут выполнены. Та из команд, которая первая выполнит все правильно, получает 6 баллов. Остальные команды получают по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Те задания, в которых допущены ошибки, исправляются и объясняются членами данной команды.
Задания первой команде.
- Сравнить: -9,06 и -9,6.
- Найти расстояние между точками А и В: А(0), В(-1,4).
- На сколько -3, 8 больше -7,8.
- Вычислить:
- Решить уравнение: .
- Найти Х: .
Задания второй команде.
- Сравнить: .
- Найти расстояние между точками А и В: А(-1,1), В(6).
- На сколько -3, 7 меньше -0,7.
- Вычислить: .
- Решить уравнение:
- Найти Х: .
Задания третьей команде.
- Сравнить: -0,75 и 0.
- Найти расстояние между точками А и В: А(-3,5), В(-5,5).
- На сколько 7 больше -5,4.
- Вычислить: .
- Решить уравнение:.
- Найти Х:
Задания четвертой команде.
- Сравнить: 0,06 и 0.
- Найти расстояние между тачками А и В: А(6,5), В(2,3).
- На сколько -1,3 меньше 1,3.
- Вычислить: .
- Решить уравнение:
- Найти Х:
Выбор правильного ответа.
На этом этапе учащимся даются карточки с примерами на сложение и вычитание чисел с разными знаками по девять примеров на каждой карточке. К каждому примеру написаны четыре варианта ответов. Ученики работают самостоятельно с последующей проверкой правильности выполненных заданий у всех членов команды. На данном этапе дети зарабатывают себе баллы на личную оценку - по одному баллу за каждый правильно решенный пример. Проверка осуществляется через кодоскоп.
Карточка с примерами на сложение
№ | Примеры | Варианты ответов | Выбранный вариант | |||
А | Б | В | Г | |||
1 | -27 | 27 | -41 | |||
2 | -183 | -281 | 183 | 281 | ||
3 | -33,5 | 33,5 | -52,1 | -135,8 | ||
4 | -35,814 | -28,754 | 35,814 | 35,337 | ||
5 | 104 | 88 | -86 | -104 | ||
6 | 26,06 | -25,94 | -26,06 | 25,94 | ||
7 | 85,559 | 85,271 | -83,081 | -85,559 | ||
8 | 31,46 | 30,46 | -47,54 | 47,54 | ||
9 | 9,258 | -9,753 | 9,753 | -9,247 |
Карточка с примерами на вычитание
№ | Примеры | Варианты ответов | Выбранный вариант | |||
А | Б | В | Г | |||
1 | -49 | -19 | 49 | 19 | ||
2 | -73 | 91 | 73 | -91 | ||
3 | -43 | -53 | 53 | 43 | ||
4 | 2,83 | 4,61 | -4,61 | -2,83 | ||
5 | 0 | 5,42 | -5,42 | -0,58 | ||
6 | -12,6 | -28,8 | 12,6 | 28,8 | ||
7 | 11,37 | 0,09 | -11,37 | -0,09 | ||
8 | -5,42 | 5,42 | 1,42 | -1,42 | ||
9 | -2,453 | 2,453 | -21,547 | 21,547 |
Математическое лото.
Каждой команде раздается 25 пронумерованных карточек с примерами на умножение и деление и таблица с правильными ответами. Карточки такого же размера, как и клетки в таблице с ответами. Решая пример с карточки, ученик находит в таблице полученный им ответ и закрывает его карточкой с примером номером вверх. Та из команд, которая быстрее закрывает поле таблицы, зарабатывает 5 баллов. При этом ученики отмечают для себя количество правильно решенных примеров, за которые дается по одному баллу. Проверка также осуществляется через кодоскоп.
Карточки с примерами на умножение и деление положительных и отрицательных чисел. На одной стороне примеры, на другой стороне карточек номера примеров. Все примеры внесены в данную таблицу.
1. | 6. | 11. | 16. -270 : 9 | 21. |
2. | 7. | 12. | 17. -44 : (-0,4) | 22. |
3. | 8. | 13. :(-6) | 18. 6,6 : (-0,6) | 23. |
4. | 9. | 14. 45 : (-15) | 19. -7 : 4 | 24. |
5. 12 | 10. | 15.-5,1 : (-17) | 20. 4 : (-18) | 25. |
Таблица с ответами выдается каждой команде.
0 | 6 | -21,6 | 0,3 | -2,4 |
-3 | 0,54 | -30 | -5,6 | 110 |
4,4 | -11 | - | - | |
- | - | 1 | -1 | |
- | - | -6 | - |
Конкурс на лучший рассказ.
“Как появились числа со знаком минус, и что из этого вышло”.
К этому конкурсу дети готовились заранее (это было домашнее задание), и теперь каждая команда представляет свой вариант рассказа после обсуждения в командах.
Подведение итогов.
Итоги подводятся по командам. Распределяются места. Команды награждаются призами.
Также подводятся личные итоги по суммам баллов, набранных на третьем и четвертом этапах. Ученики, набравшие 20-25 баллов, получают оценку 5, набравшие 17-19 баллов - оценку 4.