Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развитие навыка правописания корня на основе сопоставления двух правил;
  2. Развитие слогового анализа и синтеза; слухового внимания на основе игры «Снежок», зрительного - на основе игр «Помоги Вини-Пуху», «Чей силуэт?»; предупреждение дисграфии; активизация словаря учащихся.
  3. Воспитание аккуратности при оформлении работ в тетрадях.
    Воспитание интереса к уроку русского языка.

Оборудование: таблицы «Правила речи», «Алфавит»; рисунки для проведения пальчиковой гимнастики; игры «Снежная горка», «Чей силуэт?»; рисунок из букв; карточки-задания для предупреждения дисграфии; предметные картинки сказочных героев; индивидуальные карточки для детей; жетоны - снежинки для детей.

Ход урока

I. Организационный момент

Игра « Снежок ».

- Я кидаю вам «снежок» и говорю слово, а вы изменяете его и произносите ласково:

Мёд -………, дуб - ......, пруд - …., остров - ….., трава -……., зима -……, мороз -…….

II. Сообщение темы. Постановка целей урока.

1. Сообщение темы (убрать повторяющийся слог и узнать тему урока)

ЛЯНАЛЯПИЛЯСАНИЕ КОРЛЯНЯЛЯ

2. Постановка целей урока:

  • - Сегодня мы сравним два правила о правописании корня.
  • - На уроке мы будем следить за своей речью. Повторяем правила речи (написаны на стенде)
  • Ваши ответы будут поощряться снежинками.

3. Постановка индивидуальных целей урока:

  • Никита К., Аня С. - следите за своим дыханием.
  • Катя Ч., Ефим Д. –- следите за проговариванием звуков.

ПРАВИЛА РЕЧИ

1. Все звуки произноси четко.
2. Говори выразительно, неторопливо.
3. Не разрывай слова.
4. Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

III. Минутка чистописания:

1. Пальчиковая гимнастика.

  Этот краб ползёт по дну, выставив свою клешню.

Комарик летел и протяжно звенел: «З-З-З-З-З-З».

  Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: «Синь-синь-синь».

2. Упражнения для предупреждение дисграфии.

  • Игра «Чей силуэт?»

  • Игра «Помоги Винни-Пуху ».

- Кто это?

Задание: помоги Винни-Пуху найти буквы, обозначающие парные согласные звуки. Запиши их.

Каких парных согласных не хватает?

  • Индивидуальное задание: Никита К., Катя Ч.,

Узнай и запиши буквы.

.

 3. Письмо слогов.

- С какими словами мы играли вначале урока?
- Запишите первый слог из слов
: мёд, дуб, пруд.
- Запишите второй слог из слов: остров, трава, зима, мороз.
- Какой общий элемент в написании этих слогов? (петелька)

4. Письмо слов.

  • По записанным слогам вспомните двусложные слова и запишите их

(остров, трава, зима, мороз).

  • Запишите слова, при написании которых используется петелька.

 

 

IV. Актуализация необходимых знаний:

  • Беседа с детьми.

- Какая тема урока? Какие правила необходимо помнить при написании корня?

Дети вспоминают правила (слабоуспевающие читают их в своих «Тетрадях для правил»). Выставляют карточки – опоры на наборном полотне.

- Мы сравним правила о правописании корня. Что значит сравнить?

Чем похожи? (надо подбирать проверочное слово.)

Чем различаются? (условием для проверочных слов)

  • Игра «Снежная горка».

Каждый ряд подбирает свои однокоренные слова. Один снежок – одно слово. 1 ряд - СНЕГ, 2 ряд - МОРОЗ.

  • Упражнение для развития зрительного внимания.

Задание: прочитать стихотворение, назвать слова на заданные орфограммы. Использовать сигналы: красный – безударная гласная; зелёный – парная согласная.

Снежная сказка.

Поплясали по снегам.
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.

У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
(С. Погорельский)

V. Закрепление з.у.н. под руководством учителя:

  • Упражнения для предупреждения зрительного утомления.

И. п. (исходное положение) — сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу — выдох. Повторить 5—6 раз.

И. п. — сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.

И. п.— сидя. Смотреть прямо перед собой 2— 3 секунды; поставить палец правой руки вертикально по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку.

И. п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5—6 раз.

  • Работа по учебнику с.244 №244, с.99 №263.

Индивидуальные задания по карточкам:

Никита К.,

Катя Ч.

- Упражнение №244.

Определи, какой корень пропущен в словах.

Напиши однокоренные слова в два столбика. Выдели корень, подчеркни парную согласную в корне. Обозначь ударение.

- Упражнение №263.

Прочитай слова.

Выб..гать, бл..стеть, сп..шить, пос..дить, закр..чать, засв..стеть, уд..вить, забл..стеть, дот..щить, проел..дить, зал..вать.

Подбери к каждому слову проверочное слово. Пиши его перед проверяемым словом. Вставь пропущенные буквы.

VI. Физ. минутка:

«На горке» - каждое движение сопровождается словами.

Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег.

А под горкой спит медведь.

Тише! Тише! Не шуметь!

VII. Самостоятельное закрепление з.у.н. учащимися.

  • Игра «Помоги попугаю Кеше».

Задание: Прочитайте письмо Кеши, исправьте его ошибки.

Здравствуй, Вова!

В деревне земой харашо. Рядом с домом прут. Я люблю поседеть на берегу с удочка. Василий меня учит бегать на лыжах. Я уже обижал лиса.

VIII. Обобщение:

  • Рефлексия урока.

Какая была тема урока?
Какие правила сегодня вспоминали? Чем они похожи?
Чем различаются?
Какое задание понравилось больше всего?
Сколько получили снежинок?

  • Домашнее задание.

Записать по пять слов (+проверочные слова) на каждую орфограмму.