Форма: Урок – экскурсия.
Место проведения: Школьный музей.
Оборудование: экспозиция “Летопись Великого Подвига”, тексты воспоминаний ветеранов – защитников и жителей блокадного Ленинграда, экран, проектор.
Подготовка урока: из учащихся 10-ых классов создаются:
- Творческая группа(4 человека) изучает музейные материалы, экспонаты, воспоминания ветеранов войны, ведёт поиск фильмов и музыкальных произведений для создания наиболее сильного чувственного образа. Группа работает над представленным учителем экскурсионным материалом, готовит выступление.
- Группа организаторов(2 человека) отвечает за приглашение ветеранов войны и труда, защитников Ленинграда. Целесообразно во время экскурсии предоставить слово одному из защитников Ленинграда.
- Группа оформителей(2-3 человека) занимается подготовкой помещения к уроку.
Цели и задачи: способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности, воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Ленинграда. Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа ленинградцев.
Ход урока:
1-й ученик:
Война, война, пришла проклятая!
Сынов, ты, лучших забрала
И сколько горя, слез, отчаянья
Стране, народу принесла.
2-й ученик:
Памяти защитников Ленинграда посвящается!
Звучит песня “Священная война” один куплет и припев
(музыка А.В.Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача)
3-й ученик:
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты напали на нашу страну, а в сентябре они уже были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным.
(кадры кинохроники, которые дополняют текст)
Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Немецкие бронированные полчища яростно штурмовали позиции наших войск, оборонявших Невскую твердыню.
2-й ученик:
Среди защитников города мужественно сражались и наши земляки.
Крылов Иван Михайлович и Капенин Михаил Александрович служили в артиллерийских войсках. Карасев Василий Яковлевич, Бобровский Юрий Валентинович, Волков Александр Иванович были отправлены на Балтийский флот. Александру Ивановичу было всего 17 лет, когда он успешно выполнил первое боевое задание. Его катер выполнил важную задачу, прикрывал город от немецких кораблей со стороны Финского залива. Летчик Николай Александрович Аникин, защищая Ленинград, получил тяжелое ранение.
(стихи читают на фоне кадров кинохроники)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
(А.Ахматова “Мужества” 1942г.)
3-й ученик:
Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. В новогоднем приказе 1942 года Гитлер благодарил войска за создание “ невиданной в истории человечества блокады”. Цинично и нагло заявил, что он будет теперь “спокойно выжидать”, пока Ленинград, сдавленный голодом, “как спелый плод, сам упадёт к его ногам”, “что город выжрет самого себя” и падёт голодной смертью.
1-й ученик:
Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками, отрезан от советской территории. Началась 900 дневная блокада ... Началась самая героическая страница в истории города длинною в 900 дней и ночей.
(показ кадров кинохроники)
2-й ученик:
Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. Начиная со 2 сентября, пришлось 5 раз снижать нормы выдачи хлеба населению и трижды войскам. Взрослым давали 250, а детям 150 граммов хлеба в день, да и хлебом-то он только назывался. На самом деле он состоял из 10% воды, 10% целлюлозной муки и 30% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.
Ленинград, блокада, город
Снег, метель, жестокий Молох.
Все смешалось.
Где спасенье?
Лишь в душе ожесточенье.
Мы держались, мы сражались
Пусть слабели – не сдавались
Мы свой город так любили,
Что враги нас не сломили.
1-й ученик: Всей стране стали известны дневники Тани Савичевой, 8- летней девочки из Ленинграда. Последняя запись в дневнике: “Осталась одна Таня”.
2-й ученик:
А вот дневник Юры Рябинкина, твоего сверстника:
Сентябрь 1941 года: “Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод...”
Октябрь: “От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все-таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба...”
Ноябрь: “Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…”
3 января 1942 года: “ Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза...”
Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: “ Я почти не могу ходить. Почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я...” Нет, Юра не умер, это был очередной голодный обморок.
3-й ученик:
Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово “блокада” и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.
2-й ученик:
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам не досчитаться!
Но мы не плачем! Правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
(Ольга Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”,1942г)
1-й ученик:
Ленинградцы переживали величайшую трагедию, какой не переживал ни один город мира. Но люди не сдавались, в городе работали все предприятия. Зимой на улице температура -30, в цехе -25, а за станками молодые мальчишки 16 лет. Ночная смена длилась 12 часов. Мальчишки не уходили домой, экономили силы, спали у станков, да еще помогали товарищам.
2-й ученик:
А вот простая девочка, твоя ровесница, решила в марте 1942 года сделать маме подарок на День рождения, и целый месяц экономила свою долю хлеба. В праздничный день на стол она положила несколько маленьких кусочков. Все рыдали. Хлеб разделили поровну.
3-й ученик:
Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.
