Пояснительная записка
Лето – пора поистине золотая. Ведь от того, как человек подпитается активизирующейся в этот период живительной силой самой природы, какую психологическую разгрузку он получит, какие положительные эмоции приобретет, чем обогатится, какой настрой получит на предстоящий год, зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых планов и замыслов. Тем более – если этот человек – ребенок.
Для того, чтобы летние каникулы наших ребятишек были полезными и продуктивными как для здоровья, так и для интеллектуально-творческого развития, необходимо создать наиболее благоприятные условия для оздоровления и отдыха.
Приезжая в лагерь, дети попадают в особую среду. Важно, чтобы ребенок интенсивно развивался в новой социальной среде, формировался как личность. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат такой среды. Следовательно, концептуальным подходом становится идея развития максимально благоприятного, психологически комфортного климата в лагере. Поскольку психологический климат в коллективе определяется степенью комфортности отношений между его членами.
Ещё одной важнейшей концептуальной идеей программы является развитие “творческости” как основы творчески активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности.
“Педагогика отношений”, и развития “творческости” является основной идеей данной программы и реализуется через организацию сюжетно-ролевой игры “город Доброград”. В ее основе лежит творческая игровая деятельность.
Опыт предыдущих лет показывает, что ребятам нравится проживать 18 дней смены, выполняя определенные роли, вживаться в образы.
Город “Доброград” – название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных – на “Поляне радостных событий” (экран игры) появляется все больше и больше имен участников смены с указанием их званий и заслуг.
Детям, приезжающим в ДОЛ “Орленок” предоставляется возможность почувствовать себя инициатором, организатором проводимых дел и активным участником жизни.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Ведущая идея программы – создание условий, утверждающих в жизни детей идеалы добра и красоты, духовного и физического совершенства.
Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентаций. Во взаимодействии детей и взрослых, крайне важна способность и навык гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях.
Разработка программы продиктована:
- Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников в условиях загородного лагеря;
- Модернизацией старых форм работы и введением новых;
- Сбалансированным пятиразовым питанием;
- Использованием естественных оздоровительных факторов лета.
Цель программы: Создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи программы:
- способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
- развития различных форм общения в разновозрастных группах;
- создание условий для развития творческого потенциала,
- создание положительного эмоционального климата в коллективе лагеря;
- создание системы взаимодействия в коллективе лагеря, которая основана на позитивных взаимоотношениях как практикой социализации и воспитания личности.
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом РФ “Об образовании”.
Основные условия реализации программы “Планета детства”:
- обеспечение многообразия видов деятельности, в которую включается ребенок;
- создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе;
- организация воспитания общения посредством коллективных форм деятельности;
- формирование познавательного интереса и создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности;
- формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться;
- сочетание в процессе жизнедеятельности массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- личностный пример педагога, способного собственным поведением влиять на динамику личностных отношений в коллективе;
- развитие и совершенствование системы методического обеспечения деятельности педагогов;
- организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение;
- профессионально-педагогическая компетентность кадров.
Предполагаемые результаты программы
- Сплочение временного детского коллектива;
- Создание положительной мотивации на деятельность в кружках МОУ ДОД “ДООЦ” в течение года;
- Качественное, эмоционально – насыщенное оздоровление детей;
- Приобретение детьми нового социального опыта;
- Установление полезных контактов среди сверстников села и района;
- Повышение степени удовлетворенности детей и их семей от детского лагеря;
- Закрепление навыков здорового образа жизни;
- Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива;
- Выпуск сборника методических материалов в помощь организаторам и вожатым из опыта реализации программы “Планета детства”;
- Наличие откликов в средствах массовой информации.
- Результаты реализации программы будут подведены в сентябре 2006 года на заседании Межведомственной комиссии по оздоровлению и летней занятости несовершеннолетних.
Программа “Планета детства” основана на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;
Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;
Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;
Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
Содержание программы.
Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры “Город Доброград”, который расположен на территории лагеря “Орлёнок”.
Участниками игры становятся все ребята и взрослые, приехавшие в лагерь. Каждому ребенку нужно пройти по дороге добрых дел. На пути к успеху нужно обследовать, “перекопать” и “перелопатить” уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого, примерить его “одежды” и найти своё место в деле общего Успеха, через индивидуальную и коллективно – творческую деятельность.
“Город Доброград” имеет свой флаг, девиз, гимн и клятву.
Девиз: “Мы строим город Доброград, чтоб жить в нем каждый был бы рад!”
Гимн: “Добрым быть совсем, совсем, совсем не просто…”.
Клятва: “Каждый житель города Доброграда должен быть достойным жителем города! Стремиться стать лучше! Помогать другим жителям! Уважать труд всего коллектива! Клянемся, клянемся, клянемся!”
В городе живут “доброградцы”. Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости. Педагогическому коллективу необходимо как можно больше употреблять в разговоре с ребятами слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “будьте добры”.
