Цели:
I. Образовательно-развивающие:
- Усвоение новых понятий: холоднокровные, пресмыкающиеся.
- Применение опорных понятий: земноводные.
- Развитие общих учебных понятий: сравнение, выявление и разрешение противоречий, определение, деление.
- Развитие специальных умений: умения выявлять особенности строения пресмыкающихся, умения восстанавливать связь организм-среда.
II. Воспитательные:
Формирование диалектического мировоззрения на основе философских категорий:
- единство - многообразие,
- причина - следствие,
- общее - особенное.
Оборудование: учебник, компьютерная презентация (иллюстрации животных, таблица), жетоны для каждой группы, карточки.
I. Организационный момент
Тема нашего урока: “ На суше - как дома”
Заявка на оценку сегодня такая:
любая версия- 1 б. | ||
верная версия- 2 б. | ||
вопрос- суждение- 1-2 б. | На “5”- 10-12 б. | |
ответ на вопрос- суждение | 1-2 б. | На “ 4”- 7-9 б. |
возражение | 1-3 б | |
сравнение- | 3 б | |
сообщение- | 2 б |
Деятельность учителя | Баллы | Деятельность учащихся |
Актуализация опорных знаний: Кто же из животных чувствует себя на суше как дома. На этот вопрос нам сегодня предстоит ответить. Рассмотрите иллюстрации животных и найдите лишнее в каждой строчке Бабочка, пчела, муха, ящерица Тритон, жаба, змея, лягушка |
1б 1б |
Лишняя ящерица, т.к. все остальные
насекомые. Лишняя змея, т.к. все остальные земноводные. |
Блиц-опрос (фронтальная работа) - Чем объяснить, что земноводные не удаляются от водоёмов? |
1б | Это можно объяснить, тем, что у земноводных кожа нежная и не защищает от потери влаги, а ещё они дышат через кожу и она должна быть влажной. |
- Каким образом животные, обитающие на суше, защищают свой организм от потери влаги? | 1б | У членистоногих есть наружный скелет (скафандр), который защищает тело от высыхания. |
- Почему насекомым время от времени приходится менять “одежку”? | 1б | Наружный скелет не растёт, поэтому его хозяину приходится его менять, чтобы отрастить скелет побольше. |
- Почему человеку, лежащему на пляже теплее, чем человеку, стоящему на пляже? | Потому что солнечные лучи лучше прогревают горизонтальные поверхности. | |
- Почему кожа ящерицы кажется холодной на ощупь? Ваши версии. | 1б-2б | |
Совместное открытие новых знаний Сегодня на уроке мы рассмотрим новую группу таких животных, для которых суша - родной дом и познакомимся с их особенностями. |
Откройте учебник на с. 28 прочитаем диалог наших героев. (Лена, Миша, папа) | |
Задайте вопрос-суждение по прочитанному. | 1б | В-с: Чем объяснить, что ящерицы могут быть и тёплыми , и холодными на ощупь? |
1б | От-т. Это можно объяснить, тем, что у них температура тела такая же, как и вокруг. | |
1б | В-с: Вследствие чего ящериц назвали холоднокровными? | |
1б | В-с: В каком случае ящерица будет холодная на ощупь? | |
Чем объяснить, что ящерицы получили название “ холоднокровные”? | 2б | Это можно объяснить тем, что температура тела ящерицы зависит от температуры окружающей среды. |
Какое новое понятие мы встретили в тексте? | 1б | Холоднокровные |
В каком случае животное будет называться холоднокровным? | 2б | Животное будет называться холоднокровным в том случае, когда температура тела будет такой же, как и вокруг. |
Температура нашего тела не зависит от температуры окружающей среды. Вы знаете, что мир диалектичен и состоит из противоположностей. Как вы думаете, какие животные будут являться противоположностью холоднокровным животным? | 2б | Теплокровные. |
Продолжим речь о холоднокровных
животных. Если на улице + 40, то какая температура тела станет у ящерицы? |
1б | +40 |
Если на улице +5? | 1б | +5 |
Выполните задание 2 с.30 (+10) | ||
Группа холоднокровных животных очень
большая: туда входят уже знакомые нам рыбы,
земноводные. Животные, которых мы выделили в
начале урока, относятся к группе пресмыкающихся.
Почему пресмыкающиеся получили такое название?
Найдите ответ в тексте учебника (стр28) Обратимся к толковому словарю. Пресмыкаться – значит ползать, тащиться по земле, двигаться лёжа. |
1б | Пресмыкающиеся получили……… |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Дети имитируют движения рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся по команде учителя. |
||
Посмотрите на рисунок с.29. Кто относится к пресмыкающимся? | 1б | Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. |
Сравните верхний и нижний рисунки, какую особенность вы заметили? | 1б | В нашей стране пресмыкающихся мало, а в жарких странах много. |
Сформулируйте вопрос-суждение. | 2б | Чем объяснить, что пресмыкающихся животных в нашей стране обитает мало, а в жарких странах много? |
1-4б | Индивидуальная работа. Заполняют таблицу. |
|
Что же общего между всеми этими животными: ящерицами, черепахами, крокодилами? Попробуем разобраться, заполнив таблицу. | В группах проверяют работы. | |
Соберитесь в группе и проверьте вашу
работу. За каждую колонку, если в ней правильный
ответ, возьмите по жетону. Посмотрите карточку №3. |
6б | Представители от групп вытягивают листочки: |
Сравните, выявив общее и особенное для земноводных и пресмыкающихся. |
Среда обитания. |
|
Об. 1. Также как и земноводные, пресмыкающиеся обитают в водоёмах (крокодилы). | ||
3б | Ос.2. По сравнению с земноводными,
пресмыкающиеся обитают на суше. Покровы. |
|
3б | Об.1. Не только земноводные, но и пресмыкающиеся имеют защитный слой. | |
3б | Ос.2. В отличие от земноводных, у
пресмыкающихся кожа сухая. Конечности. |
|
3б | Об.1.Так же, как и земноводные, пресмыкающиеся имеют две пары лап. | |
3б | 2. В отличие от земноводных у
пресмыкающихся лапы расположены по бокам тела. Органы дыхания. |
|
3б | Об. 1. Не только у пресмыкающихся, но и у земноводных есть легкие. | |
3б | Ос. 2. Если земноводные могут дышать через кожу, то пресмыкающиеся дышат только лёгкими. | |
2б | Сообщения (сведения о необычных пресмыкающихся подготовленные учениками) | |
- Что лишнее у этого зверя? | 1-2б | Лишняя раковина. |
- Почему ему не нужна раковина? | 1б | Раковина не нужна, потому что…. |
Почему ему не нужны лапы рычажного типа? | 1-2б 1б |
Лишние лапы с гибкими суставами. Лапы рычажного типа не нужны, потому что…… |
Почему ему не нужны “дыхальца” и трахеи? | 1б 1-2б |
Лишние “дыхальца” и трахеи. “Дыхальца” и трахеи не нужны, потому что…….. |
Почему ему не нужны жабры? | 2б | Лишние жабры. Жабры не нужны, потому что………… |
Почему пресмыкающиеся на суше
чувствуют себя как дома? - Какую награду получите сегодня вы за работу на уроке? Встаньте те, у кого больше 12 б. 10-12 б. 7-9 б. Домашнее задание: Провести по таблице сравнение температуры тела и способов размножения. Приготовить загадку, описание встречи с пресмыкающимся или посвятить им стихотворение. |