1-й ученик: Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких, Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию.
(фрагмент 7-й симфонии Шостаковича)
3-й ученик:
И каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье плачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…
(О. Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”, 1942г.)
1-й ученик:
Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый, он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со смертью. Такой народ невозможно было победить.
(показ кадров кинохроники)
2-й ученик:
День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли “Дорогой жизни”.
3-й ученик:
Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, ее беспрестанно бомбили. А вы знаете как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется под тобой. Множество трещин змеями разбегается от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но, несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.
1-й ученик:
Еще одним врагом шофера была усталость. Она подкрадывалась незаметно, заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колеи, провалиться под лед.
2-й ученик:
Вот воспоминания одного из водителей ладожской трассы А.Г.Чертова: “Были видения. Вероятно, от усталости. Тяжело бороться с ней, с усталостью. Не знаю, как другие, а я в критические часы пел песни. Пел все, что приходило в голову. Надоедало горланить — все равно клонило ко сну, а я пересиливал себя и заводил новую песню. Иногда останавливал машину и натирал лицо и руки снегом. Это, на какое- то время помогало”
( показ кадров кинохроники)
3-й ученик:
Был еще один враг- это ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и бёз того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться к Ленинграду.
2-й ученик:
Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: “Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по- взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз”.
2-й ученик:
По “Дороге жизни” из блокадного Ленинграда была вывезена и Эривман Элла Михайловна. Она вспоминает: “Мне было 5 лет, мы жили в большой квартире. Сначала умерла, в июле 1942 года, мама. Меня случайно нашли ребята-комсомольцы. Они обходили квартиры, искали живых людей и особенно детей. Двери в квартирах мы не запирали. Меня нашли полуживую и на руках отнесли в приемный пункт. Оттуда на катере, в июле 1942, нас отправили на “большую землю”.
Помню страшную бомбежку. На наших глазах катера тонули, раненые и дети погибали. Мы чудом уцелели. Нас привезли на станцию и погрузили в вагоны. Помню, что мы очень хотели есть, а нам еды давали мало. Мы ехали долго, но вот поезд остановился. Как оказалось потом это произошло в Тейковском районе, в поселке Курган. Запомнилось, что к вагонам бежали женщины, они нас бережно, как большую драгоценность, снимали с поезда и, рыдая, несли на руках домой. Я жила в семье до тех пор, пока не поправилась. Затем нас всех перевели в Нерльский детский дом, где я прожила до февраля 1946 года, а потом - в Кинешемский Ленинградский детский дом. Там я пробыла до окончания 7 классов и поступила в педагогическое училище”.
3-й ученик:
Христолюбова Антонина Константиновна вспоминает, что в 1942 году она работала в детском доме для детей из блокадного Ленинграда. Она вспоминает: “Дети были голодные, кричали, просили хлеба, они выглядели, как маленькие старички. Хлеба им старались много не давать, потому что если они переедят, то умрут. Спустя некоторое время дети стали поправляться, но хлеб продолжали заворачивать в тряпочки, прятать под подушку”.
Одна из воспитанниц кинешемского детского дама Мария Лосева посвятила своим спасителям такие стихи.
Я помню мама, всё, что было,
Как начиналась та зима,
Не только стоны, сердце стыло,
И смерть вошла во все дома.
Но ты, от голода слабея,
Не допустила смерть мою,
Ты всех смертей была сильнее,
Когда спасала дочь свою.
Просила тихо и устало,
Чтоб я кусочек тот взяла,
Что ты сама не доедала
И сберегала для меня.
Потом соседка приходила
Овсяной кашей покормить...
Тогда нас только двое было
Из четверых, хотевших жить.
Мы по привычке маму звали,
Хоть понимали — не придёшь.
Чужие люди нас ласкали,
Но в сердце ты моём живёшь.
По трапу в тюрьмы нас спускали
И провожали в тыл страны,
Нас волны лодочки качали,
Несли подальше от войны.
Я помню дом большой, старинный.
Тот, что приветил нас теплом
Над Нерлью он стоит и ныне,
В те годы детским звался он!
Нас руки добрые кормили
И одевали по утрам,
Улыбки женщины дарили,
Нам, пятилетним малышам.
Вся наша родина святая,
Как ты, нам матерью была,
Взрастила нас и воспитала,
Тепло и ласку отдала.
(Мария Лосева )
3-й ученик:
В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, 27 января 1944 года ленинградцы отмечали великий праздник. Немецкие полчища были отогнаны от стен города. Прекратилась блокада, которая длилась 900 дней и ночей. О тех далеких трагических днях напоминают братские могилы на Пискаревском кладбище.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающей этой памяти
Никто не забыт и ничто не забыто.
(О. Берггольц, 1942)
Объявляется минута молчания.