Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


По программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила три класса и в этом году у меня 2 класс.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными “нельзя”, “не тронь”, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

  1. Мотивация;
  2. Выбор направлений исследований;
  3. Постановка задачи;
  4. Фиксация и предварительная обработка данных;
  5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
  6. Оформление результатов работы;
  7. Грамотное представление исследовательской работы;

Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  • Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • Тема должна быть оригинальна;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:

  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Подходите ко всему творчески.

Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  • первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
  • второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.

Презентация.

День проектов – 1 раз в четверть

При работе над проектом необходимо поставить цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся целостную картину мира;
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • Познакомить детей с этапами проектной деятельности;
  • Сформировать речевые умения.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.

Развивающие:

  • Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
  • Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
  • Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно-педагогические задачи:

  • Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
  • Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
  • Составить программу по выбранной теме.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках”

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

  • 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
  • 3 этап – прослушивание каждой группы.
  • 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
  • 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
  • 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

Класс Этапы Сроки Форма Направление
1 класс 1 1 четверть Каждый готовит выступление

- сочинение

Тема: Тайна моего имени
2 2 четверть Тема: Мой город Якутск
3 3 четверть Тема: Природа родного края
4 4 четверть Тема: Наши традиции

Летние каникулы

Мои летние каникулы
2 класс 1 1 четверть Каждый готовит

Реферат

Тема: Мой родной край.
2 2 четверть Тема: Я – человек.
3 3 четверть Тема: Мой родной язык.
4 4 четверть Тема: Фольклор.

Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето
3 класс 1 1 четверть Подготовка проектов группой Тема: Будущее нашей республики
2 2 четверть Тема: Я и мое здоровье.
3 3 четверть Тема: Охрана природы.
4 4 четверть Тема: Главное чудо света.

Летние каникулы

Выбор темы исследования и работа с литературой.
4 класс 1 1 четверть Каждый готовит проект индивидуально Проверка работ и индивидуальные консультации
2 2 четверть 1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3 3 четверть Защита проектов
4 4 четверть Выступления по разным инстанциям.

Темы исследования:

Секция. Ботаника.

  1. Шиповник и его польза. Андреев Костя.
  2. Выращивание огурца в теплицах. Белолюбская Аня.
  3. Выращивание подсолнуха в условиях Крайнего Севера. Сивцева Наташа.
  4. Витамины с грядки. Находкина Влада.
  5. Ягоды Якутии. Сергеев Сандал.
  6. Лекарственные комнатные растения. Неустроева Надя.

Секция. Зоология.

  1. Польза дождевого червя. Васильев Владвик.
  2. Родословная моей кошки. Олесова Саина.
  3. Собаки – далматин. Кутукова Лиза.
  4. Мир лошадей. Заровняева Айыына.
  5. Снежный баран. Почему он занесен в Красную книгу? Данилова Маша.
  6. Черепахи. Веревкина Каролина.
  7. Собака друг человека. Татаринов Владик.
  8. Почему стало мало зайцев? Стрекаловский Дима.

Секция. История и краеведение.

  1. Откуда в Америке статуя свободы? Назарова Даша.
  2. Путешествие в мир динозавров. Аввакумов Хоьуун.
  3. Школьники Якутска в годы Вов. Попова Саина.

Манчаары Баьылай – народный герой. Защитные сооружения. Филиппова Саша.

  1. Секция. География.
  2. Остров Хай нянь. Петров Ваня.
  3. Что у нас общего с китайцами? Романова Дарья.
  4. Солнечная система. Дмитриева Рена

Секция. Экология и валеология.

  1. В чем причина конфликта между человеком и природой. Сосина Алена.
  2. Компьютер в моей жизни. Степанов Айаал.
  3. Из чего состоит человек. Иванова Вика.

Секция. Искусствознание.

  1. Чудо вязания. Необутова Лиза.
  2. Современный проект дома в национальном стиле. Тарабукин Саргылан.
  3. Моя родословная. Тарасов Айсен.

Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

Презентация.

Список использованной литературы.

  1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. – Народное образование - №3,2003г.
  2. Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
  3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.
  4. Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
  5. ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
  6. Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
  7. Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002г.
  8. Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
  9. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.