Правит городом Градоначальник и его министры:
- Министр финансов – организатор трудовых дел. (Работа “Добробанка”).
- Министр спорта – организатор спортивных дел. (Клуб “Здоровье”).
- Министр культуры – организатор “Хобби – центра”, мастерских.
- Министр образования – организатор творческих дел (работа творческой лаборатории…).
- Министр добра – организатор всей воспитательной работы. (Служба “Биржа идей”).
- Министр здравоохранения – организатор тематических бесед, встреч о здоровом образе жизни.
Исходя из направлений деятельности, основной период смены делится на три этапа: “Творчество”, “Сообщество”, “Познание”. За смену происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.
День в свою очередь состоит из трех блоков:
- Утро – Информационный блок (Получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;
- День – Практический блок (Получение навыков). Работа в микрогруппах, мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка к общелагерному делу;
- Вечер – Творческий блок (Закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность.
Каждый новый день проходит под общим девизом, согласно выбранной тематике дня. Вечерняя линейка. Каждый житель города получает индивидуальную визитную карточку. (см.рисунок №1)
По мере участия “доброградца” в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Успеха” в знак признания его заслуг. На визитке появятся символы в виде разноцветных человечков, сообщающие о том, что наш “доброградовец” достиг определенных успехов и его имя останется в истории “Города Доброграда” и будет отмечено на “Поляне радостных событий”.
Участие и успех отрядов в общелагерных делах также отмечается символами на экране игры. Имеет свою расшифровку:
Символ красного цвета: Молодцы! Всё было здорово! Так держать! (I место).
Символ зелёного цвета: Хорошо, но можно лучше! (II место).
Символ желтого цвета: У тебя есть ещё шанс (III место).
Символ синего цвета: Так себе, маловато старания и творчества.
В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу “Добрейку”. (см.рисунок №2)
У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:
1. Источник дохода:
- за хорошее обучение в “Хобби-центре”, мастерской и творческой лаборатории;
- за выполнение индивидуальных трудовых заданий;
- за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
- за содержание в чистоте и порядке комнат и корпуса;
- за инициативное дело на пользу города;
- за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.
2. Источник расхода:
- за плохое поведение в столовой.
- За плохое дежурство отряда.
- За беспорядок в комнатах и корпусе.
- За беспорядок дежурного отряда на территории города.
- За нарушение законов города Доброграда.
- За употребление грубых слов.
На протяжении всей смены любой житель города может выбрать кружок в “Хобби-центре”, мастерскую, творческую лабораторию и научиться делать то, чего раньше не умел и что значимо для его творческих и интеллектуальных способностей.
“Хобби-центр” предлагает: “Оригами” – здесь каждый может научиться складывать фигурки из бумаги; “Бусинка к бусинке” – учатся создавать красивые и оригинальные изделия из бисера; “Сувенир” – изготовление сувениров из подручного природного материала; “Фольклор” – тот, кто любит народные традиции, праздники, обряды.
Мастерские: “Игровых дел мастер” – здесь обучаются методике проведения игровых программ; “Хорошие манеры на живых примерах” – для тех, кто интересуется правилами и нормами поведения в области этикета; “Лейся песня” – учимся играть на гитаре, и разучиваем любимые песни.
Творческие лаборатории: “Клуб здоровья” – для тех, кто интересуется спортивными видами деятельности; “Завалинка” – для девочек среднего и старшего возраста, где за чашечкой чая и с песней можно поговорить о своих девичьих заботах. “Пять шагов к себе” – если тебе интересно научиться общению со сверстниками, уметь лучше понимать друг друга. “Умники и умницы” – приглашаются все те, кто хочет помочь и принять участие в разработке и проведении интеллектуальных, творческих дел. Научиться их проводить самому.
На протяжении всего периода смены работает служба “Биржа идей”, которая отслеживает уровень участия ребят во внутриотрядных и общелагерных делах. Выполняет пожелания и предложения жителей города. Планирует работу и контролирует выпуск городской газеты “Добрята”. (Работа пресскоров, проведение экспресс – опросов, анкетирование, сбор и обработка информации в лагере).
Каждый день смены заканчивается вечерним “Огоньком”. Главный смысл – обратиться к личности ребенка, который осмысливает свою позицию в оценке собственных дел и поступков товарищей, свое место в коллективе.
Формы проведения “Огонька” избираются вожатыми с учетом предложенных диагностических и аналитических приемов организации коллективного обсуждения проблем, событий, дел смены.
Организует эту работу старшая вожатая. Она на ежедневных педагогических планерках информирует воспитателей о темах “Огоньков”. Воспитатели – о результатах работы.
В итоговый период смены всем жителям, по результатам игры, вручаются вымпелы:
“Сердце Данко” – тому, кто самостоятельно, бескорыстно и добровольно помогает и совершает добрые поступки на благо всех жителей города;
“От сердца к сердцу” – тому, кто занимается декоративно-прикладным творчеством и сможет научить этому других.
