Урок-путешествие в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • изучить сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд;
  • закрепить знание нумерации двузначных чисел, умение решать текстовые задачи;
  • развивать аналитические способности, логическое мышление, интерес к предмету;
  • воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине, поселку, труду взрослых.

Оборудование. Рисунки теплохода, остановок, индивидуальные наборы “Танграм”.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительная беседа

Учитель. В этом году у нашего поселка “Куйбышевский Затон” юбилей. Ему исполняется 50 лет. Наш посёлок расположился на реке Волга, по которой плавают танкера, теплоходы, лодки. Танкера перевозят нефть, мазут. На танкерах работают ваши родители. Сегодня начинается навигация. Мы с вами отправляемся путешествовать на теплоходе. Я буду капитаном, а вы – моя команда. Сели удобнее и вперед!

II. Актуализация опорных знаний

У. Мы подошли к первой остановке “Счётово”. Нужно выполнить несколько заданий.

1) Счет от 1 до 20 (прямой и обратный).

2) Счет от 24 до 37, от 56 до 49.

3) Назовите последующее число 37, 48, 68.

4) Назовите предыдущее число 40, 50, 80.

5) Назовите соседей чисел 26, 48, 99.

На доске записаны числа

64, 24, 62, 67, 26, 29, 7.

У. Прочитайте числа

Дети читают хором.

У. Сколько в каждом числе десятков и единиц?

Дети отвечают.

У. На какие группы можно разделить данные числа?

Д. На две группы: однозначные и двузначные числа.

У. Молодцы! Хорошо справились с заданиями. Отправляемся дальше. Наш теплоход подходит к следующей остановке “Рыбинск”.

Здесь мы с вами порыбачим. Но чтобы поймать рыбку, надо представить числа, записанные на рыбках, в виде суммы разрядных слагаемых.

Дети отвечают, а учитель пишет на рыбках.

У. Отличный улов у нас получился. А сейчас отдохнем.

Физминутка “Рыбки”

Рыбки плавали, ныряли
В чистой свеженькой воде.
(Руки плавно разводим в стороны.)
То сойдутся (руки плавно смыкаются),
Разойдутся (руки разводим в стороны),
То зароются в песке (круговые движения кистями рук у груди).

У. Хорошо отдохнули, а теперь путешествуем дальше.

III. Проблема, пути решения. Открытие нового

У. Мы подходим к следующей остановке “Сложенинск и вычитаинск” и вот следующее задание.

На доске.

  • 12 + 4
  • 50 + 8
  • 29 - 9
  • 36 - 30
  • 43 + 22

У. Найдите значение выражений.

Дети решают в тетрадях.

У. Значение какого выражения вычислить было трудно?

Д. Последнего выражения 43 + 22.

У. Как решить эту проблему?

Д. Каждое из чисел представим в виде суммы разрядных слагаемых. К десяткам прибавим десятки, а к единицам – единицы.

У. Давайте проиллюстрируем решение примера графической моделью.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

У. Удобна ли подобная запись?

Д. Такая запись решения неудобна.

У. Давайте запишем числовое выражение и найдем его значение.

43 + 22 = 65

У. Какое получилось открытие?

Д. Чтобы сложить двузначные числа, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.

У. А теперь найдем значение следующего числового выражения.

47 – 34 = 13

У. Как здесь поступим?

Д. Из десятков вычтем десятки, а из единиц – единицы.

У. Запишите решение в тетрадь. А теперь какое открытие сделали?

Д. Чтобы вычесть двузначные числа, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.

IV. Первичное закрепление

У. Предлагаю вам решить примеры.

На доске.

Первый и второй столбик с комментированием, а третий – самостоятельно. Взаимопроверка.

У. Путешествие продолжается. Следующая остановка “Задачинск”.

На этой остановке будем решать задачи.

Задача №1. Рыбак поймал 35 рыб. Из них 11 были большие, а остальные маленькие. Сколько маленьких рыб поймал рыбак?

У. Что неизвестно в задаче?

Д. В этой задаче неизвестна часть.

У. Как находим часть?

Д. Чтобы найти часть, из целого вычтем другую часть.

Запись решения задачи в тетрадь. Затем следует взаимопроверка.

Задача №2. На теплоходе путешествовали 20 мужчин, 30 женщин и 8 детей. Сколько человек было на теплоходе?

У. Что неизвестно во второй задаче?

Д. Во второй задаче неизвестно целое.

У. Как найти целое?

Д. Чтобы найти целое, надо сложить части.

У. Запишите решение задачи в тетрадь. Проверьте.

У. Молодцы, ребята! И на этой остановке справились с заданиями. А теперь пора отдохнуть.

Физминутка “Теплоход”.

От зеленого причала
Оторвался теплоход. Раз, два.
(Ребята встают из-за парт.)
Он назад шагнул сначала. Раз, два.
(Делают два шага назад.)
А потом шагнул вперед. Раз, два.
(Шаги вперед.)
А потом поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход.
(Ходьба на месте.)

V. Конструирование

У. Наше путешествие подходит к концу. Но у нас есть еще одна остановка, которая называется “Геометринск”.

Приготовьте “Танграм”. Внимательно рассмотрите фигуру цапли и по памяти соберите.   (Работа в парах.)

VI. Возвращение домой

У. Наше путешествие подходит к концу. Что узнали нового?

Д. Мы узнали, как складывать и вычитать двузначные числа.

У. Какое задание понравилось?

Ответы детей.

У. Все ребята молодцы! Очень хорошо отвечали, думали, решали. Путешествие удалось.