Содружество учеников, учителей и родителей как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Презентация

Малышу, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости. Необходимо признание детей и взрослых. Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на жизнь.

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями, но немаловажную роль в решении задач воспитания играет семья. Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах.

Разделяя это мнение, коллектив учителей начальных классов МОУ Сосновская СОШ №2, организуя процесс обучения и воспитания, большое внимание уделяет содружеству учеников, учителей и их родителей, используя различные формы работы с семьей. А именно:

  1. Интерактивная:
    • Анкетирование
    • Диагностика
    • Дискуссии
    • Круглые столы
    • Конференции
    • Вечера вопросов и ответов
    • Консультации специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, медицинских работников)
  2. Традиционная:
    • Тематические классные часы
    • Родительские собрания
    • Вечера отдыха
    • Творческие конкурсы
    • Спортивные семейные и интеллектуальные состязания
  3. Просветительская:
    • Использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей
    • Организация родительского всеобуча
    • Выпуск бюллетеней
    • Стенды и уголки для родителей
  4. Государственно-общественная:
    • Создание попечительского совета
    • Совета школы
    • Совета отцов
    • Союза бабушек и дедушек

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в сотрудничестве педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность.

Неслучайно, с 2005-2006 учебного года в воспитательной системе класса реализуется программа “Мы вместе!”, которая призвана развить взаимопонимание между взрослыми и детьми, сформировать доверительные отношения между школой и семьей. Разрабатывая программу, мы (родители и учитель) ставили перед собой цель: создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Задачи, которые нам предстояло решить, были таковы:

  1. Создать ситуацию успеха для ребенка
  2. Сформировать доверительные отношения в классе и дома
  3. Установить тесное взаимодействие с семьями учащихся

По завершению действия программы мы планируем получить следующие результаты:

  • Сплочение детей и взрослых в единый коллектив
  • Приобретение опыта партнерства и сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми
  • Создание семейного клуба “Радуга”
  • Участие всех детей и родителей (насколько это возможно) в районных, областных конкурсах.

Программа осуществляется на основе взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса:

УЧИТЕЛЬ – ДЕТИ – РОДИТЕЛИ

КАЛЕЙДОСКОП СОВМЕСТНЫХ ДЕЛ:

  • Ярмарка-урожай (когда дети готовят забавные поделки из овощей и фруктов, а родители делятся рецептами домашних заготовок, проводят дегустацию блюд)
  • В день рождения школы традиционно проходит акция “Подарок школе”. Это может быть газета с поздравлениями, стихами собственного сочинения, поделки, рисунки, а родители наши главные помощники.
  • Школьный Арбат (выставка творческих работ детей и родителей)
  • Новогоднее представление не обходится без участия родителей. Это и составление сценария, и подготовка сюрпризов, изготовление декораций, подготовка костюмов.
  • Месячник “Отцы и дети”, в рамках которого проходят встречи с папами и дедушками, спортивные соревнования, конкурс военно-патриотической песни.
  • Проект “В поход за здоровьем” (организация экскурсий, походов, выездов на природу)
  • Организация родителями дополнительных занятий по интересам.
  • Совместное проведение акций “Посади дерево”, “Родник”, “Муравейник”
  • Организация исследовательской работы, проведение малой научно-практической конференции учащихся, где учитель выступает в роли руководителя, а родители – консультанты проектов.

Создать что-то новое в воспитательной работе очень сложно. Задача заключается в том, чтобы организовать интересные дела, используя положительный педагогический опыт. Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с детьми и родителями стала для нас работа семейного клуба “Радуга”, которая предполагает неформальное общение педагогов, воспитанников и родителей, а также создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Почему именно “РАДУГА” – спросите ВЫ? Потому что мы:

Радуемся и
Анализируем вместе с детьми.
Думаем
Упорно над проблемами воспитания,
Говорим
Активно, приложив старание!

