Веселые старты за партами

Разделы: Начальная школа


Цель: автоматизация звуков связной речи; развитие фонематического слуха, мелкой моторики; развитие слухового внимания, речевого дыхания.

Оборудование: магнитофон, кассета, игрушки, картинки, «Кольца Ллулия», поезд, реквизит для сценки.

Ход урока

1. Оргмомент. (Психологический настрой. Объявление темы, цели занятия.)

2. Пальчиковая гимнастика.

В гости.

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом - «крыша»)

Указательный и средний,
Безымянный и последний.

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

А мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

Пальчики ложатся спать.

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачёк, начиная с большого.)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

3. Развитие речевого дыхания «Ветерок». (Дети должны дуть на листики с разной силой.)

Дует сильный ветерок,

Дует слабый ветерок.

4. Развитие слухового внимания. (Слушание кассеты с голосами разных животных.)

«На фоне в деревне».

5. Артикуляционная гимнастика.

Игра «Язычок».

(Игра для развития артикуляции и подвижности языка.)

Наш забавный язычок
Щёлк-щёлк.

(Щёлкают языком.)

Зубки чистим мы умело,
Вправо-влево, вправо-влево.

(Закрывают рот, двигают языком в разные стороны, упираясь то в правую, то в левую щёку.)

Мы нисколько не устали,
Вверх и вниз им двигать стали.

(Высовывают язычок, двигают вверх и вниз.)

Словно пчёлки, пожужжали:
- Ж-ж-ж!
Как машина, зафырчали:
- Р-р-р!
Как лошадка, вскачь пустились.

(Издаются цокающие звуки.)

Вовремя остановились!

6. Автоматизация звуков.

Са-за-са - хитрая лиса
Зу-зу-су - видели лису
Со-зо-со - спустилось колесо
Зы-сы-зы - новые тазы
Ла-ла-ла - быстрая юла
Лю-лю-лю - бегать по полю
Лы-ли-лы - забили мы голы
Ле-ло-ло - чистое стекло
Ра-ро-ру-ры - маленькие комары
Ры-ру-ро-ра - весенняя пора
Ру-ра-ры-ро - подземное метро
Ро-ры-ра-ру - поднимаем детвору

7. Подбор признаков к существительным.

Кукла - лиса -
Море - стол -

8. Игра «Поезд» (деление слов на слоги.)

9. Чтение слов.

АГУРБУЗ, ПОМИДЫНИ, РЕДИСВЕКЛА, РЕКУСТА, ЧЕСЛУК, МОРКОФЕЛЬ, СЛИВИШНЯ, КИВИНОГРАД.

10. Игра «Кольца Ллулия». (Соотнести картинку с действием.)

11. Деформированная фраза.

Он ушла на реку.

Там было лягушка.

12. Инсценировка «Происшествие в лесу».

Ведущая -

Приветствую вас всех, друзья,
Мир сказки вам открою я.
Увидите вы, как живёт
Весёлый, сказочный народ.
Там можно встретить чародея,
Там птицы говорят и звери.
Навострите ушки,
Приготовьте глазки,
Покажу вам сказку.

Гусеница -

В этом сказочном лесу
Ужин я себе найду.
Буду я жевать цветки,
Оборву все лепестки!

Цветок -

Проползай ты лучше мимо,
Съешь кусачую крапиву!

Гусеница -

Помолчи и не учи,
Что мне есть, куда ползти.
Пожую твой лепесток,
А потом съем стебелёк.

(Убегают. Появляется Мухомор.)

Мухомор -

Я - волшебник Мухомор,
И в лесу я с давних пор,
Все меня боятся.
Кто со мною вступит в спор,
Кто хоть слово скажет -
Превращу в мухомор
Я его сейчас же!
А лиса для меня
Собирает слухи,
Потому что у меня
Плохо слышат УХИ!

(Появляется лиса.)

Лиса -

И совсем не УХИ, а УШИ!
А ещё волшебник!

Мухомор - Что-о-о?!

Лиса - Да ничего, я так…

Мухомор - Сам знаю, что уши. Просто, когда УХИ, то красивше выходит.

Лиса - И не «красивше», а «красивее»!

Мухомор - Опять?!

Лиса - Молчу-молчу-молчу!

Мухомор - То-то же!

(Уходят. Появляются оса и жук.)

Оса -

Я - модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Уззалю - будет плохо.

Жук -

Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться!

Оса -

Уваззаемый прохозый,
Ну, на сто это похозе.
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!

Жук -

Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.

Оса -

Я совсем не иностранка,
Просто местная гражданка.
Я по лесу всё летаю,
Свои песни распеваю: З-З-З.

(Появляется утка.)

Утка - Я - утка-кряква, птица перелётная и самая важная в стае.

Меня все слушают, послушайте и вы. Гусеница, нельзя причинять вред другим. Мухомор, нельзя других заставлять делать плохое: подслушивать, ябедничать. Ведь вы больше не будете этого делать? Так давайте простим их и споём вместе весёлую песенку.

13. Итог урока.