Малышу, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости. Необходимо признание детей и взрослых. Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на жизнь.
В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями, но немаловажную роль в решении задач воспитания играет семья. Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах.
Разделяя это мнение, коллектив учителей начальных классов МОУ Сосновская СОШ №2, организуя процесс обучения и воспитания, большое внимание уделяет содружеству учеников, учителей и их родителей, используя различные формы работы с семьей. А именно:
- Интерактивная:
- Анкетирование
- Диагностика
- Дискуссии
- Круглые столы
- Конференции
- Вечера вопросов и ответов
- Консультации специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, медицинских работников)
- Традиционная:
- Тематические классные часы
- Родительские собрания
- Вечера отдыха
- Творческие конкурсы
- Спортивные семейные и интеллектуальные состязания
- Просветительская:
- Использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей
- Организация родительского всеобуча
- Выпуск бюллетеней
- Стенды и уголки для родителей
- Государственно-общественная:
- Создание попечительского совета
- Совета школы
- Совета отцов
- Союза бабушек и дедушек
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в сотрудничестве педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность.
Неслучайно, с 2005-2006 учебного года в воспитательной системе класса реализуется программа “Мы вместе!”, которая призвана развить взаимопонимание между взрослыми и детьми, сформировать доверительные отношения между школой и семьей. Разрабатывая программу, мы (родители и учитель) ставили перед собой цель: создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Задачи, которые нам предстояло решить, были таковы:
- Создать ситуацию успеха для ребенка
- Сформировать доверительные отношения в классе и дома
- Установить тесное взаимодействие с семьями учащихся
По завершению действия программы мы планируем получить следующие результаты:
- Сплочение детей и взрослых в единый коллектив
- Приобретение опыта партнерства и сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми
- Создание семейного клуба “Радуга”
- Участие всех детей и родителей (насколько это возможно) в районных, областных конкурсах.
Программа осуществляется на основе взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса:
УЧИТЕЛЬ – ДЕТИ – РОДИТЕЛИ
КАЛЕЙДОСКОП СОВМЕСТНЫХ ДЕЛ:
- Ярмарка-урожай (когда дети готовят забавные поделки из овощей и фруктов, а родители делятся рецептами домашних заготовок, проводят дегустацию блюд)
- В день рождения школы традиционно проходит акция “Подарок школе”. Это может быть газета с поздравлениями, стихами собственного сочинения, поделки, рисунки, а родители наши главные помощники.
- Школьный Арбат (выставка творческих работ детей и родителей)
- Новогоднее представление не обходится без участия родителей. Это и составление сценария, и подготовка сюрпризов, изготовление декораций, подготовка костюмов.
- Месячник “Отцы и дети”, в рамках которого проходят встречи с папами и дедушками, спортивные соревнования, конкурс военно-патриотической песни.
- Проект “В поход за здоровьем” (организация экскурсий, походов, выездов на природу)
- Организация родителями дополнительных занятий по интересам.
- Совместное проведение акций “Посади дерево”, “Родник”, “Муравейник”
- Организация исследовательской работы, проведение малой научно-практической конференции учащихся, где учитель выступает в роли руководителя, а родители – консультанты проектов.
Создать что-то новое в воспитательной работе очень сложно. Задача заключается в том, чтобы организовать интересные дела, используя положительный педагогический опыт. Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с детьми и родителями стала для нас работа семейного клуба “Радуга”, которая предполагает неформальное общение педагогов, воспитанников и родителей, а также создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
Почему именно “РАДУГА” – спросите ВЫ? Потому что мы:
Радуемся и
Анализируем вместе с детьми.
Думаем
Упорно над проблемами воспитания,
Говорим
Активно, приложив старание!
Есть у нас и свой девиз: “Вместе будем мы учиться, обязательно трудиться, отдыхать и веселиться!”
В Уставе клуба “Радуга” говорится, что:
- Клуб является добровольным, самодеятельным, общественным объединением учащихся начальных классов и их родителей;
- В основе работы клуба – неформальное общение младших школьников и взрослых, товарищество, уважение, сотрудничество, детская инициатива;
Цели:
– создание условий для неформального общения детей и взрослых,
– оказание помощи младшим школьникам в адаптации к условиям школьной жизни,
– раскрытие творческих способностей каждого ребенка и родителей
– воспитание учащихся на положительных личных примерах взрослых.
Членом клуба может быть любой учащийся класса и его родители, которые осознают цели клуба и принимают участие в его деятельности.
Основные направления деятельности клуба “РАДУГА”:
1. Просвещение
Ученики | Родители |
- получение дополнительных знаний по
жизненно-важным вопросам - расширение кругозора - обучение навыкам обсуждения, рассуждения и анализа |
- проведение бесед, лекций, тренингов по
вопросам воспитания - организация лектория для родителей - выпуск газеты “Уроки для родителей” - индивидуальные и тематические консультации |
2. Развитие общественной активности происходит уже на начальном этапе, так как в результате выполнения определенных заданий и поручений по подготовке и проведению встречи, праздника ребята видят результат своего труда, осознают значимость её не только для себя, но и других, поэтому важно не оставлять без внимания ни один положительный момент ребячьей активности.
Ученики | Родители |
- видят результаты своей работы - осознают значимость работы не только для себя, но и для своих друзей, учителей, родителей |
- участие в работе Попечительского совета, совета отцов, совета клуба |
3. Развитие инициативы и творчества.
Прежде чем провести то или иное мероприятие на заседании совета клуба обсуждаются все организационные вопросы: распределение обязанностей, планирование, работа дежурной группы; заслушиваются и обсуждаются предложения членов совета, анализируются недостатки и успехи. Для успешной работы клуба важен учет и реализация всех предложений и тесное сотрудничество учащихся, учителей и родителей
Ученики | Родители |
– учет возможностей и пожеланий
членов клуба – демонстрация своих творческих способностей (рисовать, петь, танцевать) – участие в конкурсах, выставках – дни творчества детей и их родителей |
4. Формирование общественного мнения на основе общения.
Общение – это воздействие, которое обуславливает максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на человека. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, тогда они становятся нормой для учащихся.
Ученики | Родители |
Тренинг “Приглашаем в мир
общения” 1 занятие “Я глазами других” ЦЕЛЬ: дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точку зрения. 2 занятие “Тайна моего Я” ЦЕЛЬ: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого. 3 занятие “Я и мои эмоции” ЦЕЛЬ: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции и их оттенки. Способствовать единению, сплочённости группы. 4 занятие “Что такое радость?” ЦЕЛЬ: расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека. |
5. Организация культурного отдыха и развлечений.
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходимы в нашей жизни праздники и развлечения. Как умело, продуманно и тщательно их организовать, наполнить необходимым для развития ребенка содержанием – задача, которая стоит перед нами, взрослыми.
Завершая своё выступление, хочу отметить, что в работе клуба можно отметить много положительных моментов:
- решается проблема семейного отдыха;
- родителям становятся ближе вопросы школьной жизни;
- дети разумно и полезно проводят свободное время, избегая отрицательного влияния улицы.
Внеклассная воспитательная работа сплачивает классный коллектив, позволяет создать особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности, развить инициативу и творчество, организаторские умения. Внеклассная воспитательная работа позволяет вовлечь трудных учащихся в позитивную деятельность, проявить себя не только в учебе.
При переходе на следующую ступень обучения дети легко адаптируются в новых условиях, так как у них развиты коммуникативные, нравственные и познавательные навыки, они также продолжают активно участвовать во всех школьных и районных мероприятиях.