Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Многие годы одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является сотрудничество ДОУ с семьей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
А. Б. Орлов, доктор психологических наук /Исследовательский Центр семьи и детства Российской академии образования/, особо подчеркивает, что “Современная семья является такой экспериментальной площадкой, на которой не прекращается эксперимент. во-первых, с социальной ориентацией семьи, во-вторых, с личностью каждого члена и, в-третьих, с браком….”. Поэтому главной целью сотрудничества педагогов нашего детского сада с семьей, является: помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, с ориентацией на психологию ребенка; осознания проблем в межличностных отношениях ребенка с взрослыми и детьми дома, пути их решения.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет родителей”. По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, безработные и неработающие; много неполных семей, имеются семьи с детьми –инвалидами и родителями- инвалидами, многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом” также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается. В каждой группе изучаются родословная каждой семьи, и заполняется генеалогическое древо. За основу взята разработка “Генеалогическое древо” в журнале “Обруч” №4, 1998.
Анкетирование родителей также показало, что многие отцы заботятся только о том, чтобы обеспечить ребенка материально, уклоняются от участия в его играх, отказываются заниматься с детьми. На родительских собраниях также в основном присутствуют мамы и очень редкими гостями являются папы.
Все это побудило нас провести в старших группах родительские собрания для отцов. В предстоящей работе мы не ставили перед собой сложных задач, а хотели научить простому, следуя мудрому выражению “Педагогику знают все – воспитывать, умеет не каждый”. Особый интерес вызвало прослушивание магнитофонной записи с высказываниями детей о своих отцах, где дети отвечали на вопросы воспитателя в непринужденной беседе. Нас порадовала реакция отцов. Они ждали как приговора ответов детей, так их серьезно взволновала нравственная оценка себя самого со стороны ребенка. Вот некоторые вопросы:
- Чем ты занимаешься с папой дома после возвращения из детского сада?
- Ссоритесь ли вы с папой?
- Наказывают ли тебя папа с мамой за плохой поступок, если да то как?
Далее педагог-психолог детского сада провела анализ детских рисунков на тему: “Чем папа занимается дома?”. Этот анализ ошеломил пап – в зале стояла мертвая тишина. Дети нарисовали пап, лежащих на диване, и, читающих газету. Отцы открыто высказывали свое отношение к проблеме взаимоотношений отцов и детей, предлагали разумные пути ее решения.
Уже не первый год работает клуб для родителей “Росток” с целью психолого-педагогического консультирования родителей из неблагополучных семей. Занятия в клубе проводят врач-педиатр, педагог-психолог, заведующая, воспитатели и специалисты, в том числе приглашенные. Тематика занятий разнообразна:
- -“Авторитет родителей - что это такое?”, “Врожденное и приобретенное в характере ребенка”,
- -“Тревожные дети. Неврозы у детей”.
По запросу родителей воспитанников педагогом-психологом был разработан цикл практических занятий для недельного психологического тренинга для родителей совместно с детьми. Цель его: активизировать родителей, сблизить их, познать себя и своего ребенка, дать необходимые психолого-педагогические рекомендации по воспитанию дошкольников. Первое занятие проводится с родителями, последующие - с детьми и родителями. Данная форма работы оказалась востребованной и теперь проводится с родителями воспитанников каждой вновь сформированной группы.
В нашем детском саду имеются свои педагогические традиции:
- Одной из них является ежегодное проведение конкурса “Мисс Осень”, с участием девочек подготовительных групп и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но их мам. Ведь мамы вместе с дочками участвуют во всех конкурсах, танцевальном, вокальном, кулинарном и др.
- Другой очень теплой традицией является ежегодное проведение в ноябре “Дня матери”. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для нее подарки, познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются многодетные мамы из числа родителей, сотрудников и “знаменитых” бабушек. В теплой обстановке, за чашкой чая, проходит чествование женщин – матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям. Музыкальные руководители показывают небольшой видео репортаж о буднях и радостях семьи этих женщин.
Одной из основной формой работы с родителями остается родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, по типу популярных передач “Моя семья”, “Устами младенцев”, которые теперь широко используют на практике. Так, например, было проведено общее родительское собрание по типу популярной передачи “Моя семья” на тему: “Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании детей”. Были приглашены 4 семьи, которые представили свою визитную карточку, т.е. рассказали о составе семьи, любимых занятиях и увлечениях. На этом собрании были представлены эксперты: родители, специалисты детского сада. Получилась очень интересная дискуссия, в ходе которой родители высказывали свое отношение к семейному и общественному воспитанию. В заключении заведующая зачитала следующее обращение к родителям:
- Детский сад является хорошим дополнением к хорошему дому, но он никогда не сможет заменить ребенку семью.
- Никогда не отдавайте ребенка в д./сад, только потому, что у вас родился еще малыш, даже если это облегчит вашу жизнь. Ребенок истолкует ваше решение как изгнание, сделав вывод, что предпочитаете ему новорожденного.
А в прошлом учебном году на общем родительском собрании дети совместно с педагогами подготовили театрализованное представление “Цирк”, с демонстрацией детских костюмов, изготовленных руками родителей. Данное мероприятие выявило высокую заинтересованность родителей жизнью детей в д./саду.
Предлагаем Вашему вниманию методические разработки из опыта работы коллектива педагогов нашего детского сада:
1. Памятка для воспитателей по организации
родительских собраний
- организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в д./саду;
- создать комфортную обстановку для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т.д.);
- вести живую беседу, избегая чтения написанного;
- обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива;
- не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной форме. Педагог должен завоевать доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей;
- если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;
- желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в папку рисунки и аппликации каждого ребенка;
- в конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, посоветоваться, что записать, сфотографировать из жизни детей в д./саду.
- Групповые родительские собрания оформляются протоколом, где фиксируются тема собрания, количество присутствующих, поставленные вопросы, решение собрания. Тетрадь протоколов хранится в группе.
2. Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности:
- В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму (“мягкая” или “жесткая”) обращения родителей с детьми: употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и т.п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, телесные контакты –касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).
- Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
- Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге “Общая психодиагностика” под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987).
- Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
- У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
- Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
- Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
- После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности “снять” родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
- Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в обращении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
3. Содержание и формы работы с родителями
Цель: повышение педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста для выработки единых подходов.
Формы работы |
Содержание работы |
1. Рекламный блок:
|
|
2. Блок: |
|
3. Блок: |
|
4. Блок: |
Общее:
Групповые родительские собрания:
|
5. Блок:
|
|
6. Блок:
|
Консультации специалистов
(учителей-логопедов, учителей-дефектологов,
педагога-психолога):
|
7. Блок:
|
|
8. Блок:
|
|