Урок является составной частью темы: “Быт и нравы москвичей” в курсе “Москвоведения” 6 класс, сценарий также может быть использован на предметных неделях, в качестве внеклассного мероприятия.
По своему характеру он обобщающее-повторительный и представляет собой ролевую игру.
Цель: Познакомить детей с бытом и нравами москвичей XVII века на примере христианских праздников
Задачи урока:
- Образовательная. Развить навыки работы с источниками и литературой, умение вести дискуссию, составлять монологические высказывания, находить причинно-следственные связи, применять знания истории, литературы, географии.
- Воспитательная. Привить любовь и уважение к культуре своей Родины.
- Развивающая. Развитие внимания, памяти, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.
Этапы урока:
Подготовительный. Учащиеся делятся на три группы в соответствии с выбранной ими тематикой, под руководством учителя осуществляют подготовку представления выбранного праздника, готовят костюмы, традиционные блюда, украшают кабинет.
- Мотивация и погружение в прошлое
- Подача материала в форме диалога-беседы.
- Подвижные игры
- Подведение итогов и контроль
- Выводы
- Самооценка и взаимооценка детей
- Чаепитие
Методы: игровой, объянительно-иллюстративный, метод вживания в эпоху, наблюдения.
Условия, необходимые для проведения урока:
1.Оформление кабинета как дома горожанина: деревянная посуда, красный угол, бабий кут, лавочки вместо стульев.
2. Для создания морально-психологического климата парты в классе сдвинуты в центе и образуют большой единый стол, на котором стоят традиционные и праздничные блюда приготовленные детьми и родителями, школьно-письменные принадлежности отсутствуют.
3. Внешний вид: ученики и учитель одеты в народные костюмы.
4. Использование современных технологий: компьютер, программа Power Point, мультимедиа проектор.
Учитель:
Чтобы лучше представить себе обстановку, атмосферу, быт, настроение той эпохи давайте закроем глаза и представим, что мы перенеслись на машине времени в прошлое…
Итак, мы с вами оказались у дома не богатого горожанина. На улице много незнакомых и не похожих на нас людей.
Заглянем во двор. Для этого нам нужно пройти через крепкие ворота, которые никогда не держали открытыми. В глубине двора стоит дом. У бедных людей дома были одноэтажные, деревянные в 3 окошка по фасаду. Состояли они обычно из сеней, жилой отапливаемой комнаты. Двери с улицы вели в сени – небольшое помещение, предохранявшее дом от холода.
Каково же внутренние убранство избы?
Ученики рассказывают о доме горожанина:
Учитель дополняет: В жилище нас бы удивил полумрак, царивший даже в дневное время. По вечерам помещение освещали березовой лучиной. Душой дома была огромная печь, занимавшая значительную часть жилой комнаты.
Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты, ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался “бабий кут”, Здесь на полках стояла нехитрая посуда горожанина – глиняные горшки, миски, деревянные ковши, ложки. Будь мы дорогими гостями, хозяин бы посадил нас в красный угол дома. Находился он по диагонали от печи. Там на полочке стояли иконы, горела лампада.
Дети рассматривают оформленный кабинет.
Учитель:
“Хлеб да соль” - говорил по обычаю русский человек, приветствуя сидящих за столом. “Хлеба кушать” - отвечали ему. Хлеб ставили на самое почетное место, без него не обходилась ни одна трапеза и застолье: “Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска”. Московские хозяйки могли удивить любого современного пекаря: выпекали и “решетный” хлеб, то есть из муки, просеянной через решето, и “ситный”, просеянной через сито, из зерен ржи, пшеницы, овса, ячменя, гороха, чечевицы. Разнообразию пирогов, прирожков, ватрушек и кулебяк можно было только позавидовать. Хлеб, мука имели очень высокую ценность, по этой причине ничего зря не пропадало: из остатков муки выпекались небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки – колобки; хлебные крошки использовали для приготовление кваса. “Хлеб всему голова” - это значит и сама трапеза, безусловно, имела ключевое значение. Во время еды сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя, даже если входил почетный гость. Ему сидя кланялись, и продолжали есть не спеша.
Учитель: А что же еще мы можем увидеть на столе у москвича? Давайте рассмотрим наши блюда на столе, вспомним русские пословицы и сказки.
Дети называют традиционные русские блюда, которые стоят на столе и вспоминают пословицы, прибаутки, потешки: “Щи да каша – пища наша”, “Каша – мать наша”, “Я, колобок, колобок, на сметане мешен, да в масле пряжен… ”, “Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку. Вот уха будет сладка!”, “И я там был, мед – пиво пил…” и др.
Учитель:
Однако не возможно было увидеть все эти блюда одновременно за одним столом, каждое из них гостило в свое время. И это зависело не только оттого, какое время года за окном, но и плотно переплеталось с христианскими верованиями и обычаями людей. Все дни принято было делить на “мясные” и “постные”. В “постные” мяса, молока, яиц и масла есть не полагалось. Таких дней в году было больше. Ели толокно – толченую овсяную муку с квасом, варили мучные похлебки и кисели из ржаной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки. На огородах выращивали капусту, репу, лук, чеснок, свеклу. Собирали ягоды и грибы, дикие яблоки, груши, орехи. Делали запасы на долгий зимний период: квасили капусту, солили огурцы, грибы. Пили березовый и кленовый соки. Любили мед. Специально варили медовый или фруктовый напиток (взвар), который называли медом. В дни “мясные” традиционные блюда, такие как каша, сдабривали маслом или салом, ели сметану, творог, сыр. Из мяса москвичи предпочитали говядину свинине, ели домашнюю птицу, что нашло подтверждение в археологических раскопках.
