Дизайн и декоративно-прикладное творчество

Разделы: Технология


Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой, потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретатели, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество:

1. Всякое мышление является творческим.

2. Творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности учащихся. В одних случаях он носит характер познавательной, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат-уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

Технология – это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Изучение области “Технология” базируется на научной основе широкого спектра наук, включает, наряду с традиционными, распространенными, новые эффективные и перспективные технологии. Новая интегрированная область “Технология” предполагает наличие различных блоков модулей. Проектный метод обучения предполагает не только “разбудить” дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Декоративно-прикладное творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь, с техническим и художественным. На уроках технологии результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы, художественно-конструкторские решения внешнего вида изделий, образцов интерьера, оформление проектных работ, что принято называть дизайном.

Говоря о дизайне, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Постоянное стремление человека к новизне, к изменению всех форм проявления культуры, заставляло людей искать новые формы и конструкции. С древних времен с этим связана деятельность дизайнера-модельера. Правда, раньше художников, причастных к созданию костюма, так не называли. Это были мастера по кружеву, вышивке; ремесленники, работающие над рисунками тканей; портные и т.д., что является неотъемлемой частью декоративно-прикладного творчества. В перспективном развитии дизайна мы подразумеваем перспективное развитие декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии в проектных работах рассматривается множество видов декоративно-прикладного творчества и новые формы дизайна. Например, в разделе моделирования можно предложит работу с нестандартными материалами.

Анализ исследований, посвященный проблеме развития творческих способностей, позволяет сделать вывод о неразрывности понятий дизайна и декоративно-прикладного творчества в структуре учебно-познавательного процесса “Технология”.

Тема: Созидатели красоты

Цель:

  • дать учащимся представление о моделировании и новых формах дизайна одежды;
  • совершенствовать умение работы с нестандартными материалами;
  • развивать творческое мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного, развивать эстетический вкус.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, мелодия “ППК”; модели из нестандартных материалов.

Ход мероприятия

Ведущая 1: Вопрос “Кем быть?” неизбежно встаёт перед каждым из нас. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг. Можно стать артистом, но, не имея таланта не гореть, а тлеть на этом поприще. А можно быть артистом, талантливейшим артистом в любой сфере производства. Нужно любить свою профессию, отдавать её сердце и душу. Профессия модельера, если не главнейшая, то одна из главных в мире. Ведь от того, как нас оденут, зависит не только наше настроение, но и самочувствие. Кто-то из великих сказал: “Модельеру, как и врачу, дана власть над настроениями людей. От их труда зависит работоспособность и здоровье…”

Ведущая 2: Ещё древние мудрецы утверждали, что одна из характерных способностей, которая делает человека человеком, это стремление хорошо выглядеть, хорошо одеваться. В средних веках во время показа моды объявлялось перемирие в войнах.

Сегодня крупнейшие центры МОДЫ Запада за семью замками хранят секреты силуэтов ведущего сезона.

Ведущая1: Как рождается мода? Только не задавайте этот вопрос художнику- модельеру. Раскройте свежую газету, посмотрите телевизионную передачу, узнайте о технических и научных новинках, вслушайтесь в ритм современной музыки, пойдите в театр, на стадион, просто пройдите по улицам города, иными словами постарайтесь почувствовать пульс сегодняшней жизни. Поэт воссоздает мир в стихах, художник - в полотнах, модельер – в одежде. В этом трудность… и счастье работы модельера.

Чтец: Всё началось в пещерный век,
И только-только состоялся человек.
Себя, увидев в зеркале воды,
Одна мадам пошла против судьбы.
Сказала мужу: “Исцарапана я вся!
Ну что за вид? Где бархатистость кожи?
Как хочешь – шубу отыщи,
Чтоб на богиню я была похожа!”
И вот с тех пор, века прошли и годы
Мы, женщины (мужчины впрочем, тоже) жертвы моды!
О, сколько трат и сколько драм,
Насмешек сколько и упрёков, со стороны элитных дам.
А ныне подиум - Олимп он и Парнас.
Его все Золушки провинции штурмуют.
Для публики – восторг, сиянье глаз,
Модели шоу-бизнес атакуют.

Ведущая 2: Профессиональные модельеры в XX веке создали так называемую “высокую моду”.

Первые дома моделей появились во Франции ещё в конце XIX века, когда модельер Гастон Ворт основал фирму “От кутюр”. Часть его моделей покупали состоятельные люди, а часть продавали специально для копирования. Сначала моды показывали на скачках, светских приёмах и театральных премьерах. Сейчас демонстрация новых коллекций одежды сами являются культурными событиями.

Ведущая 1: Девушки демонстрирую фасоны, разработанные на уроках технологии (см. рисунок 1).

Чтец: Кропотливо творишь, наслаждаешься тем,
Что друзьям и родным это нравится всем
Привлекает процесс. Получилось – горда,
Даром всё отдаю – просто так. Навсегда.
Где-то есть недобор – в этой жизни, судьбе,
Но умелые руки – твои. При тебе.
И смягчится печаль. Отвлекаешься. Пусть.
Вдохновенье мое растворит мою грусть.
Мир спасёт красота –
Да, простые слова.
Мудрость жизни проста –
Ты творишь? Ты жива!

Демонстрация моделей 1(см. рисунок 2)

Ведущая 2: “Высокая мода” и повседневная одежда могут показаться совершенно не связанными друг с другом. Как проехать в метро в тех экстравагантных нарядах, в которых шагают по подиуму манекенщицы и всё же связь между ними есть. Все модельеры предлагают новые идеи одежды, линии, фасоны, сочетания цветов, даже новые технологии ткани.

