На современном этапе развития Российского государства резко обострилась экологическая ситуация в стране. Создается опасность для здоровья нынешнего и воспроизводства будущих поколений. Идет процесс расширения особо неблагополучных экологических зон, дальнейшее экологическое развитие которых без надлежащих мер по охране природы может привести к образованию обширных зон экологического бедствия. В соответствии с решениями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года) требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс, охватывающий все ступени обучения. Необходимым звеном в этой цепи является изучение экологических проблем России, многообразие ее экосистем, их строения и развития.
Целью экологического образования является, становление экологический культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина.
В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами страны, своей Родины - России.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание: потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - этического восприятия и оценка состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Программы и учебник “ Экология России” рассматривают экологию с двух сторон: как науку о взаимосвязях организма и популяции со средой: и как комплексную науку о взаимодействиях природы и общества (человека).
Ведущей идеей изучения нового предмета должна стать мысль о необходимости рационального природопользования. Идея рационального использования ресурсов и природы России должна пронизывать все уроки, все занятия, какой бы учебный материал ни изучался: от уровня строгих концептуальных положений до учебного материала, несущего интересные, занимательные или увлекательные сведения. Настоящая программа предназначена для учащихся 6-7-x классов средних общеобразовательных учреждений и других учебных заведений базисного уровня обучения.
Материал программы курса “ Экология России” неразрывно связан с теми знаниями, которые учащиеся получают по биологии, химии, географии, физике.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Знакомство с учебником и его концепцией. | 1 | 1 | |
2. | Что изучает экология | 2 | 1 | 1 |
3. | Экосистема | 6 | 3 | .5 |
4. | Экологическое равновесие естественных экосистем. | 7 | 5 | 2 |
5. | Рациональное природопользование. Естественные экосистемы России | 5 | 4 | 1 |
6. | Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы). | 5 | 4 | 1 |
7. | Городские и промышленные экосистемы. | 3 | 2 | 1 |
8. | Охрана природы | 2 | 1 | 1 |
9. | Будущее человечества | 4 | 5 | 1 |
ИТОГО | 35 |
35 часов 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает экология. Экология - наука XX века, история развития экологических идей. Что изучает экология. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические “ Законы” Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура экологии.
Практическая работа: Работа со справочным материалом с целью составления графиков, схем, диаграмм.
Экосистема.
Определение и общая характеристика экосистемы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность четырех классов экосистем. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Разнообразие почва России. Биосфера - самая крупная экосистема Земли. Изменения, происходящие в результате деятельности людей. Основные биосферные циклы веществ.
Практическая работа: Составление пищевых цепей, круговорота веществ в биосфере.
Экологическое равновесие естественных экосистем.
Понятие экологического равновесия. Экологические сукцессии. Горизонтальные взаимоотношения организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организмами. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциации экологических ниш.
Типы поведения (стратегии) организмов: три группы организмов по способу выживания. Биологическое разнообразие как один из главных признаков экосистемы. Примеры экологических сукцессии под влиянием внутренних и внешних факторов. Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Практическая работа: Составление схем динамики экосистем.
Самостоятельная работа: Подготовка по литературным данным письменной работы (реферата) по одному из типов поведения организмов (по А.Г. Ременскому).
Естественные экосистемы России и их использование.
Значение лесных экосистем. Принципы рационального использования лесных экосистем. Степные экосистемы. Особенности луговых экосистем. Экосистемы тундры, болот. Особенности пресноводных экосистем и их рациональное использование. Морские экосистемы.
Практическая работа: Составление диаграмм и графиков продуктивности разных экосистем, сравнительная характеристика. Работа со справочным материалом.
Сельскохозяйственные экосистемы.
Общее представление об агроэкосистеме. Почва - главный ресурс агроэкосистемы. История обработки почвы. История севооборотов. Экология животноводства и биоконверсия. Виды сельскохозяйственного загрязнения. Энергосбережение в сельском хозяйстве. Роль и место “ зеленых революций ” в развитии агроэкосистем.
Практическая работа: Составление графиков, схем, картосхем, диаграмм степени загрязненности региона по статистическим данным.
Городские и промышленные экосистемы. Общая характеристика городских экосистем. Особенности промышленного загрязнения среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Экология автомобильного транспорта. Экологическая роль зеленых растений в городе. Квартира как экосистема. Возможные источники загрязнения квартиры.
Практическая работа: Изучение закономерностей в расположении городских агломераций на карте страны и степени их загрязненности различными веществами.
Охрана природы.
Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Кто охраняет природу в России. Экологический мониторинг.
Практическая работа: Изучение особо охраняемых территорий района.
Будущее человечества.
Перспективы развития энергетики. Нетрадиционные формы энергетики: использование солнечной энергии, энергия ветра, энергия приливов и отливов, геотермальных источников. Энерго- и ресурсосбережение. Проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского подхода. Международное сотрудничество в охране окружающей среды.
Практическая работа: Динамика численности населения Земли.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Б.М. Маркин, Л.Г. Наумова, “Экология Росси”. М. АОМДС, Юнисам, 1995 г.
- Т.А. Козлова Н. Мягкова Н.И.Сонин Экология России, (дидактические материалы). М. АОМДС, Юнисам, 1995 г.
- Т.А. Козлова А.Н. Мягкова Н.И. Сонин Экология России. (Рабочая тетрадь 1и 2 часть). М. АОМДС, Юнисам, 1995 г.
- Экологические очерки о природе и человеке под редакцией Б. Гржимека, М. “Прогресс”, 1988 г.
- Е.Н. Анашкина “300 вопросов и ответов о домашних животных”, Ярославль, “ Академия развития”, 1997 г.
- В.А. Алексеев “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.
- Ф. Баситаник “Экология для учащихся 9-11 классов” и поступающих в ВУЗы”. (ответы на экзаменационные билеты), Волгоград “ Учитель”, 1999 г.
- В.В. Балабанова Т.А. Максимцева “ Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”. Волгоград “ Учитель” 2001 г.