Цели урока:
- повторение, обобщение и структуирование пройденного материала;
- проверить уровень усвоения изученного материала, научить применять;
- исторические знания на практике, подводить итоги в нетрадиционной форме.
План урока:
Основные понятия:
- “норманнская теория”,
- союзы племен,
- усобицы,
- феодализм,
- виды феодально-зависимых крестьян,
- Боярская дума,
- князь,
- дружина,
- половцы,
- хазары,
- печенеги,
- община,
- индоевропейцы,
- вотчина
- натуральное хозяйство,
- государство,
- полюдье,
- уроки,
- погосты,
- “Русская Правда”,
- десятина,
- христианство,
- православие,
- язычество,
- восточные славяне.
Основные даты:
- Выдающиеся личности: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав, Борис и Глеб, Илларион, Феодосий Печорский.
Оборудование урока:
- карта “Киевская Русь в IX-XII вв.”,
- репродукции с изображениями князей изучаемого периода,
- подготовленные заранее листы для самостоятельной работы,
- листы с заданиями по трем уровням,
- задания с выдержками из исторических источников с исходным противоречием.
ХОД УРОКА.
- Сегодня на уроке мы повторяем и закрепляем свои знания по теме “Киевская Русь”, и, для начала. Я предлагаю вам в качестве разминки подумать над таким вопросом: как динамика развития хозяйства связана с динамикой развития общественных отношений. Для решения этой задачи попробуем составить логическую цепочку взаимосвязи. (обучающиеся предлагают звенья причинно-следственной связи, а учитель записывает на доске, ребята, соответственно в тетрадях). –3мин.
- Теперь, когда учащиеся настроены на активную работу, можно провести письменный опрос. На заранее подготовленных листах даны задания разного уровня. При решении определенного уровня заданий обучающиеся переходят на следующий уровень, а затем на третий. Пример: даются два варианта заданий по три уровня, каждый уровень находится на одном из трех рядов. Перемещение с ряда на ряд дает несколько секунд для переключения с одного вида заданий на другой и небольшой отдых (здоровье сберегающие технологии). Листы с выполненными заданиями сдаете через 15 минут, возвращаясь на свое место. ( приложение 1.doc)
- Естественным в развитии любого государства, и Киевская Русь – не исключение, является правление князей (королей). Правление каждого из них – это своеобразные этапы (эпохи). Каждый правитель привносит новизну в общественные отношения, вырабатываются новые Уставы, правила… Кто-то остается в памяти людской, а некоторых есть только сухие записи летописей и хроник.
- Подводя итоги работы над темой “Киевская Русь”, давайте в качестве вывода составим синквейн.
- Домашнее задание по выбору. Тема “Киевская Русь”
п/огневое----накопл обраб земли---пахотное земле------------ трехполье
+усоверш ор.труд------рост произ-ва и кач-ва расслоение
населения
Союз племен сосед община углубление
--------------------- ---------------- расслоения
Родовая община вождь, совет
вождь ----------------------------------- Дружина молодш.и старш.
дружина
совет племени
Прежде чем перейти к проверочной работе давайте вспомним всех князей, правивших в Киевской Руси последовательно. Когда обучающиеся называют имена правителей, они же и выставляют у доски по порядку правления князей картины с их изображениями. 3мин.
? – приведите примеры к этому высказыванию и аргументируйте. Наиболее яркие примеры – кн. Ольга и кн. Святослав, но ребята могут привести и другие примеры. – 5 мин.
И теперь, поделившись на группы, попробуем решить некоторые противоречия в правлении некоторых князей.
Ученики работают по заранее сформированным группам с документами. (приложение 2.doc) 10 мин.
На примере правления этих князей Киевской Руси, мы видим как постепенно, но верно Древняя Русь становится Велико державой.
Правила составления синквейна:
1-ая строка – одно слово –существительное,-в которое переформулирована тема занятия.
2-ая строка – два слова – прилагательных – описывающие тему.
3-я строка – три слова – глаголы – описывающие действия в рамках темы.
4-ая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5-ая строка – одно слово, синоним первого, повторяющее сущность темы. 3мин.
Пример:
Русь
Киевская. Величественная.
Растет. Крепнет. Развивается
Киевская Русь – великое государство.
Отечество.
- Конкурс шпаргалок. Оценивается глубина раскрытия темы, компактность изложения и ее изложение.
- Составить генеалогическое древо Мономаховичей.