Есть у нас и свой девиз: “Вместе будем мы учиться, обязательно трудиться, отдыхать и веселиться!”

В Уставе клуба “Радуга” говорится, что:

  • Клуб является добровольным, самодеятельным, общественным объединением учащихся начальных классов и их родителей;
  • В основе работы клуба – неформальное общение младших школьников и взрослых, товарищество, уважение, сотрудничество, детская инициатива;

Цели:

– создание условий для неформального общения детей и взрослых,
– оказание помощи младшим школьникам в адаптации к условиям школьной жизни,
– раскрытие творческих способностей каждого ребенка и родителей
– воспитание учащихся на положительных личных примерах взрослых.

Членом клуба может быть любой учащийся класса и его родители, которые осознают цели клуба и принимают участие в его деятельности.

Основные направления деятельности клуба “РАДУГА”:

1. Просвещение

Ученики Родители
- получение дополнительных знаний по жизненно-важным вопросам

- расширение кругозора

- обучение навыкам обсуждения, рассуждения и анализа

- проведение бесед, лекций, тренингов по вопросам воспитания

- организация лектория для родителей

- выпуск газеты “Уроки для родителей”

- индивидуальные и тематические консультации

2. Развитие общественной активности происходит уже на начальном этапе, так как в результате выполнения определенных заданий и поручений по подготовке и проведению встречи, праздника ребята видят результат своего труда, осознают значимость её не только для себя, но и других, поэтому важно не оставлять без внимания ни один положительный момент ребячьей активности.

Ученики Родители
- видят результаты своей работы

- осознают значимость работы не только для себя, но и для своих друзей, учителей, родителей

- участие в работе Попечительского совета, совета отцов, совета клуба

3. Развитие инициативы и творчества.

Прежде чем провести то или иное мероприятие на заседании совета клуба обсуждаются все организационные вопросы: распределение обязанностей, планирование, работа дежурной группы; заслушиваются и обсуждаются предложения членов совета, анализируются недостатки и успехи. Для успешной работы клуба важен учет и реализация всех предложений и тесное сотрудничество учащихся, учителей и родителей

Ученики Родители
– учет возможностей и пожеланий членов клуба

– демонстрация своих творческих способностей (рисовать, петь, танцевать)

– участие в конкурсах, выставках

– дни творчества детей и их родителей

4. Формирование общественного мнения на основе общения.

Общение – это воздействие, которое обуславливает максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на человека. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, тогда они становятся нормой для учащихся.

Ученики Родители
Тренинг “Приглашаем в мир общения”

1 занятие “Я глазами других”

ЦЕЛЬ: дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точку зрения.

2 занятие “Тайна моего Я”

ЦЕЛЬ: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

3 занятие “Я и мои эмоции”

ЦЕЛЬ: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции и их оттенки. Способствовать единению, сплочённости группы.

4 занятие “Что такое радость?”

ЦЕЛЬ: расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

5. Организация культурного отдыха и развлечений.

Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходимы в нашей жизни праздники и развлечения. Как умело, продуманно и тщательно их организовать, наполнить необходимым для развития ребенка содержанием – задача, которая стоит перед нами, взрослыми.

Завершая своё выступление, хочу отметить, что в работе клуба можно отметить много положительных моментов:

- решается проблема семейного отдыха;
- родителям становятся ближе вопросы школьной жизни;
- дети разумно и полезно проводят свободное время, избегая отрицательного влияния улицы.

Внеклассная воспитательная работа сплачивает классный коллектив, позволяет создать особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности, развить инициативу и творчество, организаторские умения. Внеклассная воспитательная работа позволяет вовлечь трудных учащихся в позитивную деятельность, проявить себя не только в учебе.

При переходе на следующую ступень обучения дети легко адаптируются в новых условиях, так как у них развиты коммуникативные, нравственные и познавательные навыки, они также продолжают активно участвовать во всех школьных и районных мероприятиях.