Дни праздничные предполагали застолье особого рода.
Праздники для русского человека составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Люди говорили: “Мы целый год трудимся для праздников”. Праздник в религиозном сознании людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням – повседневной жизни. Если будни осмыслялись, как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался, как время слияния с божественным, а, значит, все в этот день должно быть особым: символичным, дорогим сердцу. Именно по этой причине трапеза носила некий сакральный характер, была сродни таинству, а каждое блюдо и его составляющие несли на себе глубокую смысловую нагрузку.
Обратимся к некоторым великим христианским и традиционным праздникам
К числу великих двунадесятых праздников относится Рождество Христово, празднование этого праздника сегодня снова возрождается. Москвичи особо относились к этому празднику. О нем напоминает сохранившийся и ныне действующий храм Рождества Христова в Измайлове.
Включается аудио запись колокольного звона.
Группа 1 представляет Рождество Хрестово, в руках одноого вифлеемская звезда
Учитель дополняет:
В пост ограничивали себя в еде: не ели мяса, молока, чаще и усерднее посещали богослужения. Развлечения на это время запрещалось. Накануне праздника и в течение праздничного дня над городом плыл колокольный звон. Выделялся голос огромного “годуновского” колокола. Пост окончен, теперь можно отвести душу за лакомством. По старинному обычаю, в память о вертепе и яслях, стол посыпали сеном, а затем застилали белоснежной скатертью; в центре ставили сочиво и другие явства, число которых должно было быть двенадцать: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок, начиненный кашей, свиная голова с хреном, свиная домашняя колбаса, колядки, медовые пряники, ломанцы с маком и медом, взвар.
На столе рассматривается традиционные Рождественское блюда. Приложение 1.
Следующий праздник, о котором мы сегодня с вами поговорим, пришел к нам из язычества, затем удивительным образом переплелся с хрестианской традицией. Не смотря на этот факт, он любим нами и по сей день. В народной традиции это самый веселый и разгульный праздник в году. Отмечался семь дней и предшествовал Великому посту, начинался в понедельник, а заканчивался прощеным воскресеньем. Символом этого праздника стало одно небезызвестное блюдо, которое находится на нашем столе. Как вы думаете, что это за праздник?
Группа 2 представляет Масленицу, в руках самодельное чучело.
Учитель:
Праздник заканчивался в прощеное воскресенье, за ним следовал строгий пост и дни “простые”, а, значит, на столе мы бы не увидели ни мяса, ни яиц, ни других продуктов, имеющих животное происхождение, их заменяли каши, репа, постный хлеб и пироги, соленья. Так, постом и молитвой, готовились к светлой Пасхе.
Включается аудио запись колокольного звона.
Группа 2 представляет Пасху.
Проводится игра “катание яиц на Пасху”. Во время игры включается аудио запись русских народных песен.
Правила игры: игроки поочередно пускают крашенные яйца по лотку. Выигрывает тот, чье яйцо прокатывалось дальше. Если яйцо одного игрока при прокатывании заденет уже находящиеся внизу яйца, то их отдают этому игроку.
Учитель:
К числу обрядовых блюд для пасхального стола также относились: пасха – творожная масса в виде усеченной пирамиды (Символ Гроба Господня), пасхальный барашек – символ, напоминающий о жертвенной гибели Иисуса Христа во искупление грехов человечества, присутствовал на столе либо в виде фигурки из сахара, украшающую кулич, либо из сливочного масла. Учитель обращает внимание на соответсвующие блюда на столе
Звучит колокольный звон
Учитель:
На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница). Согласно традиции по субботам с Пасхи до Покрова, пекли ватрушки. В Троицкую Родительскую субботу после панихиды принято ходить на кладбище и совершать поминки. Обязательными обрядовыми блюдами всегда были постная кутья (котливо), блины, окрашенные в зеленый цвет яйца, медовые пряники, печенье.
Дети рассматриваю блюда.
Группа 3 представляет праздник Святой Троицы, в руках дети держат ветвь березы
Учитель:
Это далеко лишь не многие праздники, которые справлялись на Руси. Но и они дают нам возможность проследить традиционность и сокральность взглядов русского человека, познакомиться с частицей семантики культуры, чем является для нас русская традиционная кухня.
Повторение и закрепление.
Детям предлагается соотнести картинки на слайдах с праздниками.
Вывод.
“Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух”…
На уроке мы попытались заново приоткрыть для себя русскую традиционную культуру. Она разительно отличается от того мира, в котором мы живем. Сегодня частички русской культуры снова возрождаются. Каждый из нас несет в себе образ ушедшей жизни – жизни предков своей семьи, частичку русской культуры. Так давайте же сохранять, чтить, уважать традиции страны в которой мы родились, страны, в которой мы живем, нашей Родины.
А закончить мне бы хотелось словами А.С. Пушкина: “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости”.
Взаимооценка.
Детям выдаются карточки с названиями праздников, где напротив каждого им необходимо наклеить веселую, грустную или безразличную “рожицу” в зависимости от того, как им понравилось выступление других ребят.Приложение 2.
Аналогичным способом предлагается оценить урок в целом. Приложение 2.
Чаепитие.
Список используемой литературы.
- Ляховская Л.П. Русская кухня. – М.: Эксмо, СПб.: Терция, 2004. – 800 с., ил.
- Православные посты и трапезы/Сост. Е.Г. Берсеньева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
- Русская кухня./Сост. И.В. Довбенко. – М.: Эксмо, СПб.: Терция, 2003. 64с.
- Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб.: “Искусство -СПб”, 1997, -192 с.