Игра "Путешествие в страну Природоведения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: Расширить кругозор учащихся, повысить интерес школьников к изучению географии, привлечь детей к чтению научно-популярной и художественной литературы географического содержания, воспитывать любовь к природе, чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, развивать смекалку, любознательность, интерес к природным явлениям.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный урок. Пожелайте друг другу удачи!

2. Постановка цели.

- На занятие мы вспомним, о чем мы узнали на уроках природоведения . Но мы будем не просто отвечать на вопросы, а будем играть в игру "Путешествие по стране природоведения"”

3. Игра “Путешествие в страну Природоведения”.

1) Конкурс эмблем.

- У нас две команды: 1-я команда - "Дельфин", 2-я команда - "Эверест"”

Почему вы так назвали свои команды?

Я хочу представить вам жюри
Вам и слава, и почет,
Все мы любим точный счет!

Я попрошу жюри оценить эмблемы команд.

Конкурс оценивается красным и синим цветом. Чья команда наберет больше красных кружков - победит!

2) Приветствие команд.

- Сейчас приветствие команд,

1-я команда:

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть!

2-я команда:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

1-я команда:

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнования.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

2-я команда:

И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

Молодцы! Теперь мы можем отправляться в путешествие по стране природоведения.

3) Разминка “Что это?”

- Но прежде, чем попасть на корабль, надо ответить на вопросы.

Край виден, а дойти до него невозможно. Я иду - и он идёт.
Я стою - и он замрёт. Спустился я пониже, стал край ко мне поближе, (линия горизонта).

В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает теки домов? (С юга на север)

Есть ли на Земле горы выше 9 км?

(Нет. Прочность камней у основания гор не выдержит больших нагрузок. Эверест - 8848 км.)

- Бывают ли съедобные камни?

(Съедобным камнем является соль. С точки зрения минералогии -соль обыкновенный камень, голит.)

Хорошо. Прошу жюри оценить ответы команд.

Вот мы и попали на корабль. Что нам понадобится в дороге, чтобы выбрать правильный путь?

Карта.

Посмотрите, перед нами карта. Всё ли на ней верно? (вопрос к болельщикам)

с

в           з

ю

4). План местности. (музыка)

- Итак, мы отплыли и перед нами первый остров. Остров попугаев.Нас встречает попугай Кеша. Он очень любит отгадывать кроссворды, но ему никак не удаётся разгадать два кроссворда. Давайте мы поможем Кеше.(Надо отгадать названия обозначений на плане местности. Командам выдаются карточки с рисунками .)

1-я команда: болото, овраг, дорога, родник, мост, озеро

2-я команда: школа, луг, кустарник, тропа, огород, река

- Молодцы! Вы справились с заданием. Жюри прошу оценить ответы.

5). Конкурс капитанов.

- Кеша хочет проверить наших капитанов. Он просит их определить по карте расстояние.

  • 1-й капитан (даются названия двух городов)
  • 2-й капитан (даются названия двух городов)

6). Географические названия.

- Команда в это время будет соревноваться в знание географических названий. Вам даётся 3 минуты. Перед вами чистые контурные карты. Вы должны подписать на карте название рек, материков, океанов и т.д. Какая команда успеет написать за 3 мин. больше географических названий?

Прошу оценить конкурс капитанов.

Теперь, пожалуйста, конкурс географических названий.

Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с попугаем Кешей и отправимся дальше в путь. (Музыка)

7). Полезные ископаемые(географические термины)

- Перед нами, ребята, остров обезьян. Обезьянам хочется узнать:

1 команда: Какие полезные ископаемые использует человек для отапливания помещений?

- Каменный уголь, торф, газ.

2 команда: Как человек использует гранит?

Для украшений зданий, набережных, станций метро.

Памятники. В строительстве.

Прошу жюри оценить ответы.

Капитаны команд вытягивают по 3 карточки. Надо по определению чётко дать ответ, что это?

Ответы: Море, озеро, река, географическая карта, параллели, солнце.

- Попрошу оценки.

9). Лето и осень Московской области.

Хорошо, ребята. Мы отправляемся дальше. (Музыка).

Перед нами новый остров. Остров слонов. Встречает нас маленький мамонтёнок. Из какого он мультфильма?

- Мама для мамонтёнка.

- Мамонтёнок знает, что в природе может быть очень холодно и очень жарко. Ему хочется узнать, а что в природе происходит у нас в Московской области осенью, летом? Каждая команда составила рассказ- загадку для противоположной команды (В рассказах сознательно допущены ошибки). Другая команда должна найти ошибки.

(Чтение рассказов и ответов)

- Прошу оценить ответы.

10). Вода в природе.

-Всей команде на листке изобразить следующее:

  • 1-я команда: Круговорот воды в природе.
  • 2-я команда: Образование родника.

Жюри оценивает ваши рисунки, а мы отправляемся дальше. (Музыка).

11). Животные леса, поля.

- Перед нами новый остров. Наш корабль захватили дикари! Они нас не отпустят, пока мы не выполним их задание.

Надо перечислить животных изображённых на карточке, рассказать об одном из них.

  • 1-я команда – животные леса.
  • 2-я команда – животные поля.

Надо изобразить одного животного, а другая команда, должна отгадать - кто это.

Молодцы! Наш корабль свободен! Оценки жюри?

Мы возвращаемся домой!

12). Домашнее задание “Охрана природы”. ( На этом этапе можно использовать любой материал об охране природы – стихи, песни, сценки, сообщения. )

- Мы вернулись домой, друзья. Пришло время показать свои домашние задание

Домашнее задание 1 команда.

1.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

2.

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их,
И бездумно, безжалостно рвали.

3.

В нас молчало безумное "стой!"
Нам казалось всё мало, всё мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

4.

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василёк,
Безнадежно гвоздики глядели.

Сценка.

Девочка-ромашка:

Много трав растёт полезных
На земле страны родной,
Могут справится с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок!

(Протягивает пучок дурмана)

Девочка-ромашка:

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!

(Травяная ведьма убегает)

Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную, (Крадучись возвращается травяная ведьма)

Ведьма:

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу Хитрый замысел её!

(прогоняет ведьму)

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем,
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В Книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку,
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

- Что такое Красная книга?

Домашнее задание 2 команда.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности.

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло 150 видов животных, причем более 50 из них - за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем два- три красивых цветка? Или поймаем одну-единственную необыкновенную бабочку?

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то ещё - что же станет с природой?

Сценка.

Девочки:

Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачно,
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она много-много дней.

Это чья черемушка?

Да она ничья.

Белая снегурочка около ручья, (Мальчишки обламывают сирень)

Девочки:

Прибежали девочки,
А снегурки нет,
Лишь а пыли валяется
Вянущий букет,
А была черёмуха, чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек!
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.

Все хором: Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Молодцы! Оценки жюри.

4. Подведение итогов. Награждение.