Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых (фонематических, морфологических, синтаксических) обобщений, психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности. К нам в школу поступают дети (от 50 % до 70 %), у которых несформированность речевых и неречевых психических функций не может не отразиться на такой сложной деятельности, какой является учебная деятельность.
Особенностями в построении своей коррекционно-развивающей работы считаю принципы педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. Поэтому в процессе своей работы стараюсь не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая к самосовершенствованию и саморазвитию.
Мы все хорошо понимаем, что отметка чаще всего не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка — это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.
Считаю, что для личностного развития ученика очень важными являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребенка учиться, использую разнообразные приемы — от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются даже незначительные достижения.
Ребята с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов.
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. Они позволяют отследить не только (и не столько!) улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Таким образом, ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями. Каждому ребенку предлагаю карточку, например такого содержания: “Я старался”, “Я научился выделять из слова гласные звуки”.
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли он старание для качественного выполнения задания. Ученик начинает реально прогнозировать оценку за выполнение задания.
Планируя проведение диктанта, готовлю для каждого ученика “индивидуальную линейку оценки”. Параметрами оценки работы являются “проблемные моменты” письма данного ученика. По окончании диктанта дети проверяют написанный текст и делают отметки на линейках. Отметка (звездочка, крестик, точка), поставленная на горизонтальной линии, обозначает хороший уровень работы, т. е. ошибок нет, возможны исправления, сделанные в процессе письма; выше горизонтальной линии — ошибок и исправлений нет, работа безупречна; ниже — есть ошибки, они исправлены при итоговой проверке. (Приложение 1)
Часто для рефлексии использую оценочный прием “Лесенки успеха”, который позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. В конце занятия, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Прошу, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю-логопеду, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой!). (Приложение № 2).
Ещё один прием оценивания “Достижение целей”. Предлагаю детям записать на страничке целей в тетради такое предложение: “Я могу правильно написать двадцать слов с безударным гласным в корне”. На протяжении нескольких занятий дети выполняют разнообразные упражнения по этой теме, а я, проверяя работу, подсчитываю количество правильно написанных слов и результат записываю цифрой на страничке целей. Ученики, которые напишут 20 слов правильно, удостаиваются аплодисментов группы. Они вправе гордиться собой! (Приложение № 3).
Особенно нравится моим ученика прием “Я так чувствую...”, он организует обратную связь, вызывает рефлексию у детей. Подводя итоги занятия, прошу их нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения. “Точка” — на занятии все было понятно. “Знак вопроса” — осталось ощущение, что что-то непонятно. “Восклицательный знак” — все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые. “Многоточие” — тема кажется непонятной. Не стоит без согласия ребенка “озвучивать” тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается “закрытой”, то можно надеяться на искренность ответов учащихся. (Приложение № 4).
В дальнейшей работе планирую совместно с классными руководителями включится в работу по созданию логопедического блока в портфолио достижений ученика. Стремлюсь к результату, который выражается в формировании у детей следующих умений и навыков:
- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
- ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
- осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать “технологию успеха и достижений”.
Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключенная в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда ученика и является сильнейшим стимулом в учебном труде.
Создание ситуации успеха на занятиях подчинено основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу класса.
Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает мотивы обучения, а значит и качество образования.
Список используемой литературы.
- О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская “Организация логопедической работы в школе” (М., 2005);
- В.С. Кукушин “Логопедия в школе”. (М., 2004);
- Е.В. Меттус, А.В. Литвина, О.С. Турта “Логопедические занятия со школьниками”. (СПб., 2006);
- А.В. Ундзекова, О.В. Сагирова “Русский с увлечением” (Е., 2003).