Ведущая 1: Девушки получили задания: из нестандартных материалов в течение двух недель выполнить моделирование. Представляем вашему вниманию то, что получилось в результате работы.

Модель №1. Обычай носить несколько юбок отнюдь не связан с холодной погодой. Изюминка платья из двойного материала – очаровательный эффект многослойности! Оригинальный лиф как нельзя лучше подчёркивает хрупкость этой модели (см. рисунок 3)

Модель №2. Платье относится к романтическому стилю. Силуэт полуприлегающий. Лиф заложен складами и украшен искусственными цветами. Нижний срез эмитирует цветок (см. рисунок 4).

Модель №3. Вас пригласили в ресторан? И нет времени заехать переодеться? В таком белоснежном костюме вы будете выглядеть свежо и практично (см. рисунок 5).

Модель№4. Девушки представляет вам изделия романтического стиля, одного из самых женственных стилей. Платье подчеркивает слабость, сентиментальность, мягкость, податливость (см. рисунок 6).

Модель №5. Платье прямого покроя из нетканого материала мягко струится по фигуре. Бахромная линия низа и верха изделия, словно специально созданы для миниатюрных девушек (см. рисунок 7).

Модель №6. Покрой платья фольклорного стиля, как правило, это стилизованный крой исторического национального костюма, построенного на удобстве и простоте. Девушки представляют вашему вниманию сарафан с бантами (см. рисунок 8).

Модель №7. Корсет, который властвовал в женской моде несколько веков, постоянно подвергался критике. К нему оптимально подходит юбка с лёгким намёком на клеш. Помимо всего прочего юбка ещё и зрительно удлиняет ноги! (см. рисунок 9).

Модель №8. Модель создана в авангардном стиле в единственном экземпляре. Она не подлежит длительному использованию. Основными чертами являются: экстравагантность, экзотичность, броскость, новизна, гротеск, преувеличение. Главная деталь – бант, вошедший в моду в этом году (см. рисунок 10).

Модель №9. Летний вариант маленького платья оживляют пушистые помпоны. Эта модель красиво облегает фигуру, а мягко струящаяся юбка делает её ещё привлекательнее. Модный ассиметричный вырез акцентирует внимание на плечах, очаровательно подчёркивая их женственность (см. рисунок 11).

Ведущая: В античные времена, головной убор имел чисто практическое значение: им накрывали голову от солнца или дождя. Обычно же греки и римляне ходили без головных уборов. В средние века это, прежде всего украшение и даже предмет роскоши. Шляпы принимали самые разные формы, отделывались мехом, перьями, драгоценными камнями. Ношение их считалось обязательным. В 19 веке говорили: “Если леди не при шляпе, значит это не настоящая леди!”. История шляпы – это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, чего смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло своё отражение в головных уборах!

Демонстрация моделей.

Модель №10. Бальцо - итальянская женская шляпка, украшенная вышивкой, бисером, золотыми спиральками. Каркас шляпки из металла или кожи обтягивали пёстрой, шелковой материей (см. рисунок 12).

Модель №11. “Белый каприз” - это синтез фантазии, формы, отделки, женственности, значимости. Контрастность делает шляпу главной доминантной ансамбля, её невозможно не заменить на чёрном фоне старой одежды (см. рисунок 13).

Модель №12. “Шарм” - дамская шляпа ( копия шапо-боне), вошедшая в моду в конце 18 века, часто пышно декорированная. По форме напоминает чепцы (см. рисунок 14).

Модель №13. Шляпка “шуте” - девичья шляпка, в стиле бидермейер, часто соломенная. В дамскую моду вошла через театр, где появилась в качестве реквизита около 1800 г., затем остается в моде до 1860 г (см. рисунок 15).

Модель №14. “White fantasy” - такой головной убор на проволочном каркасе носили во Франции. Украшали его бисером, цветами, кружевом. Добавив полупрозрачное покрывало, получите головной убор невесты (см. рисунок16).

Модель №15. “Канотье” - жесткая округлая шляпка с плоской тульей и ровными полями, которая вошла в моду около 1900 года. Украшалась цветами, бантами, перьями (см. рисунок 17).

Модель №16. “Нечего лазать по чердакам” - выполнена на основе шляпки, вошедшей в моду после 1850г. Имеет жесткую куполообразную тулью белого цвета. Оригинальные поля объясняют происхождение названия (см. рисунок18).

Модель №17. “Шапо-капот” - конусообразующий головной убор эпохи средневековья. В 19 веке для вечерних прогулок; в Англии, а затем и в Европе, с полей спускали длинную вуаль, которая заканчивается кружевом (см. рисунок 19).

Модель №18. “Теона” - лёгкая летняя шляпка, которую носят на высокой причёске. Модель в ней чувствует себя уверенной, неотразимой. Вещь действительно эстетическая по выполнению, романтическая по стилю (см. рисунок 20).

Ведущая: Все старые, а пуще - молодые,
Храните ваши шляпки золотые,
Храните до конца – и в этом соль.
Когда над головой грохочут громы,
Способна даже пригоршня соломы
Сыграть в судьбе решающую роль.

Ведущая 1: Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому поля могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтоб стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, это вам и не снится
Только чтоб жила на земле красота!
В этом платье и Золушка станет принцессой
Та, к которой принцы бегут со всех ног.
Так давайте трудиться подобно Гефесту
Чтоб о каждом сказали: “В работе он – Бог!”