“Зажечь сердца” – тому, кто сумел организовать ребят вокруг себя на добрые дела.
По итогам смены каждый ребенок увозит с собой “Рюкзак Успеха”, где отражены все достижения, успехи за смену.
Дела организационного периода (1-3 день) | ||||
Задачи периода | Отрядные дела | Общелагерные дела | ||
Знакомство детей с педагогами и
друг с другом. Знакомство с жизнедеятельностью лагеря. Определение структуры коллектива, формирование основ коллективной деятельности. Адаптация. |
Огонек знакомств “Расскажи мне о
себе”. Вечерние “Огоньки”: “Мои сильные качества”; “Письмо домой”. Первичная диагностика. Оформление отрядных уголков Выбор актива. |
Презентация отрядов. “Вожатский концерт”. Игра по станциям (по материалам Конвенции о правах ребенка). Праздничная линейка открытия “Дом, окнами в детство”. |
||
Дела основного периода (4-15 день) “Творчество”, “Сообщество”, “Познание” |
||||
Включение детей в активную
деятельность; Создание благоприятных условий для самореализации детей |
Подготовка к тематическим дням Отрядные вечерние огоньки: “ Моя компания”, “Добрый вечер”, “Что такое? Кто такой?”, “Все дороги начинаются с порога”, “Три плюс один”, “Пресс-конференция”, “Время решений” Занятие в кружках, мастерских, творческих лабораторий Работа актива лагеря Подготовка к общелагерным делам; Трудовые десанты; Конкурсы рисунков Межотрядные дела Спортивно-оздоровительная работа. |
День актерского мастерства Веселые старты День добрых дел Игровая театрализованная программа “Чудеса за полчаса” День здоровья Презентация кружков, мастерских. День спорта День веселых игр и забав “Ярмарка чудес” Музыкальный конкурс. “День невинных обманов” |
||
Дела итогового периода (16-18 день) |
||||
Подведение общих итогов
реализации программы смены. Выявление результатов индивидуальных и коллективных достижений Награждение организаторов и активных участников смены |
Анкетирование Диагностика Вечерние огоньки: “В кругу друзей”; “Задушевный разговор” Песни у костра “Гитара по кругу” |
Выставка творческих работ детей Выпуск газеты Составление летописи смены Выпуск информационных бюллетеней смены Праздничное закрытие смены Отъезд детей |
Для включения в игру ребята знакомятся со словарем терминов города “Доброграда, которые будут использоваться в течение смены (см. приложение №1).
Механизм реализации программы
В основу системообразующей деятельности в ходе смены мы закладываем:
Педагогику сотрудничества; игровые технологии; групповые технологии; технологии свободного труда; технологию творчества.
Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого то дела.
Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы:кружки, конкурсы, КТД, творческие лаборатории, инициативные группы, соревнования, выставки, турниры, трудовые акции, “огоньки”, ролевые игры, деловые игры, ярмарки, тематические дни.
Виды деятельности: досуговая, спортивная, эстетическая, оздоровительная, игровая, социально – трудовая, общение.
Этапы реализации программы.
Название этапа | Содержание деятельности | Средства и формы деятельности |
Подготовительный период (один месяц) |
|
|
Организационный период “Взгляд” (1-3 день) |
|
|
Основной период “Поиск” (4-18 день) |
|
|
Итоговый период (19-21 день) | Анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены. |
|
Аналитический период (3 дня). |
|
Итоговое заседание координационного центра. |
Кадровое обеспечение программы.
Подбор педагогических сотрудников для работы в лагере “Орлёнок” осуществляется на конкурсной основе. Планирование и организацию работы лагеря осуществляют: методисты учреждения дополнительного образования, опытные педагоги дополнительного образования и общеобразовательных школ, старшие вожатые школ, психологи, музыкальный работник, медицинские работники, студенты Нововаршавского филиала ОмГПУ.
Для успешной реализации программы один раз в месяц проводится спецкурс “Педагогика каникул” для членов педагогического коллектива по подготовке к работе в ДОЛ, что позволяет вожатым приобрести навыки организаторской, конструктивной, коммуникативной, аналитической деятельности. Спецкурс рассчитан на 24 часа аудиторных занятий. (приложение №2)
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение – это целенаправленный процесс и результат оснащения педагогов, воспитателей, вожатых методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы в лагере: это подбор педагогических методик и технологий в соответствии с программой смены. Использование анкетных, опросных, диагностических методик для участников смены (“Рейтинг ожиданий”, “Я в круге”). Игровой тренинг: “Печатная машинка”, “Архитектор”, “Кораблекрушение”. Уровень общения: “Где отдыхали наши дети”, “География смены”. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
- индивидуальные и групповые консультации;
- теоретические и практические семинары;
- методические планерки; вечерние ежедневные планерки;
- выпуск методических сборников и рекомендаций
Тематический план работы смены. (приложение № 3)