Урок-путешествие в страну кислот "Кислоты. Состав и свойства кислот"

Разделы: Химия


Урок проводится в форме игры-путешествия в “страну кислот”. Проведению урока предшествовала подготовительная работа, учащиеся (по желанию) получили задания и список литературы для работ.

Цели урока:

1. обучающая –

  • Сформировать понятие о кислотах,
  • Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот,
  • Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами.

2. развивающая

  • Формирование умений наблюдать, анализировать опыты, делать выводы,
  • Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот,
  • Продолжить работу по выработке навыков и умений работать с дополнительной литературой.

3. воспитательная. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и критически оценивать ответы товарищей, воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: Реактивы на столах учителя: HCl, H2SO4, уксусная кислота, стеариновая и пальмитиновая кислоты, яблоко; на столах учащихся: кислоты – HCl, H2SO4 и др. кислоты, индикаторы, пробирки, кусочек яблока.

Оформление класса: Плакаты с формулами кислот (органических и минеральных), паровоз с цистернами, названия остановок (таблички), светофор.

Оформление доски: Тема урока, девиз урока “Учение с увлечением!”, план урока, таблица (сетка) для выполнения л/р., словарь (индикаторы).

Ход урока.

I. Проверка Д/з.

II. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по “стране кислот”. Знакомство учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока, напоминаю учащимся, что они должны вести дневник наблюдений во время путешествия.

Актуализация знаний: Прежде чем отправиться в путь необходимо проверить готовность к путешествию. Проводится беседа по вопросам:

  1. К доске – решение Д./з. – упр.:4, зад. 5
  2. С какими классами неорганических веществ вы знакомы?
  3. Как можно определить степени окисления атомов химических элементов в бинарных соединениях? Показать на 2-х, 3-х примерах.
  4. Каков тип химической связи в молекулах оксидов и в молекулах оснований?

Итак, ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, правильно ответили на все вопросы, можно отправиться в путь.

“Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор”.

1 остановка. Информационная. Ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения.

Сообщение учащихся об уксусной, муравьиной, молочной и др. кислотах

Уксусная кислота известна с древнейших времен, т.к. образуется при скисании вин “винный уксус”. Ее способность растворять жемчуг и известняк послужили основой легенды о том, что А. Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выведена в 1700 г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, для синтеза различных веществ, также в кожевенной и текстильной промышленности.

“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растениях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
Всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
Жар больного понижает и здоровье возвращает!”

Сообщение учащихся о серной кислоте.

Алхимикам удалось получить серную кислоту, в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов), отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.

H2SO4 – важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.

Итак, все сказано, друзья, “хлеб промышленности – серная кислота”.

Сообщение об азотной кислоте.

Сегодня на уроке об азотной кислоте мы расскажем. Она была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Иби Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.

Для взрывчатых веществ нужна она.
Для красителей, лаков, лекарств идет
Самая важная из кислот.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения –
вот азотной кислоты применение.

2 остановка. Определительная. Познакомимся с составом, названием и классификацией кислот.

  1. Бинарные соединения на примере бескислородных кислот - HCl, H2S.
  2. Ппрочитайте формулы.

Демонстрация.

Что общего в составе названных кислот? Какой химический элемент обязателен в формуле кислоты?

Вывод: В состав кислот обязательно входит водород.

А вся остальная часть называется кислотным остатком. Читаем формулы. Пишем на доске. Причем кислородный остаток может быть как простым (Cl -, 32-), так и сложным (SO42-).

Определение кислот.

Кислородные остатки образуют элементы – неметаллы.

По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов,

а) для бинарных кислот – HCl, H2S.
б) для неметаллов, образующих кислотные остатки кислородсодержащих кислот.

Нужно помнить! -я степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степень окисления H + 1 и О – 2

Например, по формуле H2+1SxO4-2 можно составить уравнение:

(+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0

отсюда х = 6, где х – степень окисления серы.

Зная степень окисления элемента – неметалла, образующего кислородный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.

Например, H2S+6O4, а в оксиде серы степень окисления должна быть равна +6

S+6O3-2 - оксид серы (VI)

H2C+4O3 - C+4O2-2

HN+3O2 - N2+3O3-2 – оксид азота (III)

H2S+4O3 - S+4O2-2 - оксид серы (IV)

По формулам кислот можно определить и общий заряд, который имеют кислотные остатки. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. Число атомов водорода в кислоте называется основностью.

HCl1-, HNO31-

H2SO42-, H2S2-, т.е. SO42-, S2-

H3PO4, ион PO43-

Бинарные бескислородные кислоты образуют простые ионы: Cl-, S2-

Кислородсодержащие кислоты образуют сложные ионы: SO42-, PO43-.

Растворимые

Нерастворимые.

Физические свойства кислот. Тип химической связи в молекулах кислот.

3 остановка. “Дегустационная”.

Какой вкус имеет лимон, щавель, “аскорбинка”?

- кислый! Чем же обусловлено – вот это общее свойство кислот?

Вывод: Общее в составе (наличие атома Н) и строение кислот обусловливает их общие свойства.

Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.

Знакомство с ПТБ при работе с кислотами

Древесина, кожа, ткани.

Обугливаемые лучинки – химическая реакция.

При растворении H2SO4 – вливать > в H2O.

 4 остановка. Экспериментальная.

-выполнение л/р. “Действие кислоты на индикаторы”.

 

Формула и название кислот Индикаторы
Лакмус Метилоранж. Фенолфтолеин
HCl – соляная кислота

H2SO4 – серная кислота

H3PO4 – фосфорная кислота

HNO3 – азотная кислота

Уксусная кислота

     

Шпаргалка: Кислота

Красный. Соответствие налицо.

Вывод об отношении кислот к индикаторам.

Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.

H2SO4 и HCl кислоты получают искусственным путем на химических заводах. Многие кислоты встречаются в природе, например, щавелевая кислота входит в состав клеточного сока щавеля, яблочная – в соке яблок, муравьиная.

Такие кислоты называются органическими, а такие кислоты как H2SO4, HNO3 – неорганическими или минеральными. Как относятся к индикаторам органические кислоты?

Л/опыт. Действие лакмуса на кусочек яблока.

Вывод: И органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

III. Закрепление. Упражнение 1; для сильных учащихся упражнение 5. Учащиеся работают самостоятельно на обратной стороне доски.

IV. Д/з. §20, упражнения в конце § (дифференцированное домашнее задание).

V. Подведение итогов урока.

Заключительная часть: Наше путешествие в “страну кислот” закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах.