Цели:
- развивать умения распознавать части речи;
- формировать умение учащихся работать в группе;
- изучать краеведческий материал;
- воспитывать любовь к своему родному городу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Начинаем урок русского языка на распознавание частей речи. Урок будет проходить в форме игры “Что? Где? Когда?” За игрой наблюдает умнейшая сова. За правильные ответы Сова будет вручать Орден “Умнейшей совы”.
3. Разминка.
Игру начинаем с разминки. Каждая команда получает карточки со словами, которые учащиеся должны разложить по группам за одну минуту.
Слова: имя существительное, определение, подлежащее, предлог, сказуемое, части речи, глагол, дополнение, имя прилагательное, члены предложения, обстоятельство.
(Учащиеся делят слова на две группы и обосновывают правильность выбора решения).
4. Раунд первый.
Со знатоками играет учитель русского языка и литературы школы №16 Аскарова Н.Г. Слушайте внимательно ее задание. (Включается видеозапись).
“Уважаемые знатоки! Я давно живу в Клину и очень люблю этот город, уважаю его жителей. У вас на карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.
Запишите рядом с этими “запрещенными” словами слова-антонимы, и пусть записанные вами слова как можно чаще звучат в нашем городе”.
(Командам раздаются карточки. За 2 минуты они должны вписать слова-антонимы).
Карточка:
- злость - …(доброта)
- вражда - …(дружба)
- жадность - …(щедрость)
- ненависть – …(любовь)
Проверяем выполненное задание.
Вывод: какой частью речи являются эти слова? Что такое имя существительное?
5. Физминутка. Эстафета.
- Давайте представим, что в нашем городе есть улица Частей речи. Совершим путешествие по этой улице и расселим по домам части речи. (Учащимся предлагаются на карточках слова. Дети восстанавливают таблицу на доске. Каждой команде даются карточки разного цвета):
имя существительное | имя прилагательное | глагол |
памятник | огромная | стоит |
фонтан | старинная | создал |
река | удивительный | застроили |
площадь | разнообразный | смотришь |
великолепие | широкие | сохранился |
Проверка выполненного задания.
6. Раунд второй.
(Звучит музыка). Внимание, черный ящик! По перечисленным признакам определите, что за предмет лежит в черном ящике: легкая, хрупкая, разрисованная, праздничная, (новогодняя).
Откроем и проверим. (Елочная игрушка). Да, в нашем городе расположено уникальное предприятие “Елочка”. Строится здание культурно-развлекательного комплекса “Русское подворье”, в котором расположится музей елочной игрушки, мини-цех и мастер-класс, где можно будет своими руками разрисовать игрушку.
Вывод: с помощью какой части речи вы смогли определить, что лежит в черном ящике? Что такое имя прилагательное?
7. Раунд третий.
Со знатоками играет ваш учитель физкультуры - Фомичева О.А. Будьте внимательны. (Включается видеозапись).
“Уважаемые знатоки! Слушая стихотворение клинской поэтессы Ирины Никитиной о моем любимом городе, вы должны услышать и записать только глаголы:
Меж Петербургом и Москвой
Стоит полями окруженный
Родной старинный город мой,
Когда-то Клином нареченный.Люблю окрестности его,
Деревни русской угловатость,
Но более люблю всего
Природы незамысловатость;Мой клинский край, родной простор,
Пусть красота твоя неброска,
Здесь с радостью встречает взор
Родную русскую березку.
(Дети называют глаголы, которые они услышали).
Вывод: что такое глагол?
8. Раунд четвертый.
С вами играют авторы сказок о Клинской земле, ученики шестого класса гимназии №1 Вика Мухаметова, Дима Бойко, Саша Тимченко. Каждой команде дана карточка, в которой написано начало сказки с пропущенными словами.
Задание: первой команде вставить пропущенные имена существительные, второй команде – имена прилагательные, третьей команде – глаголы. С этим заданием вы должны справиться за 5 минут.
Карточка № 1.
Вика Мухаметова “Кто любит и надеется”.
“В одном небольшом (городе) под названием Клин жила (девочка). Это была самая обыкновенная (девочка). Училась в самой обыкновенной (школе), жила в самой обыкновенной (семье), но при этом была необыкновенно капризной и себялюбивой. Она часто обижала (людей), которые ее любили и о ней заботились. Каждый раз, когда (мама) приходила поцеловать ее перед сном, она отмахивалась, грубила и отворачивалась. Когда (подруги) звали ее погулять, она заносчиво отвечала: “Вот еще! Буду я с вами водиться”
И вот однажды ей приснился волшебный (сон)…”
Карточка № 2.
Дима Бойко “Конфеты доброты”.
“Давным-давно в городе Клину жили очень (весёлые) и (добрые) люди. Все дома в городе были необычайно красивы, деревья и цветы, где делали конфеты с начинкой доброты. Жители города очень (любили) эти волшебные конфеты.
А за городом, на (высокой) горе у озера, в (мрачном) замке жил (злой) колдун. Через своё (волшебное) зеркало он смотрел на город, на его (добрых) жителей и очень злился…”
Карточка № 3.
Саша Тимченко “Чудесная открытка”.
“Однажды знаменитый путешественник (летел) на воздушном шаре из Твери в Москву. Когда он (пролетал) над одним небольшим городом, то (удивился) тому, что с высоты он (выглядел) клином. И он (решил) остановиться в этом замечательном городе.
Он стал (бродить) по улицам, переулкам, (зашел) в торговые ряды. Потом путешественник (увидел) здание почтового двора. А когда путешественник (зашел) на почту, то там ему (рассказали) одну удивительную историю…”
(Проверяя задание, учитель открывает на доске плакаты с текстами сказок. Все слова, которые вставляли ребята, выделены другим цветом).
Ребята, если вы заинтересовались сказками, которые посвящены нашему Клинскому краю и захотели узнать, чем они закончатся, вы можете с ними познакомиться, взяв книжки в нашей школьной библиотеке. (Учитель показывает ребятам книги “Сказки о Клинской земле” и “Журавлиный клин”).
9. Подведение итогов.
Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относиться к нему, как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут с вами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.
Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихотворение, которое вы сейчас услышите, поможет вам не путать части речи:
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.Что без глаголов предметы?
Лишь названья.
А он придет – все в действие приходит:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады и хлеб в полях растет.Давно живет существительное в мире этом,
Дает названия предметам:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Наша игра закончена. Умнейшая Сова за хорошие знания вручает вам орден. Всего доброго!