Как у наших у ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И вышел бутерброд
Из ворот,
И попал бутерброд
Прямо... в рот.
На экране появляется слайд: в лесу стоит сказочный домик, из которого появляется бутерброд и попадает девочке в рот.
- Вы уже догадались, о какой системе органов человека мы будем сегодня говорить?
На экране появляется слайд с названием темы: “Система органов пищеварения человека. Путешествие бутерброда”.
На экране появляется слайд “Система органов пищеварения”.
-Давайте вместе с бутербродом отправимся в путешествие по системе органов пищеварения человека и попробуем разобраться, куда попадает съеденный бутерброд.
Совместное открытие знаний.
Первая наша “остановка”- ротовая полость.
На экране появляется слайд “Ротовая полость”.
- С чем же встретится бутерброд в ротовой полости сначала? (С зубами).
- В прошлом году мы говорили, что человек относится к млекопитающим. Поэтому ему присущи те же признаки, что и млекопитающим. Вспомните из курса “Окружающего мира” 3 класса, какие зубы есть у млекопитающих?
На экране появляется слайд: бутерброд задаёт вопрос.
- Давайте ответим на вопрос и выполним задание № 2 на стр.20 в тетради. Коллективная проверка после самостоятельного выполнения задания.
На экране появляется слайд с фотографиями ребёнка и взрослого человека.
Чтение текста о зубах в учебнике стр.20.
- Надо ухаживать за зубами, так как они могут разрушаться.
- Как называется заболевание зубов? (Кариес)
- Что надо делать, чтобы зубы долго оставались здоровыми и красивыми? (Дети предлагают свои правила ухода за зубами).
На экране появляется слайд “Ротовая полость”.
Чтение текста учебника стр. 20 о роли языка и слюнных желёз в пищеварении.
На экране появляется слайд “Система органов пищеварения”.
Чтение текста учебника стр. 20-21 о других органах системы пищеварения.
Дополнительный материал по теме.
Печень – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.
Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров, тогда как длина толстой кишки всего 2 метра.
Чтение текста учебника стр. 21 о защитных механизмах организма.
Физкульминутка.
- Что такое обмен веществ?
- Из каких веществ состоит пища человека? У вас на партах лежат упаковки с вафлями. Давайте посмотрим, какие вещества входят в их состав и сколько энергии они содержат?
На экране появляется слайд “Три основных типа органических веществ: белки, жиры, углеводы”.
Чтение текста учебника стр. 22 о значении слов “переваривание пищи”.
На экране появляется слайд “Схема строения бутерброда”.
На экране появляется слайд “Молекулы органических веществ”.
- Как используются поглощённые организмом органические вещества?
На экране появляются слайды “Построение мышц из молекул”, “Получение из молекул энергии”.
На экране появляется слайд “Витамины и минеральные вещества”.
- Кроме белков, жиров и углеводов организму человека необходимы витамины и минеральные вещества. Витамины – низкомолекулярные органические вещества, выполняющие важнейшие регулирующие функции. Они не используются непосредственно для построения тканей, но без них обмен веществ нарушается и организм может погибнуть (например, при недостатке витамина С возникает болезнь цинга). Растения вырабатывают витамины самостоятельно, а животные потребляют их вместе с пищей.
Другая важная группа веществ, которые должна содержать пища – минеральные вещества, которые дают нашему организму все необходимые элементы. Так, например, для нормального роста скелета необходим фосфор и кальций, который мы получаем из пищи в виде минеральных веществ.
Самостоятельное применение знаний.
На экране появляется слайд “Бутерброд задаёт вопрос”.
Самостоятельная работа: учебник стр.24 задание 5 (путешествие яблока).
На экране появляется слайд “Проверка самостоятельной работы”.
Подведение итога урока.
- Каковы же функции системы органов пищеварения?
На экране появляется слайд-вывод урока: “Органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами”.
На экране появляется слайд “Домашнее задание”.
Урок 4, стр.23 вопросы, стр.24 задание 6.