Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родителей.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.
В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. В исследованиях многих педагогов, психологов подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.
Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют обучать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Поэтому введение специальных и факультативных курсов, готовящих учащихся к реализации проекта, бессмысленно. Вместе с тем перед руководителем проекта ставятся задачи, связанные с освоением ребенком новых, надпредметных способов деятельности. При этом на данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении тех или иных действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта. Учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении и должны быть достаточно просты в восприятии.
Впервые об исследовательской работе с младшими школьниками заговорили в нашей школе в 2006 году. Узнав о проведении 2-го всероссийского конкурса детских исследовательских работ и творческих проектов для дошкольников и младших школьников - “Я – исследователь”, было предложено педагогам принять участие в этом конкурсе. Предложение было ново и воспринято сначала с долей настороженности. Однако результатом кропотливой работы учащихся 4а класса и педагогов стала поездка в апреле 2006 г. в Москву для участия в финале данного конкурса с работой “Курский народный костюм: история и современность” (Приложение 1). Итог – награждение участников и школы дипломом за участие и призом зрительских симпатий. За 2 года существования конкурса город Курск был представлен впервые. Волновались все: участники, одноклассники, родители, учителя. Педагогам, руководителям проекта предстояло снять с детей психологический зажим, раскрепостить их, научить детей грамотно вести себя в стрессовых ситуациях, общаться с компетентным жюри, среди которых были представительные люди: профессора, доктора наук, ведущие популярных телепрограмм.
Сначала работа с любознательными, интеллектуально активными младшими школьниками, проходила достаточно успешно, но носила бессистемный характер. Работой учителей и учащихся начальной школы заинтересовались учителя-предметники школы, старшеклассники.
Возникла мысль объединить усилия педагогов, учащихся, способных проявлять познавательный интерес, и создать в школе Научное общество учащихся (НОУ). Необходимость его создания была продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса. С 2006 года началось организационное оформление исследовательского общества “Отечество”.
Создание НОУ школы включало 2 этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было потрачено на сбор материалов, обобщение имеющегося опыта, изучение нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ.
Кратко цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом:
- Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
- Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.
Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи:
- Формирование научных взглядов;
- Пропаганда знаний об окружающем мире;
- Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
- Участие в проводимых в рамках деятельности школы-гимназии, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;
На заседании педагогического совета и ученического совета школы был принят Устав общества. Согласно ему, НОУ является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством учёных и педагогов. (Приложение 2). Возглавляет НОУ Президент, избираемый на ежегодной конференции из числа учеников. Научное общество учащихся состоит из 4 секций: гуманитарно-филологической “Крылья”, естественно-математической “Экос”, начальных классов “Истоки”, прикладного цикла “Стиль”. Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы, рекомендованный методическим объединением учителей.
Работа исследовательского общества проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях.
В конце учебного года проходит итоговые научно-практические конференции и определяются победители в каждой предметной секции. В начальной школе эта конференция называется “Маленькие исследователи”.
Секция научного общества учащихся начальной школы “Истоки” работает с 2006 года. (Приложение 3.) В нее входят все преподаватели начальной школы, учащиеся.
Традиционно большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, воспитанию любви к малой родине, знакомству с историей своего края. Поэтому не случайно и тематика работ учащихся начальной школы носит зачастую краеведческий характер: “Курский кремль. Миф или реальность?”, “История моего предка”, “Дети войны” (учащиеся 2-х классов), “Традиции русской кухни”, “Народные ремесла: кожлянская и сужданская глиняные игрушки” (учащиеся 3-х классов), “История одной улицы”, “Убранство русского дома” (учащиеся 4-х классов) (Приложение 4). Формы представления – книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, макеты, компьютерные презентации.
Дети под руководством учителей, вместе с родителями, большей частью самостоятельно с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации, многие уже освоили Интернет. Посещение архивов, библиотек, беседы с людьми, педагогами, научными сотрудниками, работниками учреждений, очевидцами тех или иных событий дает богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор. Опросы и анкетирования одноклассников, учащихся, родителей, педагогов и т.п. позволяет развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благоприятно отражается в учебной деятельности на различных уроках.
В качестве иллюстрации результатов работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников предлагаю отрывок исследовательской работы учащегося нашей школы.
“История моих предков”
(индивидуальная работа учащегося 2б класса Хмелевского Даниила,
руководитель Зеленина Т.А.).
“Раньше меня интересовала история Древнего Египта…Мне было интересно узнать жизнь и культуру египтян, так не похожую на нашу.
А когда я пошёл в школу, с классом мы ходили на различные экскурсии, побывал я в Курском музее археологии, краеведческом музее. И меня заинтересовала история родного края, родного города. Ведь это история моих предков: героическая и трагическая, праздничная и будничная.
Из различных источников я узнал, что первые письменные упоминания о нашем городе датируются 1032 годом, в “Житие Феодосия Печерского” созданным летописцем Нестором. В летописи сообщается, что в городе были каменные храмы, о нем знали купцы, развивались ремесла, торговля… Однако время образования древних городов не совпадает с первыми упоминаниями о них в летописях. Существуют сторонники более ранней даты возникновения города – VIII – IX – века … А самые первые следы поселения эпохи верхнего палеолита (древнекаменный век) относятся ещё к XV – XX тысячелетию до нашей эры и обнаружены в черте города Курска …
В своей исследовательской работе я решил рассмотреть короткий период времени XVII века. В те времена куряне жили в низких деревянных домах, ходили по грязным улицам, самыми величественными постройками были храмы. Из-за того, что дома были деревянными, строились близко друг от друга, многие строения пострадали от пожаров и не сохранились до более поздних времён. Я хотел хотя бы на один день перенестись в машине времени в далёкий XVII век, и посмотреть, какими были люди, дома и улицы. Очень интересно сравнить день сегодняшний и вчерашний. Что изменилось в нашей жизни за четыре века? Какими были наши предки? Какие события произошли в то время?
Много работ написано историками и археологами о нашем крае. Книги, изученные мной в библиотеке, информация из Интернет – всё это меня впечатлило. И мне пришла в голову идея самому написать коротенький рассказ о городском восстании 1648 года.
В те годы бунтарский дух бродил в Курских краях, и все события того времени коснулись и моего героя. Человек, который будет описан мной в рассказе реальный житель Курска XVII века, однако он всего лишь упомянут в исторических документах, как участник восстания; о том какая у него была семья, как он жил, как выглядел ничего не известно, и поэтому я сам попытался изобразить его, опираясь на литературу.
В 17 веке Курск вместе с крепостью и со всеми слободками был не больше современной Красной площади. Вокруг Курска в густом лесу располагались Ильинская церковь и Троицкий женский монастырь. Мой герой жил в Стрелецкой слободке, где вдоль улицы стояли длинные плетни, за которыми в гуще деревьев стояли дома.
Дом Савоськи Фирсова ничем не отличался от других: сруб с маленькими окнами, заставленными слюдой. К дому примыкали амбарушка, кладовушка и сенцы. Во дворе стояла баня. В центре избы моего героя стояла печь, которая служила логовищем его большому семейству: жене Марфе, пятерым детям, … старому деду да самому Савоське. Жило семейство вместе со своими курами, свиньями, гусями и коровой в одном помещении. Савоське Фирсову было 34 года, как и его отец, он жил и состоял на службе в стрелецкой слободе. Летом мы его увидели бы одетым в домотканую рубаху из пестряди (т.е. клетчатую) и порты. Рубаха подпоясана пояском с тоненькими кистями. Зимой он надевал треух.
Обувью служили плетеные лапти. Теперь познакомимся с женой Савоськи –
Марфой. Она была женщина высокая, сильная, ростом чуть ниже мужа. Как и
все крестьянки она носила длинную холщовую рубаху, сарафан или поневу, передник, а также головной убор – повязку, закрывающую все волосы.
Савоська Фирсов был храбрым стрельцом: в 1634 году он участвовал в обороне города от польских интервентов. Поляки имели пушки и лестницы, но куряне во главе с курским воеводой Ромодановским отбили атаку, несмотря на то, что и народу было мало, и оружия всего три пищали, из которых одна испорчена.
Но в 1644 году стрельцу пришлось записаться в холопы в вотчину Троицкого девичьего монастыря, чтобы спастись от непомерных налогов, которые должны были отдавать все служилые “по прибору” люди. Фирсов так поступил по примеру других стрельцов и казаков. Но такое положение опасно ослабило военные силы края. Поэтому стрелецкому и казацкому голове Константину Теглеву был дан царский указ вернуть всех разбежавшихся на прежнее место. А игуменья Троицкого монастыря Феодора привезла грамоту от царя Алексея Михайловича, запрещавшую сыск в монастырских вотчинах, потому что монастыри были освобождены от государственной повинности и могли сами вершить суд над крестьянами… 5 июля 1648 года у воеводской избы вместе с игуменьей Феодорой, протопопом Воскресенской церкви Богородицкого монастыря отцом Григорием, монастырскими крестьянами (среди которых был и Савоська Фирсов) собрался народ. Монастырские власти потребовали, чтобы воевода Лодыженский позвал Теглева и зачитали ему царскую грамоту. Между Теглевым и отцом Григорием произошла перепалка, ударили в набат, сбежался народ, воеводская изба оказалась в осаде. Воевода бежал через окно, а стрелецкий голова Теглев был убит восставшими, а двор его разорен. Все нажитое им имущество разделили между собой: кому досталась сковорода белая, кому – одеяло теплое, а Савоське Фирсову – “седло да блюдо оловянное белое да кафтан сермяжной”. Сутки город был в руках бунтовщиков. А потом приехал стольник Бутурлин с отрядом в 150 стрельцов и учинили расправу с виновными. Убийцы Теглева были казнены, остальные посажены в тюрьму, биты кнутом, сосланы в казаки в Валуйки.
