"Реки". Открытый урок

Разделы: География


Цели и задачи: Сформулировать у учащихся понятие «река», и «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады».

Средства обучения: Географические карты полушарий и России, таблицы: речной системы, атласы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Работа у доски

1. Какие воды входят в состав подземных вод (дать определение каждому типу вод).

2. Зарисовать на доске схему грунтовых вод. Показать на рисунке водоносный и водоупорные слои.

Учитель работает с классом, называя горные породы. Ученики классифицируют их на водоупорные и водопроницаемые: гранит, песок, глина, суглинок, кварцит, мрамор, гравий, гнейс, базальт, известняк.

III. Изучение нового материала

Урок начинается с эпиграфа:

«На реке человек оживал и жил с нею
душа в душу. Он любил свою реку…
В разговорную речь вошли такие
уважительные и ласковые слова, как
Волга-матушка, Амур-батюшка,
Енисей- богатырь, Ока-красавица»
/В.О.Ключевский/

Учитель загадывает загадку: «В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся».

Ученики:

- Это река!

Учитель спрашивает, какие они знают название рек? Стихи, легенды.

Формируется понятие: «река».

Река - это естественный, постоянный водный поток, текущий в понижениях рельефа, по уклону местности в направлении от истока к устью.

Учитель, просит детей выделить из определения новые для них слова.

Ученики выделяют: исток и устье.

Рисунок 1

Учитель: Реки словно голубой сеткой покрывают нашу землю. Каждая из них имеет начало, которое называется - истоком. Одна река вытекает из болота (учитель рисует на доске условный знак болота), другая река начинается из родника (учитель рисует условный знак родника), третья река зарождается на склонах гор.

Четвёртая река начинается из озера.

Послушайте, как описывает исток Волги писатель Ю. Помозов:

Околица села, глинистый пологий скат! Внизу, под горкой, щетинится осокой и хвощом небольшое болото, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге…

Вы медленно опускаетесь с горки… С каждым шагом все ближе милая русская светелка!

И вот вы входите в нее. Все сразу обваливает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.

Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу.

И вот вдруг падаете на колени, всматриваетесь.. не всплеснет, не всколышится ни одна струйка… Тихо, очень тихо в прохладной светелке.

Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где ее заветная колыбель

Вы бережно черпаете священную воду. Она сразу волшебно высветляется… Еще мгновение - и вы подносите ее к губам;

- Здравствуй Волга! Низко-низко кланяюсь тебе…

- Давайте проследим по атласу, как текут реки и где впадают (дети работают с атласами).

Формируется понятие : «устье».

Устье - это место впадения реки в море в одну или другую реку.

Учитель рисует на доске схему и подписывает устье, приток, исток, главное русло.

А теперь в тетрадях напишите заголовок «Речная система» и нарисуйте схему, аналогическую той, которая изображена на доске.

Формирование понятий русло, пойма, долина реки, речная система.

На доске вывешивается таблица: «речная долина».

Учитель обращается с вопросом:

- Назовите прилагательные, которые характеризуют характер рек.

Ученики: узкие речные долины, широкие речные долины, шумные,

сильные, спокойные, ровные, ласковые и т.д.

Ведется запись на доске.

Учитель: - по характеру течение реки бывают горные и равнинные (работа с атласом), ведется сравнительная характеристика по атласу и фотографиям, прикрепленным к доске горных рек и равнинных. Результаты оформляются в виде таблицы.

Сравнение горных и равнинных рек

Черты сходства

Черты различия

   
   
   
   

Учитель:

- По ходу течения река принимает в себя различные реки, которые называются притоками. Различают левые и правые притоки. Как определить правый или левый приток?

Нужно встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это правый приток, слева – левый приток.

Работа с атласом определить притоки рек: Волга, Енисей, Лена и показать по карте России (у доски).

Формирование понятий «бассейн реки и водораздел».

Бассейн реки – территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды.

Водораздел – граница между бассейном рек.

Учитель по карте «России» показывает уральские горы, которые являются водоразделом. С восточного склона вода стекает в реку Обь и ее притоки, с западного склона вода поступает в притоки Волги и некоторых других рек.

Загадка: День и ночь кричит, а голос не устает.

Рисунок 2 /водопад/

Рисунок 3

Учитель рассказывает о порогах и водопадах, показывая при этом схемы: «Пороги», «Водопады».

Найдите на своей карте самый высокий водопад в мире?

Дети работают с картой. Вода его падает с высоты 1054 м., но количество воды, протекающее через этот водопад небольшое. Наиболее мощные водопады Ниагарский и Виктория, (работа с картой).

Учитель:

- Самая порожистая река в нашей стране – Ангара. Сейчас на реке возведены плотины ГЭС, вода перед которыми разлилась, затопив часть порогов. Пороги мешают судоходству. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные.

IV. Закрепление полученных знаний:

Учитель выписывает на доске предложения, дети работая с атласом вместо точек вписывают географические объекты (реки, моря, океаны).

  1. … - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере … и …, на юге …, в центре … и …
  2. Крупными реками Западно-Сибирской равнины является …, … Имеет много притоков, один из них является река … Река … берет начало в Саянах, притоков с Западно-Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … море.
  3. Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - … и …, еще приток Енисея … На севере текут реки … и … и … и … и … несут свои воды в … океан. А … в … море.

V. Домашнее задание: на контурную карту нанести географические объекты, называемые в ходе урока «реки с притоками: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур; водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский»,