ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
ЗАДАЧИ:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.
- Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
- Расширять сенсомоторный репертуар.
- Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент и повторение пройденного материала.
Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов):
(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.
2. Знакомство с новым материалом.
Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]
- А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?
В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).
В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ - ЖЕ!”
Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!)
Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.
Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!
Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!
Кто догадался, какая тема нашего занятия?
Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж.
Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.
Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.
Оба они согласные, твердые.
Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.
Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).
Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж! Под рисунком пишем характеристики звуков.
Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.
Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.
На доске слоговая таблица
а) Работа со слоговыми таблицами.
Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?
Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО - ЖЁ
Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.
Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.
У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.
Молодцы!
б) Чтение слогов по слоговой таблице.
А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…
А теперь наоборот: жа – ша …
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.
шаш – жаш шва – жва шош – жош шпо – жбо шуш – жуш шку – жгу шиш – жиш шты – жды шеш – жеш шмэ – жмэ
в) Игра с мячом.
Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!
Ша – (жа), шо - …, жу - …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши - …, шар – (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - …
Дифференциация [ш] – [ж] в словах.
а) Игра “Кто внимательный?”
Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…
Далее идет слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.
… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, -
Очень уж душа легка
У него весельчака!
б) Развитие мелкой моторики.
“Веер”
Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.
“Заводные машинки”
Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, медленно перемещаемым по воображаемому контуру круга (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
г) Анализ и синтез слов.
Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.
д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.
- Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много
всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.
Е(ж)евичный (ж)еле Пы(ш)ные гру(ш) Возду(ш)ные дю(ш)ес (Ж)елтые пиро(ж)ные Су(ш)еный д(ж)ем (Ш)ипучий моро(ж)еное (Ш)околадное плю(ш)ки Ви(ш)невое ин(ж)ир
Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.
Анализ и синтез предложения.
Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:
Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.
Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.
3. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чем особенность этих звуков?