Урок проводится в форме игры-путешествия в “страну кислот”. Проведению урока предшествовала подготовительная работа, учащиеся (по желанию) получили задания и список литературы для работ.
Цели урока:
1. обучающая –
- Сформировать понятие о кислотах,
- Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот,
- Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами.
2. развивающая –
- Формирование умений наблюдать, анализировать опыты, делать выводы,
- Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот,
- Продолжить работу по выработке навыков и умений работать с дополнительной литературой.
3. воспитательная. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и критически оценивать ответы товарищей, воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: Реактивы на столах учителя: HCl, H2SO4, уксусная кислота, стеариновая и пальмитиновая кислоты, яблоко; на столах учащихся: кислоты – HCl, H2SO4 и др. кислоты, индикаторы, пробирки, кусочек яблока.
Оформление класса: Плакаты с формулами кислот (органических и минеральных), паровоз с цистернами, названия остановок (таблички), светофор.
Оформление доски: Тема урока, девиз урока “Учение с увлечением!”, план урока, таблица (сетка) для выполнения л/р., словарь (индикаторы).
Ход урока.
I. Проверка Д/з.
II. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по “стране кислот”. Знакомство учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока, напоминаю учащимся, что они должны вести дневник наблюдений во время путешествия.
Актуализация знаний: Прежде чем отправиться в путь необходимо проверить готовность к путешествию. Проводится беседа по вопросам:
- К доске – решение Д./з. – упр.:4, зад. 5
- С какими классами неорганических веществ вы знакомы?
- Как можно определить степени окисления атомов химических элементов в бинарных соединениях? Показать на 2-х, 3-х примерах.
- Каков тип химической связи в молекулах оксидов и в молекулах оснований?
Итак, ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, правильно ответили на все вопросы, можно отправиться в путь.
“Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор”.
1 остановка. Информационная. Ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения.
Сообщение учащихся об уксусной, муравьиной, молочной и др. кислотах
Уксусная кислота известна с древнейших времен, т.к. образуется при скисании вин “винный уксус”. Ее способность растворять жемчуг и известняк послужили основой легенды о том, что А. Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выведена в 1700 г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, для синтеза различных веществ, также в кожевенной и текстильной промышленности.
“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растениях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
Всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
Жар больного понижает и здоровье возвращает!”
Сообщение учащихся о серной кислоте.
Алхимикам удалось получить серную кислоту, в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов), отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.
H2SO4 – важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.
Итак, все сказано, друзья, “хлеб промышленности – серная кислота”.
Сообщение об азотной кислоте.
Сегодня на уроке об азотной кислоте мы расскажем. Она была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Иби Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.
Для взрывчатых веществ нужна она.
Для красителей, лаков, лекарств идет
Самая важная из кислот.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения –
вот азотной кислоты применение.
2 остановка. Определительная. Познакомимся с составом, названием и классификацией кислот.
- Бинарные соединения на примере бескислородных кислот - HCl, H2S.
- Ппрочитайте формулы.
Демонстрация.
Что общего в составе названных кислот? Какой химический элемент обязателен в формуле кислоты?
Вывод: В состав кислот обязательно входит водород.
А вся остальная часть называется кислотным остатком. Читаем формулы. Пишем на доске. Причем кислородный остаток может быть как простым (Cl -, 32-), так и сложным (SO42-).
Определение кислот.
Кислородные остатки образуют элементы – неметаллы.
По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов,
а) для бинарных кислот – HCl, H2S.
б) для неметаллов, образующих кислотные остатки
кислородсодержащих кислот.
Нужно помнить! -я степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степень окисления H + 1 и О – 2
Например, по формуле H2+1SxO4-2 можно составить уравнение:
(+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0
отсюда х = 6, где х – степень окисления серы.
Зная степень окисления элемента – неметалла, образующего кислородный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.
Например, H2S+6O4, а в оксиде серы степень окисления должна быть равна +6
S+6O3-2 - оксид серы (VI)
H2C+4O3 - C+4O2-2
HN+3O2 - N2+3O3-2 – оксид азота (III)
H2S+4O3 - S+4O2-2 - оксид серы (IV)
По формулам кислот можно определить и общий заряд, который имеют кислотные остатки. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. Число атомов водорода в кислоте называется основностью.
HCl1-, HNO31-
H2SO42-, H2S2-, т.е. SO42-, S2-
H3PO4, ион PO43-
Бинарные бескислородные кислоты образуют простые ионы: Cl-, S2-
Кислородсодержащие кислоты образуют сложные ионы: SO42-, PO43-.
Растворимые
Нерастворимые.
Физические свойства кислот. Тип химической связи в молекулах кислот.
3 остановка. “Дегустационная”.
Какой вкус имеет лимон, щавель, “аскорбинка”?
- кислый! Чем же обусловлено – вот это общее свойство кислот?
Вывод: Общее в составе (наличие атома Н) и строение кислот обусловливает их общие свойства.
Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.
Знакомство с ПТБ при работе с кислотами
Древесина, кожа, ткани.
Обугливаемые лучинки – химическая реакция.
При растворении H2SO4 – вливать > в H2O.
4 остановка. Экспериментальная.
-выполнение л/р. “Действие кислоты на индикаторы”.
Формула и название кислот | Индикаторы | ||
Лакмус | Метилоранж. | Фенолфтолеин | |
HCl – соляная кислота H2SO4 – серная кислота H3PO4 – фосфорная кислота HNO3 – азотная кислота Уксусная кислота |
Шпаргалка: Кислота
Красный. Соответствие налицо.
Вывод об отношении кислот к индикаторам.
Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
H2SO4 и HCl кислоты получают искусственным путем на химических заводах. Многие кислоты встречаются в природе, например, щавелевая кислота входит в состав клеточного сока щавеля, яблочная – в соке яблок, муравьиная.
Такие кислоты называются органическими, а такие кислоты как H2SO4, HNO3 – неорганическими или минеральными. Как относятся к индикаторам органические кислоты?
Л/опыт. Действие лакмуса на кусочек яблока.
Вывод: И органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
III. Закрепление. Упражнение 1; для сильных учащихся упражнение 5. Учащиеся работают самостоятельно на обратной стороне доски.
IV. Д/з. §20, упражнения в конце § (дифференцированное домашнее задание).
V. Подведение итогов урока.
Заключительная часть: Наше путешествие в “страну кислот” закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах.