Почему такое значение придается воспитанию творческой личности.
Психологи об этом говорят так: «Развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность: но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа». А если развиты его эмоции, то будет развиваться мышление. Думающий и чувствующий человек — это и есть человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, самореализации социальной адаптации, которого должна выпускать в жизнь современная школа. Что же такое творчество: в философском словаре под редакцией Фролова говориться так: «Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существующее». Например, творчески думающий человек изобрёл колесо или закон всемирного тяготения, или человек искусства новое произведение, или рабочий способ увеличить производительность труда, или крестьянин – новый прием повышения урожайности. Всё это типичные примеры творческой деятельности.
Тогда что же означает творческая деятельность применительно к ученику? В психолого-педагогическом плане творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. То есть в данном случае характер творчества связан с открытием, имеющим значение только для конкретного ребенка, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Ребенок в буквальном смысле открывает для себя мир, радуется, переживает, общается, ищет пути решения проблем или ухода от них. Поэтому родители и учителя должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком как можно дольше. К тому же только от взрослых зависит в какой степени творческие импульсы заложенные в ребенке природой превратятся в творческий характер, так как психологи говорят, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Только семья и школа способны развивать или уничтожить творческий потенциал ребенка.
Но, прежде всего, какие же качества нужно развивать в ребенке, чтобы проявился его творческий потенциал:
1. Необходимым компонентом творческой деятельности человека является фантазия. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть результат деятельности. Например, ученик решил изготовить изделие, но прежде он создает его в своем воображении, продумывает результаты возможных изменений, последовательность изготовления, способы обработки, отделки.
2. Вторым важнейшим механизмом творчества является интуиция. Вообще говорят, человек живет осознанной жизнью, только на 20%. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так».
3. Третьим можно было бы поставить вдохновение это то состояние особого напряжения и подъема всех сил и способностей человека, которое позволяет осуществить творческий взлет и в результате творческого горения получить невиданный результат. Вдохновение – это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы, но дело в том. что оно само приходит в результате работы большой, регулярной, систематической, изобретательной. По словам Чайковского, который может служить образцом подлинно творческой личности: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Всякий творческий специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумываем, осмысливаем их, а результатом такой общей подготовки может быть творческое озарение.
4. Отсюда четвертый компонент – труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутолимому, подчас кропотливому труду. Трудовое воспитание на уроках технологии имеет приоритетное значение.
Однако чтобы учащиеся начата творчески
применять полученные знания, у них должна
возникнуть потребность в этом, необходимо
сформировать положительную мотивацию.
По мнению психологов, основной деятельностью, в
которой ребенок может максимально реализовать
свой творческий потенциал, является игра. В
обучении, построенном в игровой форме, можно не
только создавать все необходимые условия для
реализации этого потенциала, но и
непосредственно развивать творческие
способности ребенка. В самой природе игр
заложены возможности развития гибкости и
оригинальности мышления, способности
конкретизировать и развивать как свои
собственные замыслы, так и предложения других
людей. Еще одно исключительно важное достоинство
игровой деятельности – это внутренний характер
ее мотивации. Дети играют, потому что им нравится
сам игровой процесс и взрослым остаются лишь
использовать эту естественную потребность для
постоянного вовлечения детей в более сложные и
творческие формы игровой активности. Множество
дидактических игр, используемых учителем,
способствуют активизации мыслительной
деятельности обучающихся, вызывают живой
интерес к предмету и помогают усваивать учебный
материал.
С помощью игр учитель может привить ученикам
стремление пополнить недостающие знания,
совершенствовать навыки, необходимые для
творческой деятельности.
Дидактические игры
Дидактические игры – игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности учащихся. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Игра, как и обучение, процесс творческий. Типичными видами дидактических игр, характерных для трудового обучения, являются технические «диктанты»: конкурсы: «Кто лучше», «Кто быстрее», «Комментированные взаимоопросы», «Техническое лото», «Техническое домино» и.т.д.
Игра «Сказка», «Стих» – придумать сказку или написать стих на заданную тему (например тема урока «Уход за одеждой»), но так чтобы основная мысль отражала существо учебного материала. Это будет конкурс сказочников и поэтов.
Игра «Древо мудрости» – хорошо использовать на уроке по теме «Элементы машиноведения» когда приходится запоминать названия деталей машины. Сначала внимательно рассмотрим инструкционную карту на которой изображена швейная машина и стрелками указаны детали и их названия, затем на листе бумаги каждая девочка напишет название одной детали. Сколько деталей – столько записок. Листочки завернуть, прикрепить скрепкой к дереву. Роль дерева может выполнить ученица. Теперь по очереди каждая подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопросы: какую роль деталь играет в образовании строчки; показать деталь на машине; как деталь регулируется и т.д.
Игра «Кроссворд» – различные игры кроссвордов можно предлагать обучающимся для решения при проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6–8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.
Ролевые игры – отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Игры этого типа используются при проведении профориентационных работ на уроке. Например «Я художник-модельер»; «я технолог» и.т.д. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».
Деловые игрыпрагматически направлены на дело, деятельность взрослых.
Используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает учащимся возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. На занятиях имитируется деятельность предприятия или его подразделения: цеха, отдела, или например работу «лаборатории по изучению сырьевого состава ткани». Есть руководитель лаборатории который обобщает, анализирует и делает вывод в работе, есть сотрудники которые изучают сырьевой состав и заносят результаты исследования в отчет. Таким образом, тема урока «Материаловедение» усвоена.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, исследовать, выдвигать гипотезы или обнаруживать ту или иную закономерность, а самое главное – знать сам предмет.
Литература
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
3. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М., 1992.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или
развивающиеся игры. – М., 1990.
5. Самоукина Н.В.
Организационно-обучающие игры в образовании. –
М.: Народное образование, 1996.