Цели урока:
- систематизировать, обобщить знания учащихся о ВОВ;
Развивающие цели:
- создать мотивационную основу для формирования умения;
- объяснять причинно-следственные связи;
- закрепить умения самостоятельно работать с текстами, дополнительным материалом;
- формулировать вопросы и давать четкие полные ответы.
Воспитательные цели:
- развивать чувства патриотизма;
- сопричастности к своей истории;
- вызывать чувства сопереживания;
- формировать представления о человеческих ценностях;
- получить сильный эмоциональный отклик на изученные трагические события ВОВ.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы:
- по развитию учащихся:
- репродуктивный
- частично – поисковый
- по источнику знаний:
- практические
- работа с текстом, датами, понятиями
- по способу организации работы:
- под руководством учителя
- самостоятельно
- полусамостоятельно
- стимулирующие:
- коллективный характер
- взаимоконтроль
- создание благоприятного климата на уроке
Форма организации познавательной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- смешанная
Оборудование урока:
- карта “II мировая война 1939 - 1945”, “Великая
Отечественная война 1941 - 1945”
- документы
- справочники
- словари
- монографии
- наглядность (портреты, схемы)
- мемуары полководцев – участников ВОВ
- плакат И.М. Тоидзе “Родина – мать зовет”
- портреты полководцев II мировой войны
Ход урока.
Учащимся необходимо:
- дать собственную оценку итогам и значению победы советского народа в ВОВ.
- доказать: была ли альтернатива началу ВОВ.
- выяснить, какие факторы повлияли на исход ВОВ.
- в краткой форме (эссе) изложить свою позицию - “Уроки ВОВ” - возможно ли было избежать II мировой войны; - человек на войне.
Шаг первый:
Работая в паре составить по 3 вопроса к текстам документов о начале, причинах, составе участников ВОВ (документ “Приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 0428 г. Москва 17 ноября 1941 г.)
Шаг второй:
- Взаимоконтроль (работа в паре, обменяйтесь вопросами)
а) причины поражения Красной Армии в первые
месяцы войны
б) значимость битвы под Москвой
в) Сталиниградская, Курская битвы
г) роль тыла в годы ВОВ
д) помощь союзников
е) почему Япония не вступила в войну против СССР?
Шаг третий:
Используя знания о ВОВ – ответить на вопросы:
- Какова роль Советского Союза в разгроме фашисткой Германии
- Генерал Власов – предатель или герой?
- Помощь II фронта 1944 – 1945 г.г.
- Оправданы ли жертвы: Холохост, Хатынь, Катынь, Бабий Яр.
- Депортация населения СССР в Зауралье в 1943 г.
- Каковы итоги ВОВ?
Шаг четвертый:
Событие | Укажи дату |
|
Шаг пятый:
Знание персонажей II мировой войны “Кто есть кто?”
Оценить, чем знамениты в годы II мировой войны:
- А. Гитлер, Г. А. Маншейн, Н. Круп, А. Кейтель, Риббентроп, Ф. Рузвельт, Д. Эйзенхауэр, У. Черчилль, Де Голь,
- И. Сталин, В. Молотов, Г. Жуков, В. Рокоссовский, Г. Конев, Л. Чуйков.
Шаг шестой:
Дай определения военным операциям:
“Барбаросса” “Ост” “Вайс” “Гельб” “Морской Лев” “Тайфун” “Эдельвейс” “Цитодель” |
“Багратион” “Днепр” “Кишиневская операция” “Кутузов” “Висло – Одерская операция” “Львовско – Сандомировская” “Сатурн” “Уран” |
Шаг седьмой:
Укажи события
2 сентября 1945 1 сентября 1939 22 июня 1941 8 мая 1945 Ноябрь-февраль 1943 Июль-август 1943 6 июня 1944 |
Шаг восьмой:
Соотнеси произведения и автора
Автор | Произведение |
1. А.Фадеев 2. С. Прокофьев 3. А. Лактионов 4. А. Твардовский 5. А. Александров 6. М. Шолохов |
А. “Война и мир” Б. “Письмо с фронта” В. “Василий Теркин” Г. “Судьба человека” Д. “Священная война” Е. “Молодая Гвардия” |
Шаг девятый:
Сформулируй задание теме “ВОВ” со слов “Сравнить”
- расстановку сил накануне ВОВ (Германия : СССР)
- экономику США, Великобритании, Германии, СССР на кануне II мировой войны
- боевые действия на Восточном и Западных фронтах II мировой войны(1939-1945)
- потери в годы II мировой войны (союзников, СССР, Германии)
Шаг десятый:
Дай определения понятиям
|
|
Шаг одиннадцатый:
Соотнеси деятеля и события:
1. Жуков Г.К. 2. Соколовский В.Д. 3. Буденный С.М. 4. Сталин И. 5. Конев И.С. 6. Толбухин Ф.И. 7. Чуйков В.И. 8. Рокоссовский К.К. 9. Василевский А.М. 10.Кирпонос М.П. 11. Павлов Д.Г. 12. Мехлис Л.З. |
А – Начальник штаба Б – Командир первой конной армии В – командующий 1-м украинским фронтом Г – командующий 3-м украинским фронтом Д – командующий Сталинградским фронтом Е – командующий 2-м Белорусским фронтом Ж – командующий 3-м Белорусским фронтом З – командующий Юго-Западным фронтом К – в начале ВОВ командующий Западным фронтом Л – Генеральный секретарь ЦКВКП (б) нарком обороны, Верховный главнокомандующий И – 1 зам. Министра обороны и зам. Верховного главнокомандующего Н – начальник главного политуправления |
Сочинение – рассуждение:
- Возможно ли было избежать II мировой войны.
- “Человек на войне”.
- “Уроки ВОВ”.
Подведение итогов в баллах.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Баллы переводятся в оценки.