По программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила три класса и в этом году у меня 2 класс.
Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными “нельзя”, “не тронь”, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы;
Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
- Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
- Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- Тема должна быть оригинальна;
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.
Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:
- Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Подходите ко всему творчески.
Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
- первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
- второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.
День проектов – 1 раз в четверть
При работе над проектом необходимо поставить цели:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся целостную картину мира;
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- Познакомить детей с этапами проектной деятельности;
- Сформировать речевые умения.
Воспитательные:
- Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
- Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие:
- Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
- Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
- Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно-педагогические задачи:
- Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
- Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
- Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
- Составить программу по выбранной теме.
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.
Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.
В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках”
На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.
- 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
- 3 этап – прослушивание каждой группы.
- 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
- 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
- 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.
В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
Класс | Этапы | Сроки | Форма | Направление |
1 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит выступление - сочинение |
Тема: Тайна моего имени |
2 | 2 четверть | Тема: Мой город Якутск | ||
3 | 3 четверть | Тема: Природа родного края | ||
4 | 4 четверть | Тема: Наши традиции | ||
Летние каникулы |
Мои летние каникулы | |||
2 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит Реферат |
Тема: Мой родной край. |
2 | 2 четверть | Тема: Я – человек. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Мой родной язык. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Фольклор. | ||
Летние каникулы |
Тема: Мое географическое лето | |||
3 класс | 1 | 1 четверть | Подготовка проектов группой | Тема: Будущее нашей республики |
2 | 2 четверть | Тема: Я и мое здоровье. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Охрана природы. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Главное чудо света. | ||
Летние каникулы |
Выбор темы исследования и работа с литературой. | |||
4 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит проект индивидуально | Проверка работ и индивидуальные консультации |
2 | 2 четверть | 1 предзащита. Индивидуальные консультации |
||
3 | 3 четверть | Защита проектов | ||
4 | 4 четверть | Выступления по разным инстанциям. |
Темы исследования:
Секция. Ботаника.
- Шиповник и его польза. Андреев Костя.
- Выращивание огурца в теплицах. Белолюбская Аня.
- Выращивание подсолнуха в условиях Крайнего Севера. Сивцева Наташа.
- Витамины с грядки. Находкина Влада.
- Ягоды Якутии. Сергеев Сандал.
- Лекарственные комнатные растения. Неустроева Надя.
Секция. Зоология.
- Польза дождевого червя. Васильев Владвик.
- Родословная моей кошки. Олесова Саина.
- Собаки – далматин. Кутукова Лиза.
- Мир лошадей. Заровняева Айыына.
- Снежный баран. Почему он занесен в Красную книгу? Данилова Маша.
- Черепахи. Веревкина Каролина.
- Собака друг человека. Татаринов Владик.
- Почему стало мало зайцев? Стрекаловский Дима.
Секция. История и краеведение.
- Откуда в Америке статуя свободы? Назарова Даша.
- Путешествие в мир динозавров. Аввакумов Хоьуун.
- Школьники Якутска в годы Вов. Попова Саина.
Манчаары Баьылай – народный герой. Защитные сооружения. Филиппова Саша.
- Секция. География.
- Остров Хай нянь. Петров Ваня.
- Что у нас общего с китайцами? Романова Дарья.
- Солнечная система. Дмитриева Рена
Секция. Экология и валеология.
- В чем причина конфликта между человеком и природой. Сосина Алена.
- Компьютер в моей жизни. Степанов Айаал.
- Из чего состоит человек. Иванова Вика.
Секция. Искусствознание.
- Чудо вязания. Необутова Лиза.
- Современный проект дома в национальном стиле. Тарабукин Саргылан.
- Моя родословная. Тарасов Айсен.
Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.
Список использованной литературы.
- Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. – Народное образование - №3,2003г.
- Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.
- Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
- ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
- Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
- Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002г.
- Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
- Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.