Цели:
- Развитие навыка правописания корня на основе сопоставления двух правил;
- Развитие слогового анализа и синтеза; слухового внимания на основе игры «Снежок», зрительного - на основе игр «Помоги Вини-Пуху», «Чей силуэт?»; предупреждение дисграфии; активизация словаря учащихся.
- Воспитание аккуратности при оформлении работ в тетрадях.
Воспитание интереса к уроку русского языка.
Оборудование: таблицы «Правила речи», «Алфавит»; рисунки для проведения пальчиковой гимнастики; игры «Снежная горка», «Чей силуэт?»; рисунок из букв; карточки-задания для предупреждения дисграфии; предметные картинки сказочных героев; индивидуальные карточки для детей; жетоны - снежинки для детей.
Ход урока
I. Организационный момент
Игра « Снежок ».
- Я кидаю вам «снежок» и говорю слово, а вы изменяете его и произносите ласково:
Мёд -………, дуб - ......, пруд - …., остров - ….., трава -……., зима -……, мороз -…….
II. Сообщение темы. Постановка целей урока.
1. Сообщение темы (убрать повторяющийся слог и узнать тему урока)
ЛЯНАЛЯПИЛЯСАНИЕ КОРЛЯНЯЛЯ
2. Постановка целей урока:
- - Сегодня мы сравним два правила о правописании корня.
- - На уроке мы будем следить за своей речью. Повторяем правила речи (написаны на стенде)
- Ваши ответы будут поощряться снежинками.
3. Постановка индивидуальных целей урока:
- Никита К., Аня С. - следите за своим дыханием.
- Катя Ч., Ефим Д. –- следите за проговариванием звуков.
ПРАВИЛА РЕЧИ
1. Все звуки произноси четко.
2. Говори выразительно, неторопливо.
3. Не разрывай слова.
4. Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.
III. Минутка чистописания:
1. Пальчиковая гимнастика.
Этот краб ползёт по дну, выставив свою клешню.
Комарик летел и протяжно звенел: «З-З-З-З-З-З».
Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: «Синь-синь-синь».
2. Упражнения для предупреждение дисграфии.
- Игра «Чей силуэт?»
- Игра «Помоги Винни-Пуху ».
- Кто это?
Задание: помоги Винни-Пуху найти буквы, обозначающие парные согласные звуки. Запиши их.
Каких парных согласных не хватает?
- Индивидуальное задание: Никита К., Катя Ч.,
Узнай и запиши буквы.
.
3. Письмо слогов.
: мёд, дуб, пруд.- С какими словами мы играли вначале урока?
- Запишите первый слог из слов
- Запишите второй слог из слов: остров, трава, зима, мороз.
- Какой общий элемент в написании этих слогов? (петелька)
4. Письмо слов.
- По записанным слогам вспомните двусложные слова и запишите их
(остров, трава, зима, мороз).
- Запишите слова, при написании которых используется петелька.
IV. Актуализация необходимых знаний:
- Беседа с детьми.
- Какая тема урока? Какие правила необходимо помнить при написании корня?
Дети вспоминают правила (слабоуспевающие читают их в своих «Тетрадях для правил»). Выставляют карточки – опоры на наборном полотне.
- Мы сравним правила о правописании корня. Что значит сравнить?
Чем похожи? (надо подбирать проверочное слово.)
Чем различаются? (условием для проверочных слов)
- Игра «Снежная горка».
Каждый ряд подбирает свои однокоренные слова. Один снежок – одно слово. 1 ряд - СНЕГ, 2 ряд - МОРОЗ.
- Упражнение для развития зрительного внимания.
Задание: прочитать стихотворение, назвать слова на заданные орфограммы. Использовать сигналы: красный – безударная гласная; зелёный – парная согласная.
Снежная сказка.
Поплясали по снегам.
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
(С. Погорельский)
V. Закрепление з.у.н. под руководством учителя:
- Упражнения для предупреждения зрительного утомления.
И. п. (исходное положение) — сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу — выдох. Повторить 5—6 раз.
И. п. — сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.
И. п.— сидя. Смотреть прямо перед собой 2— 3 секунды; поставить палец правой руки вертикально по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку.
И. п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5—6 раз.
- Работа по учебнику с.244 №244, с.99 №263.
Индивидуальные задания по карточкам:
Никита К.,
Катя Ч.
- Упражнение №244.
Определи, какой корень пропущен в словах.
Напиши однокоренные слова в два столбика. Выдели корень, подчеркни парную согласную в корне. Обозначь ударение.
- Упражнение №263.
Прочитай слова.
Выб..гать, бл..стеть, сп..шить, пос..дить, закр..чать, засв..стеть, уд..вить, забл..стеть, дот..щить, проел..дить, зал..вать.
Подбери к каждому слову проверочное слово. Пиши его перед проверяемым словом. Вставь пропущенные буквы.
VI. Физ. минутка:
«На горке» - каждое движение сопровождается словами.
Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег.
А под горкой спит медведь.
Тише! Тише! Не шуметь!
VII. Самостоятельное закрепление з.у.н. учащимися.
- Игра «Помоги попугаю Кеше».
Задание: Прочитайте письмо Кеши, исправьте его ошибки.
Здравствуй, Вова!
В деревне земой харашо. Рядом с домом прут. Я люблю поседеть на берегу с удочка. Василий меня учит бегать на лыжах. Я уже обижал лиса.
VIII. Обобщение:
- Рефлексия урока.
Какая была тема урока?
Какие правила сегодня вспоминали? Чем они похожи?
Чем различаются?
Какое задание понравилось больше всего?
Сколько получили снежинок?
- Домашнее задание.
Записать по пять слов (+проверочные слова) на каждую орфограмму.