Не существует панацеи от наркотиков, так как наркомания, как и всякая зависимость, имеет множество причин. Но к профилактике наркотической зависимости совершенно определенно относится право на естественное развитие в детские годы. Потребляя наркотики, ребенок по-своему пытается пережить задним числом то, что не пережил в детстве: доверие к жизни, ко времени, к окружающим людям, пережить тепло отношений и радость жизни. По сути, он уходит от проблем в основном социально-психологического характера.
Многочисленные беседы с учащимися, наблюдения за участием детей в различных мероприятиях, направленных на профилактику употребления ПАВ, анкетирования, а также беседы с родителями, специалистами по работе с молодёжью, которые я проводила, как социальный педагог и общественный инспектор по охране прав детства, учитель и классный руководитель, натолкнули на мысль, что подростки расценивают проводимые нами, взрослыми, мероприятия, как очередную попытку навязать им своё мнение, «прочитать им мораль».
Поэтому субъектами профилактической работы, рассматриваемой программы, являются школьники- волонтеры. Основными чертами настоящих и будущих волонтеров Школьного Творческого Агентства Борьбы с вредными привычками (ШТАБА ВП) являются социальная активность, ориентация на гуманистические отношения между людьми.
Цели:
- Первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
- Развитие ученического добровольческого движения по профилактике употребления ПАВ.
- Адаптация детей социального риска в социуме
Задачи подготовительного этапа:
- Привлечение социально - активной молодежи к работе ШТАБа ВП, через рекламу.
- Отбор среди желающих тех, кто по своим психологическим и личностным характеристикам подходят для работы в ШТАБе ВП
- Подбор преподавательских кадров для обучения волонтеров.
- Обучение волонтеров.
Задачи практического этапа:
- Совершенствование работы ШТАБа ВП
- Расширение методов и приемов профилактической работы:
организация выездных экскурсий;
использование игровых элементов;
обновление экспонатов музея;
разработка тренинговых занятий в рамках Музея вредных привычек;
выступления агитбригады в рамках заявленных декад (месячников) борьбы с
вредными привычками.
организация экскурсий для родителей, населения - Создание условий, позволяющих молодым людям вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.
- Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.
Задачи аналитического этапа:
- Анализ работы волонтерских групп: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.
- Создание методической базы учебного заведения по профилактике употребления ПАВ.
- Выпуск методических рекомендаций.
Описание программы:
ШТАБ ВП состоит из 4 отделов: социологический отдел, Музей вредных привычек, агитбригада, отдел рекламы и связи с общественностью.
Соответственно целям и задачам проекта работа в Штабе ВП включает в себя следующие компоненты:
- Социологический отдел
- Подготовка и проведение социологических опросов среди учащихся, педагогов, родителей по темам профилактики
- Сбор статистических данных из средств массовой информации, Интернета
- Обобщение и анализ полученных данных
- Изучение способов и методов сбора и обработки информации
- Музей вредных привычек
- Информационный - включает в себя доступную соответственно возрасту информацию о видах ПАВ, об их действиях и последствиях употребления, причинах и формах заболеваний, связь с ними
- Игровой - включает в себя деловые и ролевые игры, направленные на самопознание; выработку личностных ориентаций и установок на ЗОЖ; более эффективного осознания предложенной информации в музее.
- Социально - психологический - позволяет осознать собственные ресурсы, которыми располагает подросток, научиться ими пользоваться и развивать их. К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной социальной ситуации, сформированность системы ценностей и позитивной Я-концепции, способность самостоятельно контролировать свой выбор, целый ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности.
Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере и т.п.
Содержание каждого зала универсально в том смысле, что может быть предложено и младшим школьникам, и подросткам, и старшеклассникам. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Стенды, экспонаты при этом трансформируются (например, происходит замена фотографий, текстов, упрощаются статистические данные и т.п.), а содержание экскурсий адаптируется под критерий доступности.
- Агитбригада
Главная задачи отдела:
- Привлечение к проблемам учащихся,
- Создание условий для воспитания у детей гражданской активности.
- Создание условий для развития у детей стремления к здоровому образу жизни.
- Отдел рекламы и связи с общественности
Позволяет подросткам, имеющих лидерские наклонности реализовать их в конкретном деле. Задачей этого отдела является формирование общественного мнения, направленного на поддержание молодёжных инициатив по профилактике вредных привычек, а также связь со средствами массовой информации, спонсорами, значимыми общественными деятелями.
Цели программы будут достигаться последовательным разрешением определенных выше задач:
1. Популяризация идеи добровольчества и инициирование добровольческого движения среди целевой группы; определение мотивации добровольца, его интереса к той работе, которую он стремится осуществить.
