Окружающий мир, 3-й класс. "На суше — как дома"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

I. Образовательно-развивающие:

  1. Усвоение новых понятий: холоднокровные, пресмыкающиеся.
  2. Применение опорных понятий: земноводные.
  3. Развитие общих учебных понятий: сравнение, выявление и разрешение противоречий, определение, деление.
  4. Развитие специальных умений: умения выявлять особенности строения пресмыкающихся, умения восстанавливать связь организм-среда.

II. Воспитательные:

Формирование диалектического мировоззрения на основе философских категорий:

  • единство - многообразие,
  • причина - следствие,
  • общее - особенное.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация (иллюстрации животных, таблица), жетоны для каждой группы, карточки.

I. Организационный момент

Тема нашего урока: “ На суше - как дома”

Заявка на оценку сегодня такая:

любая версия- 1 б.
верная версия- 2 б.
вопрос- суждение- 1-2 б. На “5”- 10-12 б.
ответ на вопрос- суждение 1-2 б. На “ 4”- 7-9 б.
возражение 1-3 б
сравнение- 3 б
сообщение- 2 б

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Деятельность учителя Баллы Деятельность учащихся
Актуализация опорных знаний:

Кто же из животных чувствует себя на суше как дома. На этот вопрос нам сегодня предстоит ответить. Рассмотрите иллюстрации животных и найдите лишнее в каждой строчке

Бабочка, пчела, муха, ящерица

Тритон, жаба, змея, лягушка

 

 

Лишняя ящерица, т.к. все остальные насекомые.

Лишняя змея, т.к. все остальные земноводные.

Блиц-опрос (фронтальная работа)

- Чем объяснить, что земноводные не удаляются от водоёмов?

Это можно объяснить, тем, что у земноводных кожа нежная и не защищает от потери влаги, а ещё они дышат через кожу и она должна быть влажной.
- Каким образом животные, обитающие на суше, защищают свой организм от потери влаги? У членистоногих есть наружный скелет (скафандр), который защищает тело от высыхания.
- Почему насекомым время от времени приходится менять “одежку”? Наружный скелет не растёт, поэтому его хозяину приходится его менять, чтобы отрастить скелет побольше.
- Почему человеку, лежащему на пляже теплее, чем человеку, стоящему на пляже?   Потому что солнечные лучи лучше прогревают горизонтальные поверхности.
- Почему кожа ящерицы кажется холодной на ощупь? Ваши версии. 1б-2б  
Совместное открытие новых знаний

Сегодня на уроке мы рассмотрим новую группу таких животных, для которых суша - родной дом и познакомимся с их особенностями.

  Откройте учебник на с. 28 прочитаем диалог наших героев. (Лена, Миша, папа)
Задайте вопрос-суждение по прочитанному. В-с: Чем объяснить, что ящерицы могут быть и тёплыми , и холодными на ощупь?
  От-т. Это можно объяснить, тем, что у них температура тела такая же, как и вокруг.
  В-с: Вследствие чего ящериц назвали холоднокровными?
  В-с: В каком случае ящерица будет холодная на ощупь?
Чем объяснить, что ящерицы получили название “ холоднокровные”? Это можно объяснить тем, что температура тела ящерицы зависит от температуры окружающей среды.
Какое новое понятие мы встретили в тексте? Холоднокровные
В каком случае животное будет называться холоднокровным? Животное будет называться холоднокровным в том случае, когда температура тела будет такой же, как и вокруг.
Температура нашего тела не зависит от температуры окружающей среды. Вы знаете, что мир диалектичен и состоит из противоположностей. Как вы думаете, какие животные будут являться противоположностью холоднокровным животным? Теплокровные.
Продолжим речь о холоднокровных животных.

Если на улице + 40, то какая температура тела станет у ящерицы?

+40
Если на улице +5? +5
    Выполните задание 2 с.30 (+10)
Группа холоднокровных животных очень большая: туда входят уже знакомые нам рыбы, земноводные. Животные, которых мы выделили в начале урока, относятся к группе пресмыкающихся. Почему пресмыкающиеся получили такое название? Найдите ответ в тексте учебника (стр28)

Обратимся к толковому словарю. Пресмыкаться – значит ползать, тащиться по земле, двигаться лёжа.

Пресмыкающиеся получили………
    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети имитируют движения рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся по команде учителя.

Посмотрите на рисунок с.29. Кто относится к пресмыкающимся? Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.
Сравните верхний и нижний рисунки, какую особенность вы заметили? В нашей стране пресмыкающихся мало, а в жарких странах много.
Сформулируйте вопрос-суждение. Чем объяснить, что пресмыкающихся животных в нашей стране обитает мало, а в жарких странах много?
  1-4б Индивидуальная работа.

Заполняют таблицу.

Что же общего между всеми этими животными: ящерицами, черепахами, крокодилами? Попробуем разобраться, заполнив таблицу.   В группах проверяют работы.
Соберитесь в группе и проверьте вашу работу. За каждую колонку, если в ней правильный ответ, возьмите по жетону.

Посмотрите карточку №3.

Представители от групп вытягивают листочки:
Сравните, выявив общее и особенное для земноводных и пресмыкающихся.  
  • среда обитания
  • покровы
  • конечности
  • органы дыхания

Среда обитания.

    Об. 1. Также как и земноводные, пресмыкающиеся обитают в водоёмах (крокодилы).
  Ос.2. По сравнению с земноводными, пресмыкающиеся обитают на суше.

Покровы.

  Об.1. Не только земноводные, но и пресмыкающиеся имеют защитный слой.
  Ос.2. В отличие от земноводных, у пресмыкающихся кожа сухая.

Конечности.

  Об.1.Так же, как и земноводные, пресмыкающиеся имеют две пары лап.
  2. В отличие от земноводных у пресмыкающихся лапы расположены по бокам тела.

Органы дыхания.

  Об. 1. Не только у пресмыкающихся, но и у земноводных есть легкие.
  Ос. 2. Если земноводные могут дышать через кожу, то пресмыкающиеся дышат только лёгкими.
  Сообщения (сведения о необычных пресмыкающихся подготовленные учениками)
- Что лишнее у этого зверя? 1-2б Лишняя раковина.
- Почему ему не нужна раковина? Раковина не нужна, потому что….
Почему ему не нужны лапы рычажного типа? 1-2б

Лишние лапы с гибкими суставами.

Лапы рычажного типа не нужны, потому что……

Почему ему не нужны “дыхальца” и трахеи?

1-2б

Лишние “дыхальца” и трахеи.

“Дыхальца” и трахеи не нужны, потому что……..

Почему ему не нужны жабры? Лишние жабры.

Жабры не нужны, потому что…………

Почему пресмыкающиеся на суше чувствуют себя как дома?

- Какую награду получите сегодня вы за работу на уроке?

Встаньте те, у кого больше 12 б.

10-12 б.

7-9 б.

Домашнее задание:

Провести по таблице сравнение температуры тела и способов размножения.

Приготовить загадку, описание встречи с пресмыкающимся или посвятить им стихотворение.