Программа дополнительного образования: "Экология России". 6—7-е классы

Разделы: Экология


На современном этапе развития Российского государства резко обострилась экологическая ситуация в стране. Создается опасность для здоровья нынешнего и воспроизводства будущих поколений. Идет процесс расширения особо неблагополучных экологических зон, дальнейшее экологическое развитие которых без надлежащих мер по охране природы может привести к образованию обширных зон экологического бедствия. В соответствии с решениями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года) требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс, охватывающий все ступени обучения. Необходимым звеном в этой цепи является изучение экологических проблем России, многообразие ее экосистем, их строения и развития.

Целью экологического образования является, становление экологический культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина.

В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами страны, своей Родины - России.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание: потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - этического восприятия и оценка состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Программы и учебник “ Экология России” рассматривают экологию с двух сторон: как науку о взаимосвязях организма и популяции со средой: и как комплексную науку о взаимодействиях природы и общества (человека).

Ведущей идеей изучения нового предмета должна стать мысль о необходимости рационального природопользования. Идея рационального использования ресурсов и природы России должна пронизывать все уроки, все занятия, какой бы учебный материал ни изучался: от уровня строгих концептуальных положений до учебного материала, несущего интересные, занимательные или увлекательные сведения. Настоящая программа предназначена для учащихся 6-7-x классов средних общеобразовательных учреждений и других учебных заведений базисного уровня обучения.

Материал программы курса “ Экология России” неразрывно связан с теми знаниями, которые учащиеся получают по биологии, химии, географии, физике.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА Общее кол-во часов В том числе
теория практика
1. Знакомство с учебником и его концепцией. 1 1  
2. Что изучает экология 2 1 1
3. Экосистема 6 3 .5
4. Экологическое равновесие естественных экосистем. 7 5 2
5. Рациональное природопользование. Естественные экосистемы России 5 4 1
6. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы). 5 4 1
7. Городские и промышленные экосистемы. 3 2 1
8. Охрана природы 2 1 1
9. Будущее человечества 4 5 1
  ИТОГО 35    

 35 часов 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает экология. Экология - наука XX века, история развития экологических идей. Что изучает экология. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические “ Законы” Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура экологии.

Практическая работа: Работа со справочным материалом с целью составления графиков, схем, диаграмм.

Экосистема.

Определение и общая характеристика экосистемы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность четырех классов экосистем. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Разнообразие почва России. Биосфера - самая крупная экосистема Земли. Изменения, происходящие в результате деятельности людей. Основные биосферные циклы веществ.

Практическая работа: Составление пищевых цепей, круговорота веществ в биосфере.

Экологическое равновесие естественных экосистем.

Понятие экологического равновесия. Экологические сукцессии. Горизонтальные взаимоотношения организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организмами. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциации экологических ниш.

Типы поведения (стратегии) организмов: три группы организмов по способу выживания. Биологическое разнообразие как один из главных признаков экосистемы. Примеры экологических сукцессии под влиянием внутренних и внешних факторов. Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.

Практическая работа: Составление схем динамики экосистем.

Самостоятельная работа: Подготовка по литературным данным письменной работы (реферата) по одному из типов поведения организмов (по А.Г. Ременскому).

Естественные экосистемы России и их использование.

Значение лесных экосистем. Принципы рационального использования лесных экосистем. Степные экосистемы. Особенности луговых экосистем. Экосистемы тундры, болот. Особенности пресноводных экосистем и их рациональное использование. Морские экосистемы.

Практическая работа: Составление диаграмм и графиков продуктивности разных экосистем, сравнительная характеристика. Работа со справочным материалом.

Сельскохозяйственные экосистемы.

Общее представление об агроэкосистеме. Почва - главный ресурс агроэкосистемы. История обработки почвы. История севооборотов. Экология животноводства и биоконверсия. Виды сельскохозяйственного загрязнения. Энергосбережение в сельском хозяйстве. Роль и место “ зеленых революций ” в развитии агроэкосистем.

Практическая работа: Составление графиков, схем, картосхем, диаграмм степени загрязненности региона по статистическим данным.

Городские и промышленные экосистемы. Общая характеристика городских экосистем. Особенности промышленного загрязнения среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Экология автомобильного транспорта. Экологическая роль зеленых растений в городе. Квартира как экосистема. Возможные источники загрязнения квартиры.

Практическая работа: Изучение закономерностей в расположении городских агломераций на карте страны и степени их загрязненности различными веществами.

Охрана природы.

Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Кто охраняет природу в России. Экологический мониторинг.

Практическая работа: Изучение особо охраняемых территорий района.

Будущее человечества.

Перспективы развития энергетики. Нетрадиционные формы энергетики: использование солнечной энергии, энергия ветра, энергия приливов и отливов, геотермальных источников. Энерго- и ресурсосбережение. Проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского подхода. Международное сотрудничество в охране окружающей среды.

Практическая работа: Динамика численности населения Земли.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Б.М. Маркин, Л.Г. Наумова, “Экология Росси”. М. АОМДС, Юнисам, 1995 г.
  2. Т.А. Козлова Н. Мягкова Н.И.Сонин Экология России, (дидактические материалы). М. АОМДС, Юнисам, 1995 г.
  3. Т.А. Козлова А.Н. Мягкова Н.И. Сонин Экология России. (Рабочая тетрадь 1и 2 часть). М. АОМДС, Юнисам, 1995 г.
  4. Экологические очерки о природе и человеке под редакцией Б. Гржимека, М. “Прогресс”, 1988 г.
  5. Е.Н. Анашкина “300 вопросов и ответов о домашних животных”, Ярославль, “ Академия развития”, 1997 г.
  6. В.А. Алексеев “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.
  7. Ф. Баситаник “Экология для учащихся 9-11 классов” и поступающих в ВУЗы”. (ответы на экзаменационные билеты), Волгоград “ Учитель”, 1999 г.
  8. В.В. Балабанова Т.А. Максимцева “ Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”. Волгоград “ Учитель” 2001 г.