1.1. Проведение рекламных акций с целью подбора кандидатов для участия в волонтерской работе предполагает:
- выпуск стенгазет, оформление тематических стендов, плакатов;
- распространение листовок в школе и за её пределами о работе Музея вредных привычек;
- размещение в городских газетах статей о деятельности Музея и об обучении экскурсоводов и т.д.
1.2. Отбор желающих участвовать в волонтерской деятельности по первичной профилактике:
- проведение анкетирования для подбора волонтеров, подходящих по личностным, психологическим характеристикам;
- проведение конкурсов на лучшего экскурсовода, оформителя.
1.3. Обучение волонтеров:
- проведение занятий, профилактических тренингов, встреч, бесед с социальным педагогом, психологами, методистами ЦЕНТРА - СПИД
- знакомство волонтеров с новыми формами и методами работы по первичной профилактике ПАВ (на базе Музея вредных привычек);
- ведение групповых занятий со сверстниками;
2. Совершенствование работы Музея вредных привычек:
- наполнением новым содержанием залов и открытие новых экспозиций Музея вредных привычек (СПИД, сквернословие);
- освоение новых форм и методов профилактической работы с детьми и подростками;
- создание картотеки авторских приемов экскурсоводов;
- создание видеотеки профилактической направленности.
- организация семинаров для педагогов школ на базе Музея вредных привычек;
2.1. Методическая работа:
- использование материалов Музея для написания рефератов
2..2. Создание добровольческого ученического объединения на базе работы в ШТАБе ВП
2..3. Установление эффективного взаимодействия ШТАБа ВП с социально-значимыми взрослыми (родителями, педагогами, депутатами, спонсорами, лидерами общественных организаций):
- организация познавательно-профилактических игр («узелок на память», «Брейн-ринг» и «Турнир эрудитов»);
- проведение конкурсов на лучший рисунок, плакат «Мы - против!»
- разработка и воплощение в жизнь социально-значимых молодёжных проектов;
- поддержка участниками проекта ЗОЖ
3. Обобщение, распространение опыта употребления ПАВ:
- публикации в периодической печати;
- создание методической базы МОУ СОШ по профилактике употребления ПАВ.
Рабочий план реализации проекта
№ | Мероприятие | Сроки | Результат |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7 |
Подготовительный этап. Привлечение волонтеров Разработка программы Обучение волонтеров Проведение социологических опросов Организация Агитбригады ШТАБа ВП Организация работы Музея ВП Привлечение спонсоров, завязывание связей с различными организациями |
1 ноября 2006 по 28 февраля 2007 |
Будет сформирована группа волонтеров; Начнёт работать Музей вредных привычек; Сотрудники ШТАБА ВП получат первый опыт проведения экскурсий, рекламных компаний, социологических опросов, налаживания общественных связей |
2. 2.1. 2.2. |
Практический этап. Совершенствование работы ШТАБа ВП Проведение мероприятий не только для учащихся нашей школы, но и для заявленных целевых категорий |
28 февраля 2007 по 1 февраля 2008 |
|
3. 3.1. 3.2. |
Аналитический этап. Анализ работы волонтерских групп Выпуск методической литературы |
1 февраля 2008 по 1 ноября 2008 | Будет выявлена эффективность работы ШТАБа ВП, как формы первичной профилактики ПАВ (через анкетирование, школьников, родителей, педагогов, представителей различных организаций) и адаптации детей из группы социального риска в социуме (через анализ движения учащихся в списке внутришкольного учёта, учёта ОДН, КДН) |
Ожидаемые результаты:
- Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности молодых людей.
- Возникновение нового добровольческого объединения молодежи, направленного на профилактику зависимого поведения;
- Сбор и систематизация опыта профилактической и адаптационной работы с учащимися.
- Подведение итогов работы школьников в виде докладов, рефератов, презентаций, участия в конкурсе социальных проектов.
- Привлечение широких слоёв молодежи и взрослых к работе по профилактике ПАВ и адаптации детей в школе.
Оценка результатов
Критерии эффективности реализации проекта:
- Популярность деятельности волонтерских групп по первичной профилактике в учебных заведениях.
- Увеличение числа волонтеров, желающих заниматься профилактической работой.
- Популярность ШТАБа среди учащихся и педагогов учебных заведений;
- Данные исследовательской работы волонтеров (анкетирование, отзывы, наблюдения и т.д.)
Механизм оценки результатов:
На входе и выходе работы с волонтерами, с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается).
Дальнейшее развитие проекта:
- Создание на базе совета Музея волонтерской службы или объединения по первичной профилактике зависимого поведения;
- Создание филиалов Музея вредных привычек в учебных заведениях.