Что стало с моим героем, история умалчивает, но я думаю, что наказанием Фирсову послужило тюремное заключение. Всего в тюрьму было тогда посажено 42 человека…
Содержание семьи Савоськи легло на плечи его жены и старшего сына, который к тому времени уже подрос и мог выполнять обязанности взрослого.
Я думаю, что бедный Савоська Фирсов был простым безграмотным крестьянином, который служил стрельцом, как его отец, а в мирное время возделывал свою землю.
В конце своей работы я бы хотел сказать, что изученные мною материалы дают ответы на многие вопросы. За четыре века в нашей стране произошли огромные изменения: сейчас нет царей, большое развитие получила наука. Курск стал по размерам больше и краше, но в то же время густые леса вокруг города были вырублены, реки, по которым ходили торговые суда (Кур, Сейм) – высохли.
Мои предки жили в деревянных домах (только в конце 18 века появились первые каменные дома), ходили по грязным немощенным улицам, жили в одном помещении со скотом. Основная масса населения была безграмотна, однако куряне еще со времен Киевской Руси славились своим боевым духом, и его они показали в сражениях против монголо-татар и польских интервентов, в боях Великой Отечественной войны. В 17 веке в моем краю преобладало сельское хозяйство, потому что наша земля богата черноземом, и через четыре столетия крестьяне продолжают ее возделывать.
В нашей истории много интересного и поучительного. Мы должны знать и изучать наше прошлое и бережно относиться к сегодняшнему дню для того, чтобы наши потомки знали о жизни своих предков и извлекали из нее уроки.”
Работа данного учащегося интересна тем, что несет в себе большой объем краеведческой информации, имеет познавательный характер. Заинтересованность ребенка данной тематикой видно из формы представления работы. Это не скучный реферат, доклад (что не приемлемо в начальной школе), не сухое изложение материала, а сочинение, основанное на исторических фактах, в котором видно отношение мальчика к своему герою, описываемым событиям. Он смело делает выводы, сопоставляет исторические факты с современностью. Такая кропотливая работа по сбору, оформлению материала (с сентября по апрель) невозможна для учащегося 2 класса без помощи родителей, грамотно выстроенного руководства учителя. Не все исторические факты, явления понятны ребенку 8-летнего возраста, что-то приходилось объяснять, переводить на доступный язык, но это еще больше подталкивало Даниила к поиску нового материала.
Мальчиком был выбран сложный исторический период жизни нашего края, главный герой не широко известная личность, а простой курянин, наш предок, живший 400 лет назад, поэтому информация об этой личности очень скудна. Вместе с тем в данной работе раскрыты не только конкретные исторические факты, но присутствует информация о быте курян, культурных традициях, основных занятиях.
Конкретные знания, добытые самостоятельно, по истории, географии, культуре края в дальнейшем пригодятся для изучения данных предметов в средней и старшей школе, позволят сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Уже сейчас на уроках Даниил охотно вступает в диалог с учителем, спорит с одноклассниками, пытается находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания.
Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера, мальчик за год приобрел специфические умения и навыки: навыки простейшего общения с компьютером, поиска и отбора информации из различных информационных источников; умение выделять главное позволило достойно защитить свой проект на конференции; знания, добытые самостоятельно, позволили четко ответить на вопросы слушателей.
Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.
К сожалению, недостаточность, недоступность для восприятия младшими школьниками материала, низкий уровень знаний азов современных информационно-коммуникативных средств, ограниченный доступ к Интернет ограничивает возможности как детей, так и учителей. Несмотря на все сложности, я считаю, что нужно находить выход из любых ситуаций и создавать условия для творческого и научного поиска. Дети с высокой познавательной активностью и внутренней установкой на исследовательскую деятельность учатся в любой школе, нужно вовремя заметить и поддержать эту заинтересованность.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Формирование ключевых компетентностей, а к ним относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование основных исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.