Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"

Разделы: Математика


Форма урока: урок-соревнование.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Цели урока:

  1. Проверить знания теории по пройденному материалу.
  2. Продолжить формирование умений выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами, сравнивать числа с разными знаками, находит расстояние между точками, решать уравнения.
  3. Продолжить формирование у учащихся логического мышления, грамотной математической речи, вычислительной культуры.
  4. Воспитывать чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
  5. Развивать творческую активность, трудолюбие и прилежание.

Оборудование: раздаточный материал, кодоскоп.

Этапы урока

  1. Организационный момент.
  2. “Теоретик”.
  3. Разминка.
  4. “Выбери правильный ответ”.
  5. Лото (умножение и деление положительных и отрицательных чисел).
  6. Творческий конкурс.
  7. Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент.

Класс делится на четыре группы. При входе в кабинет каждый учащийся получает карточку с заданием на одно из действий с положительными и отрицательными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). В кабинете ученики занимают место за одним из столов, на которых лежат таблички с указанием арифметического действия, соответствующего тому, которое указано у них на карточке.

“Теоретик”.

Каждая команда отвечает на вопросы, стараясь набрать как можно больше баллов. Каждый вопрос - 1 балл. Вопросы задаются командам по очереди. Если одна из команд не дает ответ, вопрос переходит к следующей команде.

Примеры вопросов, задаваемых командам.

  1. Что называют координатной прямой?
  2. Что называют координатой точки?
  3. Как сравнить два отрицательных числа?
  4. Что называют модулем числа?
  5. Какие числа называют целыми?
  6. Какие числа называют противоположными?
  7. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
  8. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
  9. Сформулируйте правило умножения отрицательных чисел.
  10. Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
  11. Чему равна сумма противоположных чисел?
  12. Какое число противоположно нулю?
  13. Какие числа называют взаимно обратными?
  14. Как умножить смешанные числа?
  15. Сформулируйте правило деления отрицательных чисел.
  16. Сформулируйте правило деления чисел, имеющих разные знаки.

Разминка.

Задания написаны на доске для каждой команды. Ученики выходят к доске и выполняют по одному заданию, пока все примеры не будут выполнены. Та из команд, которая первая выполнит все правильно, получает 6 баллов. Остальные команды получают по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Те задания, в которых допущены ошибки, исправляются и объясняются членами данной команды.

Задания первой команде.

  1. Сравнить: -9,06 и -9,6.
  2. Найти расстояние между точками А и В: А(0), В(-1,4).
  3. На сколько -3, 8 больше -7,8.
  4. Вычислить:
  5. Решить уравнение: .
  6. Найти Х: .

Задания второй команде.

  1. Сравнить: .
  2. Найти расстояние между точками А и В: А(-1,1), В(6).
  3. На сколько -3, 7 меньше -0,7.
  4. Вычислить: .
  5. Решить уравнение:
  6. Найти Х: .

Задания третьей команде.

  1. Сравнить: -0,75 и 0.
  2. Найти расстояние между точками А и В: А(-3,5), В(-5,5).
  3. На сколько 7 больше -5,4.
  4. Вычислить: .
  5. Решить уравнение:.
  6. Найти Х:

Задания четвертой команде.

  1. Сравнить: 0,06 и 0.
  2. Найти расстояние между тачками А и В: А(6,5), В(2,3).
  3. На сколько -1,3 меньше 1,3.
  4. Вычислить: .
  5. Решить уравнение:
  6. Найти Х:

Выбор правильного ответа.

На этом этапе учащимся даются карточки с примерами на сложение и вычитание чисел с разными знаками по девять примеров на каждой карточке. К каждому примеру написаны четыре варианта ответов. Ученики работают самостоятельно с последующей проверкой правильности выполненных заданий у всех членов команды. На данном этапе дети зарабатывают себе баллы на личную оценку - по одному баллу за каждый правильно решенный пример. Проверка осуществляется через кодоскоп.

Карточка с примерами на сложение

Примеры Варианты ответов Выбранный вариант
А Б В Г
1 -27 27 -41  
2 -183 -281 183 281  
3 -33,5 33,5 -52,1 -135,8  
4 -35,814 -28,754 35,814 35,337  
5 104 88 -86 -104  
6 26,06 -25,94 -26,06 25,94  
7 85,559 85,271 -83,081 -85,559  
8 31,46 30,46 -47,54 47,54  
9 9,258 -9,753 9,753 -9,247  

Карточка с примерами на вычитание

Примеры Варианты ответов Выбранный вариант
А Б В Г
1 -49 -19 49 19  
2 -73 91 73 -91  
3 -43 -53 53 43  
4 2,83 4,61 -4,61 -2,83  
5 0 5,42 -5,42 -0,58  
6 -12,6 -28,8 12,6 28,8  
7 11,37 0,09 -11,37 -0,09  
8 -5,42 5,42 1,42 -1,42  
9 -2,453 2,453 -21,547 21,547  

Математическое лото.

Каждой команде раздается 25 пронумерованных карточек с примерами на умножение и деление и таблица с правильными ответами. Карточки такого же размера, как и клетки в таблице с ответами. Решая пример с карточки, ученик находит в таблице полученный им ответ и закрывает его карточкой с примером номером вверх. Та из команд, которая быстрее закрывает поле таблицы, зарабатывает 5 баллов. При этом ученики отмечают для себя количество правильно решенных примеров, за которые дается по одному баллу. Проверка также осуществляется через кодоскоп.

Карточки с примерами на умножение и деление положительных и отрицательных чисел. На одной стороне примеры, на другой стороне карточек номера примеров. Все примеры внесены в данную таблицу.

1. 6. 11. 16. -270 : 9 21.
2. 7. 12. 17. -44 : (-0,4) 22.
3. 8. 13. :(-6) 18. 6,6 : (-0,6) 23.
4. 9. 14. 45 : (-15) 19. -7 : 4 24.
5. 12 10. 15.-5,1 : (-17) 20. 4 : (-18) 25.

Таблица с ответами выдается каждой команде.

0 6 -21,6 0,3 -2,4
-3 0,54 -30 -5,6 110
4,4 -11 - -
- - 1 -1
- - -6 -

Конкурс на лучший рассказ.

“Как появились числа со знаком минус, и что из этого вышло”.

К этому конкурсу дети готовились заранее (это было домашнее задание), и теперь каждая команда представляет свой вариант рассказа после обсуждения в командах.

Подведение итогов.

Итоги подводятся по командам. Распределяются места. Команды награждаются призами.

Также подводятся личные итоги по суммам баллов, набранных на третьем и четвертом этапах. Ученики, набравшие 20-25 баллов, получают оценку 5, набравшие 17-19 баллов - оценку 4.